Димитриевская родительская суббота

Протоиерей Димитрий Смирнов

Поминая усопших, подумаем и о себе

О чем стоит задумываться, стоя на пороге жизни вечной? Размышляя на тему смерти, протоиерей Димитрий Смирнов говорит о том, что мы, люди грешные, чаще всего думаем о теле, нежели о своей душе, о своем духе. И оттого не пытаемся приблизиться к Богу – кто из лености душевной, кто из равнодушия. А к чему ведут равнодушие и леность – об этом читайте в его статье «Поминая усопших, подумаем и о себе».

Будет день Последнего Суда, когда все люди, начиная от Адама и кончая нашими днями, воскреснут. А те, кто к тому времени будет жив, изменятся, то есть их плоть претерпит изменение: как Христос воскрес и Его Тело стало другим после Воскресения, такое изменение плоти ожидает и каждого человека. Потому что, когда человек умирает, его душа отделяется от тела и он в своей целостности перестает существовать. Душа продолжает жить в загробном мире, а тело – кого сожгут, кого в земле черви съедят, а иногда и рыбы морские – всякое бывает.

Конечно, такое бытие не есть полнота. И вот Христос стал Первенцем из мертвых, как на Пасху поем: «Смертию смерть поправ», – потому что Он уничтожил этот окончательный для нас смертный приговор. Придет время, и все люди воскреснут. Одни воскреснут для жизни вечной со Христом, а другие воскреснут для вечной муки, потому что они жизни со Христом лишились.

Евангелист Иоанн в Евангелии, которое мы обычно называем заупокойным, приводит слова Христа Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). У любого человека спроси:

– Хотел бы ты не умирать, а перейти прямо от смерти в жизнь?

– Ну а что, неплохо бы.

– Хорошо, но это только при одном условии: если человек слушает слова Христа Спасителя.

Потому Господь и именуется Спасителем, что только Он может спасти. Но как человека спасти, если он слушать о спасении не хочет?!

Вот представим себе: кто-то попал в водоворот, и его засасывает. Мы говорим: отгреби сюда, здесь мелкое место, и тихо, и вода с ног не сшибает. А он не слушает, он продолжает грести в противоположную сторону. Понятное дело, он утонет. Потому что не слушает того, что ему говорят. Так и большинство людей совершенно равнодушны к тому, что говорит Бог.

Отчего происходит это равнодушие? Каждый человек трехсоставен: у нас есть тело, у нас есть душа, и у нас есть дух. Что такое тело – объяснять не надо, все мы это хорошо знаем, свое тело лелеем и очень беспокоимся о нем. Более того, большинство людей считают, что главное – это здоровье, то есть поддержание своего тела в здоровье – это главная цель жизни.

С душой уже сложнее, тут все не так очевидно. Хотя даже если атеисту скажешь: ты человек бездушный – он обижается. Потому что даже самый заядлый атеист понимает, что душа-то у него все-таки есть, и понимает, что душу эту нельзя ни потрогать, ни ощутить, ни измерить каким-нибудь гальванометром. Душа – она внутри, и вот эта-то душа и страдает, и думает, и обижается, когда скажут: ты бездушный.

А есть еще внутри нашей души самая важная, сокровенная часть. Это наш дух. Об этом многие даже и не подозревают, а многие, хотя об этом и рассуждают, но не совсем правильно понимают, что это за часть существа. Дух есть средоточие нашего «я», нашей личности. Дух – это то, собственно, что я собой представляю как таковой. Дух – это то, что отличает меня от животного. И вот у большинства людей он находится в совершеннейшем забвении.

Всех людей условно, конечно, можно распределить на три категории: кто больше заботится о своем теле – тот человек телесный; кто больше живет жизнью своей души – тот человек душевный. Вот, например, сидят люди за столом. Посидели, выпили, поговорили. Один встает, говорит: «О, отлично поели!» А другой говорит: «Как душевно посидели!» То есть для одного важно поесть, а для другого важнее поговорить. Вот такое противоречие душевного и телесного.

