ЭКО противоречит замыслу Божию
В наши дни Церковь поддерживает диалог с обществом; люди доверяют Церкви, обращаются за помощью и рассуждением о самых разных вопросах человеческой жизни. Новые медицинские технологии и связанные с ними осложнения также волнуют современного человека. Тем более что некоторые процедуры и вмешательства таят в себе потенциальную угрозу не только для отдельного пациента, семьи, но и общества в целом. Например, применение искусственного оплодотворения (ЭКО) или суррогатного материнства.
Точка зрения Церкви по этим вопросам давно общеизвестна: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных“ эмбрионов» (Основы социальной концепции Церкви XII, 4).
По данным Российской ассоциации репродукции человека, в 2013 году в результате современных репродуктивных технологий родилось 17569 детей, что составляет около 25% от всех проведенных циклов ЭКО. Соответственно, 75% попыток ЭКО закончились неудачами. Несмотря на это, в средствах массовой информации часто обсуждаются темы репродукции человека и бесплодия в семье не с точки зрения здравого смысла – сохранения здоровья супружеской пары, – а с точки зрения распространения этой дорогостоящей и небезопасной бизнес-технологии, к которой прибегают женщины, ставшие бесплодными нередко после аборта.
На эти и другие темы с нами побеседовал протоиерей Димитрий Смирнов, Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской.
– Отец Димитрий, почему Церковь не благословляет экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и суррогатное материнство и просит верующих от этого воздерживаться?
– «Воздерживаться» в данном случае не совсем верное слово. Экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство по сути своей противоречат замыслу Божиему о человеке. Но людям свойственно, если их не пускают в дверь, лезть в форточку. ЭКО и суррогатное материнство – весьма опасная и греховная игра с Творцом Вселенной. Когда какая-нибудь богатая старушка, имея взрослых детей, хочет искусственным путем завести еще себе детей, это противоречит воле Божией.
ЭКО – это процедура, рассчитанная, в основном, на людей состоятельных, на тех, кто привык ни в чем себе не отказывать. Кроме того, грехом, с точки зрения Церкви, является сам процесс экстракорпорального оплодотворения: медики заготавливают несколько зигот, то есть оплодотворяют несколько яйцеклеток, потом одну-две подсаживают, а остальные держат про запас. Если первые зиготы к стенке матки не приживаются, берут следующих, а остальные замораживают. Вам это ничего не напоминает? Такой способ искусственного создания людей по сути представляет собой натуральный фашизм. Как мы помним, за подобные эксперименты людей вешали после Нюрнбергского процесса.
Третий момент: в наши дни самая благородная человеческая деятельность – медицина – превратилась в бизнес, стала сферой дорогих и платных услуг. В ней ощущается сильный запах торговли любовью. И еще: несколько лет назад мой друг академик Алтухов говорил мне, что 20% детей, которые рождаются посредством ЭКО, впоследствии имеют проблемы душевного характера.
Есть также один немаловажный момент нравственного характера. Помню случай, свидетелем которого мне довелось стать. Бесплодная семейная пара решила завести себе ребенка с помощью ЭКО и суррогатной матери. Та родила, но немножко не доносила. Близнецы родились восьмимесячными. Заказчики – папа с мамой – пришли в больницу, посмотрели на недоношенных младенцев и объявили, что те их не устраивают и брать их они не будут. Врачи – к суррогатной матери, а та говорит: «Мне они тоже не нужны. Свои деньги я уже получила и отработала». Представляете себе, какая ситуация! Если бы те мама с папой сами родили ребенка, они были бы связаны с ним эмоционально и в любом случае не захотели бы с ними расставаться. А эти дети были для них чужими: они заказали ребенка, как заказывают какую-нибудь вещь в интернет-магазине и от которой можно отказаться. Слава Богу, та ситуация разрешилась благополучно: нашлась хорошая верующая семья, которая усыновила двойняшек.
