Мне не стыдно перед детьми

Мария Кивва

«Прихожанину» выпала возможность поговорить по душам с актрисой театра и кино Марией Кивва. Было время, когда она играла разные легкомысленные роли. А потом неожиданно всё изменилось: Мария пришла в Церковь, стала серьезной, начала играть в православном театре «Живая вода» и даже писать иконы. О причинах перемен в Машиной жизни – наша беседа с ней.

Мария Кивва родилась в Краснодаре. В 1996 году с отличием окончила ГИТИС, знаменитую мастерскую Л.Е. Хейфица. С 1997 по 2007 служила в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского. Играла в фильмах «Подарок», «Моя мама - невеста», «Родина ждет», «Большая нефть», сериалах «Крот», «На углу у Патриарших-3,4», «Татьянин день» и др. Мария Кивва замужем, у нее подрастают двое детей: сын Владимир и дочь Александра.

– Всё, что со мной случалось: фильмы, в которых я снималась, люди, которые мне встречались, – знаю, происходило по воле Божьей. Только раньше я этого не понимала. Заблуждалась во многом. Когда я еще не была человеком воцерковленным, но верила в Бога, я всё пыталась понять, для чего мы живем. Мне всегда надо было докопаться до смысла того, что я делаю. Считала, что если не понимаю смысла своих занятий, значит, трачу время впустую. И когда поступала в ГИТИС, всё размышляла, а какую задачу я буду решать, когда стану актрисой. Помню, как перед поступлением в институт брала благословение у священника в нашем храме.

Когда начала сниматься, считала, что, пока не рожу детей, не могу позволить себе играть фривольные роли. Когда родился сын, подумала: «Ну, вот теперь моя главная задача выполнена. Пора заниматься карьерой». Я говорила себе, что должна научиться быть смелой, играть любые, самые откровенные, роли». Подобное искушение – это своего рода «ключик», который открывает все карьерные двери. Тебя словно испытывают, проверяют, как далеко ты можешь зайти. Конечно, и моя карьера пошла в гору, и я получала главные роли в крутых боевиках… Но, мне кажется, даже тогда Господь берег меня.

А потом пришло осмысление, мне словно что-то открылось. Я поняла, что даже как актриса ни в коем случае не должна «пускаться во все тяжкие». В любом своем качестве человек должен учиться сдерживать чувства, эмоции. Я открыла для себя главный, но очень простой критерий. Примеряя роль, я каждый раз себя спрашивала: а не будет ли мне стыдно перед детьми за то, что я делаю на экране? И когда я это поняла и приняла, мне сразу стало проще: я начала тщательнее отбирать роли, внимательно читала сценарии и никогда сразу не соглашалась, даже если предложение поначалу казалось очень заманчивым. В итоге мне пришлось отказаться от 90% предлагаемых ролей. Но я об этом не жалею.

Великая Фаина Раневская говорила о выборе ролей: «Не хочется плевать в вечность». Я сформулировала это для себя иначе: «Не хочу, чтобы детям было стыдно за маму!».

Кино – это очень ответственное дело. Ведь потом ничего уже нельзя ни стереть, ни исправить.

– А как тебе удается совмещать профессию с христианским мировоззрением, верой?

– Конечно, поначалу было непросто. Я ведь пребывала в состоянии неофита, который на пути к Богу порой становится излишне критичным: и к себе, и к окружающим. И потому старается отсекать все лишнее. Это своего рода подростковый максимализм. Я была именно такой. Но, возможно, этот подход помог мне обрести некий стержень. Сейчас, мне кажется, я уже могла бы, к примеру, сыграть какую-нибудь злодейку.

– Это не противоречит твоему внутреннему состоянию?

– Думаю, нет… Ведь Господь пришел не к праведникам, а к грешникам. Хотя, конечно, играть положительного героя значительно легче. Ведь в этом случае актер словно бы тянется за ним, заряжается его положительной энергией. А когда, наоборот, копаешь в мерзости, нельзя не испачкаться. И примеряя оболочку блудницы или злодейки, нельзя не присвоить себе часть их эмоций. В эти роли можно так заиграться, что они будут преследовать всю жизнь. Так ведь часто случается: после съемок актер не может выйти из образа: говорит и поступает, как его герой.

– Опасная штука…

– Еще бы! Можно и до «психушки» доиграться. Но самое страшное другое: близкие люди перестают понимать, с кем они общаются: с тобой, или твоим персонажем. Я встречала актеров, которые постоянно пребывают в каком-то образе. И живут так, словно играют роль в кино.

– А с тобой такого не случалось?

– Нет! Я не люблю играть в жизни. Хотя меня за это частенько родные попрекают, говорят: «Ты же актриса, могла бы сыграть роль, чтобы смягчить ситуацию, обойти острый угол». Но я так не умею. Кино есть кино, а жизнь есть жизнь. Нельзя это смешивать.

– Кстати, о ролях. А что бы тебе сейчас хотелось сыграть?

– С удовольствием сыграла бы любовь. Но не ту «любовь», которую нам часто показывают в современных фильмах. Любовь как жертвенность, когда один человек отдает другому тепло, внимание, заботу. Кстати, именно поэтому в свое время я выбрала сценарий фильма «Большая нефть». Моя героиня в фильме до смешного заботится о своем муже. Дело происходит в Сибири, мороз – минус 50. Прорвало отопление, и руководитель района ходит по домам, проверяя, как там жители, не умерли ли от холода. И жена, которая очень любит его, повсюду следует за ним, то поправляя ему воротничок, то как-то иначе заботясь о любимом муже.

Меня очень огорчает современный стиль жизни – он не предполагает ни прощения, ни сострадания. Почему-то персонажи нашего сегодняшнего кино в основном чувствуют себя супергероями, гениями, а во всех проблемах привыкли винить окружающих. И печально, что такой образ преподносится нам в качестве примера!

Мне жаль, что не снимают фильмов о том, как человек делает свой выбор. Выбор между добром и злом. Вместо этого зрителю навязывает сюжеты об убийствах, насилии и обогащении за счет других. А так хотелось бы смотреть фильмы и сниматься в картинах, где человек преодолевает поврежденность своей натуры и стремится к добру…

– Но, по-моему, тебе удалось сыграть такую героиню в сериале «Татьянин день»…

– Да, и это была редкая удача. Знаешь, мне рассказывали, что когда сериал шел по ТВ, в санаториях приходилось переносить ужин на другое время, потому что отдыхающие переставали ходить в столовые. Конечно же, для меня это была возможность поговорить о жизни с огромной аудиторией. Моя героиня Анна Рыбкина – удивительный персонаж. Она сумела сохранить свою семью, сберегла свое счастье, не разрушила его ради легкого увлечения, пустого флирта. И при этом она по-настоящему добрый человек, умеет прощать обиды, не мстит. Такие герои помогают людям жить, учат их добру и настоящей любви. После этого сериала мне приходили письма со всей России, из Америки и Израиля. Откликов было много, но мне запомнились несколько – они пришли из разных концов земли, но мысль была одна – «Спасибо вам! Вы помогли нам сохранить семью». Такая оценка дорогого стоит.


Текст подготовили Екатерина Орлова, Петр Селинов