А как же с духовным-то быть? Духовное молчит. И в этом нет ничего удивительного. Большинство людей на земле совершенно равнодушны к хорошей музыке, а слушают всякую ерунду. Большинство людей совершенно равнодушны и не понимают, в чем суть хорошей литературы, допустим, поэзии. Я уж не говорю о живописи, это вообще почти никому недоступно. Почему? Потому что человек в этом плане совершенно не развит. Ему что Рафаэль, что Айвазовский – разницы нет. Айвазовский даже лучше, потому что там море, волны, чайки летают. А здесь какая-то Мадонна, какие-то складки, какие-то пейзажи. А сердце на все это не откликается. Причем не потому, что человек плохой, – нет, упаси Бог! Мы же не говорим про ребеночка, который в колясочке лежит, что он плохой, если он не понимает Рафаэля. Мы говорим, что он маленький и еще не развит.

Так же и у большинства людей на земле дух совершенно не развит. До человека совершенно не доходит смысл слов о спасении – он слова-то слышит и интонации различает, но до сердца ничего не доходит. Вот в этом вся наша беда и заключается, что мы вроде и крещеные все, и в церковь ходим, и слушаем, что здесь происходит, но не все в нас входит. Поэтому большую часть того, чего от нас ждет Господь, мы в силу нашей духовной неразвитости отторгаем.

Если мы проживем жизнь, не развившись духовно, то тогда произойдет нечто самое страшное: мы жизнь нашу проживем зря, потому что мы эту свою жизнь потеряем. Потому что цель жизни есть спасение. Все наши страдания, весь наш жизненный опыт – это все будет никому не нужное и пустое дело, прямо противоположное делу нашего спасения, если мы не усвоим себе дело спасения. Поэтому хотим мы того или не хотим, легко нам или трудно, а нам необходимо постигать слово Божие. Сам Господь нам это заповедал. Он сказал: «Исследуйте Писание, ибо оно свидетельствует обо Мне». Без этого невозможно спастись. Недаром Христа Церковь именует воплощенным Словом Божиим.

Откуда можно узнать истину? Спросить у такого же грешного человека, как ты сам? Он тебе так посоветует, что потом всю жизнь не расхлебаешь. В Евангелии есть удивительные слова. Господь говорит: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5, 30). То есть то, что нам говорил Господь Иисус Христос, это прямо от Отца Небесного, Который нас, как детей, хочет спасти. В Евангелии как раз все и посвящено тому, как нам спастись. И нужно глубоко понять, изучить, что там написано.

Конечно, многое за тысячу лет, пока наш народ был православным, мы как-то с молоком матери усвоили... В нашей культурной среде слово Евангелие существует. Храмы повсюду стоят и крестами своими свидетельствуют о том, что главное все-таки не здоровье, а главное – спасение. Поэтому крест ставят выше всего, на самый купол. А если бы главным было здоровье, то Христос прожил бы, может быть, двести лет и умер бы здоровеньким и богатеньким, если бы это тоже было главным. Но Господь в 33 года на Крест взошел, и Его убили, и Он на это пошел добровольно – вот что главное. Более того, Он и нам заповедал: «Возьми крест свой и следуй за Мной».

Что такое нести крест – каждый русский человек хорошо знает. А вот что значит «следуй за Мной» – это не очень понятно. Как это за Ним? В Иерусалим всем съездить? Это не всем по деньгам получается. Нет, имеется в виду идти за словом Божиим! Необходимо слово Божие постоянно изучать и вникать в него. Это очень трудно. Большинство людей, живущих на земле, книжки вообще читать не могут, некоторые еще могут газеты читать, а для большинства и это труд невыносимый. Потому что прочел абзац и уже запутался, тяжело, засыпает, неохота, проще телевизор смотреть. А по телевизору, к сожалению, это все не преподается.

Поэтому Господь сказал: «Царствие Божие нудится, и только употребляющие усилие восхищают его». Только если мы с вами начнем этот труд, если мы начнем читать Евангелие, начнем исполнять то, что в нем написано, пусть сначала в каких-то малых вещах, каких-то пустяках, то потом постепенно появится возможность того, что Евангелие станет всей нашей жизнью, что мы будем руководствоваться не тем, как соседи живут, не тем, как учили нас родители, потому что они сами часто ничего не понимали, а будем руководствоваться Евангелием. Конечно, сложно вот так взять и исправить свою жизнь. Это очень трудное дело, но только это и означает ийти вслед за Христом. И если мы этот путь не совершаем, хотя бы в какой-то малой степени, то никакого спасения мы не увидим как своих ушей.