Кстати, для женщины и ее ребенка очень важна эта выстраданность матерью своего малыша. А бывает и наоборот: суррогатные матери за девять месяцев беременности так привязываются к будущему ребенку, что после родов не хотят с ним расставаться. И тогда суррогатное материнство оборачивается трагедией.
ЭКО и суррогатное материнство – это верх безнравственности. Именно поэтому Церковь и выступает против них. Я уж не говорю о том, что с помощью ЭКО детей получают гомосексуальные пары: они заводят себе малыша как игрушку, как собачонку.
– Отец Димитрий, а если посмотреть на эту ситуацию под другим углом? Ведь ребенок, пусть и родившийся путем ЭКО или суррогатного материнства, может принести счастье бесплодной семье, наполнить жизнь родителей смыслом…
– Родители, которым Бог не дал детей, могут взять сирот из приюта. Каждая бесплодная семья может усыновить сироту, воспитать и любить его. Вот это дело, угодное Богу. Ведь чужих детей не бывает. Недаром русская пословица гласит: храм не строй, а сироту пристрой. Другое дело, что сейчас ЭКО стало своего рода модой. Она толкает богатых капризных людей, привыкших каждый сезон менять шубы и каждый год покупать новые машины и дома, на то, чтобы получить ребеночка, не напрягаясь. Вы посмотрите на завлекательную рекламу ЭКО, которую можно увидеть буквально на каждом углу: легко, просто, доступно… И на эти сказочки многие люди ведутся, не задумываясь, что ЭКО – это прямое противоречие замыслу Божию.
Или возьмите актрис, которые прибегают к суррогатному материнству, лишь бы только не прервалась их киношно-театральная карьера и не испортилась от родов фигура. Как это называется? Это какое-то совершенно дикое, уродливое отношение к материнству, чуждое не только христианству, но и вообще нравственному пониманию жизни. Суррогатное материнство не встречается у других млекопитающих. Это плод извращенного грехом человеческого ума. А вы спрашиваете, почему Церковь выступает против этого?
– А если сравнивать ЭКО и суррогатное материнство, что можно считать большим грехом?
– Это вещи одного порядка, оба эти извращения стоят рядышком. Но говоря о суррогатном материнстве, необходимо сказать, что, по сути, это худший из видов проституции…
– «Худший из видов проституции»… Что Вы имеете в виду?
– А Вы сами подумайте: женщину покупают за деньги на девять месяцев, эксплуатируют, а потом еще отбирают у нее ребенка, которого она рожала в муках. Насилию подвергается ее женская природа, ее материнские инстинкты. Душа женщины разрушается. Ни одна женщина никогда в жизни не сможет ни забыть, ни простить себе своего проданного ребенка…
– А если женщине не на что жить?..
– Когда люди занимаются проституцией, они всегда говорят, что им негде и не на что жить. Так они сами себя оправдывают. Вы знаете, что, к примеру, в Индии существует целые фабрики по получению детей. Женщин там заставляют беременеть. Их «работа» – рожать. Родила – три месяца покоя – и снова беременность. Слава Богу, что в России пока такого нет.
Кстати, не только Православная Церковь выступает против подобной эксплуатации женщины – суррогатное материнство уголовно наказуемо в ряде стран Европы: Франции, Германии. За это можно сесть в тюрьму и во многих штатах Америки.
– Отец Димитрий, Вы опередили мой следующий вопрос. Как Вы объясните, что Европа, которая разрешает гомосексуальные браки и усыновление детей однополыми парами, в то же время запрещает суррогатное материнство и врач, скажем, в Германии за подобную операцию может получить три года тюрьмы, а у нас, в православной России, суррогатное материнство разрешено на государственном уровне?
– Где это написано, что Россия – православная страна? Насколько мне известно, Россия находится то ли на 1-м, то ли на 2-м месте в мире по количеству абортов. Такое массовое убийство – это что, свидетельство принадлежности к Православной вере? А то, что больше половины населения нашей страны верит в астрологию и смотрит по телевизору всяких экстрасенсов – это тоже Православие?
И как в нашей стране можно запретить суррогатное материнство, если это выгодный бизнес, на котором наживаются богатые люди? Как его запретить, если на государственном уровне его поддерживает мощное лобби? Я принимал участие в работе соответствующего Комитета Госдумы при подготовке законов о запрете суррогатного материнства. Думаете, у нас что-нибудь получилось? Нет, конечно! Мощнейшее лобби защищает интересы богатых людей и, покупая депутатов, проводит в жизнь только те законы, которые нужны капиталу.
– Можно ли изменить эту ситуацию?
– Меня никто не может упрекнуть в том, что я ничего не делаю. Участвую во всех круглых столах, беседую со всеми, с кем могу, пытаясь донести точку зрения Церкви. Дума, Общественная палата, статьи, передачи, ток-шоу – я честно пытаюсь сделать все, что от меня зависит. Хотя мое дело – это служить, крестить, венчать, отпевать, проповедовать…
И никто не может сказать, что наша Церковь молчит. Нет, мы пытаемся бороться. Но люди, у которых много денег, могут организовать любой фронт сопротивления. Они покупают эфирное время на телевидении и рекламное место в газетах, организуют выгодные для себя передачи и статьи. К сожалению, сейчас в нашей стране правит капитал. Но нельзя опускать руки и отчаиваться. Надо продолжать говорить. Поэтому всем и каждому, кто заводит со мной речь об ЭКО и суррогатном материнстве, я говорю: «Это грех против Бога и Церкви». И этот грех лежит на всех, кто связан с этими процедурами: на родителях, которые задумали таким способом получить ребенка; на враче, который эту операцию проводит; на администраторе, который записывает данные; даже на стороже, который охраняет здание, где проводятся подобные операции. Все причастные к этому люди являются составной частью большой индустрии греха. И они должны знать об этом.
– Но порой приходится слышать мнение, что Церковь потому лишь выступает против ЭКО и суррогатного материнства, что отстает от науки, от современных технологий…
– Все тексты, в которых отражено мнение Церкви по этому вопросу, мы прорабатывали в церковно-общественном совете по биомедицинской этике. В него входили академики, доктора наук, известные ученые нашего времени, такие, как уже упомянутый мною директор Института общей генетики РАН академик Алтухов. Это что, отсталые люди? Они ничего не понимают в генетике? И, кстати, многие врачи знают то, о чем открыто говорит наша Церковь, но все эти проблемы врачи скрывают, потому что у них на первом месте бизнес, который приносит им деньги.
– Отец Димитрий, родители, которые соглашаются на ЭКО или суррогатное материнство, но не хотят брать сироту из детского дома, часто так поясняют свое решение: «Это все-таки будет мой ребенок, моя кровиночка. А кто мне достанется в приюте – еще неизвестно. Вдруг у него обнаружатся какие-нибудь наследственные болезни…»
– Во-первых, это не совсем верно. У каждого ребенка из детского дома есть своя подробная медицинская карта, и по закону новым родителям врач детдома обязан ее предоставить.
Во-вторых, в нашем мире очень много абсурда. Я уже говорил, к примеру, об абортах. Ведь это же дичь какая-то! Мы позволяем убивать своих собственных детей, среди которых могли бы родиться новые Суворовы, Менделеевы. Пушкины. И общество принимает эти убийства и оправдывает их.
Получается, что наше государство, с одной стороны, сохраняет жизнь серийным преступникам, убийцам-педофилам, террористам, пожизненно их кормит-поит, одевает и прогуливает. А с другой стороны, государство одобряет убийство нерожденных младенцев, которые могли бы стать гордостью нашей страны. Полнейший абсурд в головах у людей!