Давайте представим, что сегодня вечером мы с вами умрем – и что мы будем делать этой ночью? Что будет душа моя делать, если я сегодня вечером умру? Этот вопрос перед нами, как правило, не стоит. А ведь мы можем умереть: сосуд лопнул – и все. Или просто сердце остановилось, а врачи говорят: сердечная недостаточность. Что будет делать наша душа?

Ведь что значит – умереть? Это значит, что твоя душа пойдет на встречу с Богом, с Господом Иисусом Христом. И что ты Ему скажешь? Ты жил, тебе дали жизнь, тебе дали крест, тебе дали веру, тебе дали детей. Ты веруешь в Бога – молодец. А где твои дети? Как ты их воспитал? Чему ты их научил? Ты своих детей хоть одной молитве научил? Как твои дети постятся? Как твои дети живут со своими женами? Что за слова у них изо рта периодически вылетают?

Что мы на все эти вопросы ответим? Большинству из нас сказать будет нечего. И так во всем. И оказывается, что жизнь-то наша прожита зря. Потому что все наши вещички, все наши дома, которые есть у нас здесь, на земле, здесь и останутся. А для души, для духа своего что мы приобрели? Ничего. Мы должны были приобрести духовный плод, а его у нас как раз и нет: ни любви, ни радости, ни благости, ни мира, ни воздержания – никакого духовного совершенства. Мы не только этого не искали, мы об этом и знать-то не знали. Хотя это еще не самое страшное, а самое страшное – не хотели знать. Вот в чем дело! Это самая большая печаль, что мы даже не хотим ничего делать для своего спасения.

И на что нам остается надеяться? Не на что. Потому что наша надежда на то, что Бог за нас все сделает, это надежда безумная. Почему? Да потому, что Он уже все сделал: Он пришел, Он создал Церковь, Он дал Таинства, с помощью которых любой грешник может начать вести жизнь небесную, – святое Покаяние, святую Евхаристию, святое Крещение, святое Елеосвящение, святое Таинство брака. Все дал, а нам хоть бы что!

Так вот, Господь от нас ждет, чтобы мы от этого равнодушия к духовной жизни были исцелены. Нам нужно в этом покаяться, нам нужно обязательно это все пересмотреть, переосмыслить. Тогда каждый день, отпущенный нам, будет приобретать большой смысл. Потому что каждый день можно думать только о том, сколько заработал, или сколько посуды перемыл, или сколько внуков посетил, или как на кладбище убрал цветами могилы своих сродников. И то сделал, и это – как хорошо, весело на душе, пей, душа, и веселись. А можно думать: приблизился ли ты за этот день к Царствию Небесному или не приблизился? Сделал шаг к Богу или не сделал? А чтобы сделать шаг к Богу, что для этого нужно? Вот возьми и почитай! Тяжело, трудно? Ничего, потрудись, помучайся. Царствие Божие нудится. Если с помощью денег можно другого заставить на себя работать, то усвоить слово Божие таким образом невозможно.

Обязательно нужно во всем употреблять усилие. Тяжело трудиться, тяжело учиться, вообще всякие упражнения души тяжелы, а все духовное еще труднее. Но мы должны себя, как проржавевшую гайку, обязательно прокрутить, чтобы появилось в нас какое-то движение. Потому что когда мы крутим, то гайка по резьбе вперед идет. В нас все проржавело, надо это осознать, это очень опасное положение. Если мы не сумеем прокрутить эту гайку так, чтобы пошла она все-таки вперед, по направлению к Богу, то значит, мы прожили жизнь зря. Никакого смысла не имеет ни такая наша вера, ни такое наше хождение в храм.

В полном объеме статья протоиерея Димитрия Смирнова представлена в сборнике «Свет будущей жизни (о смерти и бессмертии)», выпущенном издательством «Даниловский благовестник».


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!