Мне нередко приходится беседовать с женщинами, которые хотят сделать аборт. И каждый раз я говорю: «Ну зачем убивать? Роди и оставь его в роддоме, ребенка пристроят – только не убивай». Но женщина не соглашается, объясняя это тем, что общество осуждает женщину, которая оставила ребенка… А убившую – не осуждает. Это ли не абсурд!
– Наверное, это происходит от того, что женщины не воспринимают эмбрион как полноценного человека…
– …Но этот эмбрион шевелится, иные орут. Некоторых приходится класть на подоконник и открывать окно, чтобы они умерли… Или в холодильник. Это просто фашизм и результат целенаправленной коммунистической пропаганды.
– Но ведь эта пропаганда осталась в прошлом…
– Не совсем. Когда людям свернут мозги на сторону, они еще долго остаются в этом положении. Надо, чтобы наш народ встал на путь покаяния. Человек должен осознать себя, осудить, оплакать свои поступки. Люди должны разрушить все абортарии и убрать аборт из гинекологических процедур… В свое время коммунистическая пропаганда столько всего порушила. Тот же Ленин с подвижниками в России первым на планете разрешил аборт – узаконенное государством убийство беспомощного существа.
– Отец Димитрий, мы с Вами несколько увлеклись и отошли от основной темы. Давайте вернемся к ЭКО. Помню, я однажды стал невольным свидетелем одной дискуссии на эту тему. И одна женщина тогда сказала: «Мы с мужем живем давно, но Бог не дает нам детей. Что ни делаем, забеременеть не получается. Знаю, что ЭКО – это грех, но что же нам делать?» Что бы Вы посоветовали?
– Что посоветовал бы? Я уже отвечал: взять сироту! Известно немало случаев, когда люди, которые не могли иметь детей, брали в свою семью сирот, а потом у них рождались собственные дети. Почему Бог не дает детей? Потому, что Он видит, что пара не готова к рождению человека.
– А если все же родители боятся брать из детского дома? По каким-то своим убеждениям или из страха, что попадется ребенок с плохой наследственностью?
– Во-первых, никто не застрахован от того, что у нормальных родителей родится неполноценный мальчонка. Такое ведь тоже нередко бывает. Но бывает и наоборот. Я содержу и окормляю два детских дома. И там есть один славный малыш. У него оба родителя – и мама, и папа – страдают олигофренией в стадии дебильности, а мальчик у них родился не просто нормальный, а интеллектуал. И вообще многое зависит не от генов, а от воспитания.
– Батюшка, и последний вопрос. У нас в России так много детских домов и детей-сирот…
– …Нет, сейчас уже, слава Богу, число детских домов сокращается. Государство наконец-то поняло, что эта структура, которая, по сути, готовит кадры для тюрьмы и не выполняет свои воспитательные функции. Государство осознало, что лучше помогать опекунам, которые воспитывают сирот в своих семьях. Опекуны получают в пять раз меньше, чем расходы, выделяемые на детский дом, но эффективность воспитания в приемных семьях выше...
– …И все же мой вопрос: если удастся запретить аборты, не увеличит ли это число детей-сирот, которых мамы будут оставлять в роддомах?
– Любую проблему, особенно такую сложную, как воспитание человека, необходимо решать в комплексе. И начинать надо с воспитания человека. Потому что нашему государству нужны прежде всего не асфальтоукладчики, не водители, не космонавты, не менеджеры – нам нужны граждане. А для этого мальчик должен быть готов стать отцом, а девочка – матерью. Дети должны любить свое Отечество, знать свою историю, свою культуру. Быть патриотами и семьянинами. Вот кого мы должны воспитывать. Но воспитание в нашей стране, увы, хромает. Дети воспитываются с помощью компьютерных игр, улицы, детского коллектива, телевидения.
Но если в вопросах воспитания нам нужно вернуться к истокам, то в отношении ЭКО и суррогатного материнства нам однозначно нужен закон, который все это запретит. Закон, которому богатые будут подчиняться наравне с бедными. Закон, который будет выполняться. Закон, который остановит убийства детей.
Беседовал Петр Селинов