С момента зачатия во чреве матери находится человек, возлюбленный Богом

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

24 марта 2016 года в Московской областной Думе прошла конференция на тему «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое», посвященная проблеме абортов, а также защите прав семьи, материнства и детства.

Предлагаем вниманию читателей выступление Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Уважаемые Игорь Юрьевич, Лидия Николаевна, Марина Борисовна! Дорогие участники конференции!

Тема противодействия абортам обсуждалась в нашем обществе и ранее, но во весь рост она встала после выступления Святейшего Патриарха Кирилла 29 января сего года в Совете Федерации, когда он подверг резкой критике либеральное российское законодательство, касающееся искусственного прерывания беременности, имеющее результатом катастрофическую статистику абортов в нашем Отечестве. Его Святейшество тогда сказал: «Скажите, пожалуйста, что может быть важнее, чем спасти жизни миллионов наших детей? И мы будем говорить на эту тему до тех пор, пока не изменится ситуация. Нас будут критиковать, я знаю, какие комментарии последуют на те слова, которые я сегодня произношу, но я произношу их по совести пастыря, человека и гражданина».

Узнав от меня о теме нашей конференции, Святейший Патриарх Кирилл просил передать благодарность руководству Московской областной думы и всем подмосковным парламентариям за внимание к столь острой духовной и социальной проблеме. Предстоятель нашей Церкви просил меня передать вам свое благословение и пожелание успеха в работе сегодняшнего форума.

Наша встреча имеет своим эпиграфом слова из библейской книги Второзакония, где излагаются заповеди, данные человеку Богом. Там сказано, что, избирая жизнь, человек получает вместе с нею благословение Господа (см.: Втор. 30, 19).

Хорошо помню, как мне довелось участвовать в конференции, которая была связана с этими словами Священного Писания. В стремлении добиться скорейшего продвижения дела разоружения представители Церквей и христианских религиозных объединений Советского Союза и США собрались на конференцию в Женеве в марте 1979 года. Мы тогда приняли заявление под названием «Изберите жизнь», содержавшее призыв к христианам двух великих держав бороться за разоружение. От опасности ядерного конфликта мир удалось спасти. Но над человечеством нависла другая угроза гибели людей, мимо которой многие проходят, не обращая на нее внимания. Я имею в виду детоубийство во чреве матери. Его жертвами на земном шаре ежегодно становятся 55 миллионов человек. Это не только российская, это всемирная трагедия, о которой мы будем размышлять сегодня.

Жизнь – это главный дар Творца миру. На протяжении тысячелетий люди осмысливали жизнь как чудо. Научный разум, пытаясь проникнуть в тайну ее происхождения, при всех своих достижениях так и остается в области догадок и предположений.

Верующее же сердце относится к жизни с уважением и трепетом. С момента зачатия во чреве матери находится человек, возлюбленный Богом и обладающий всеми проистекающими из своего статуса личности правами. Об этом убедительно свидетельствуют слова Библии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде чем ты вышел уз утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5).

С древности любовь к новорожденному рассматривалась как явление естественное и непреложное. Пророк Исаия восклицал: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего!» (Ис. 49, 15). Христос говорил: «Женщина, … когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21), тем самым уподобляя ликование по поводу рождения дитя грядущему торжеству Своего Воскресения, открывающего вечную жизнь для людей.

Такова духовная традиция веков. Но современный мир, отвернувшийся от Бога, пытается отказаться и от нее. Повсеместным стало искусственное прерывание беременности или аборт. Трудно говорить об этом. Достаточно гипотетически вообразить, что по чьей-то воле все присутствующие в этом зале могли быть убиты во чреве матери. Такая мысль непереносима. Однако мы собрались не для обмена эмоциями, и поэтому будем говорить об этой проблеме, имеющей духовное, культурное, демографическое, медицинское и социально-экономическое измерение.

Когда пытаются объяснить катастрофический рост статистических данных по абортам, обычно рисуют такую картину: забеременевшая женщина, возможно еще и не достигнувшая совершеннолетия, не имеет надежды на заключение брака, безработная, не имеет профессиональной квалификации, не обладает жилищем, – и потому вынуждена прибегнуть к медицинской операции. Далее идет обсуждение аспектов государственной политики в сфере социальной защиты населения. Об этом, насколько видно из программы, речь пойдет и сегодня.

Российское законодательство до 1917 года однозначно рассматривало аборт как преступление. После краткого периода в начале своего правления, советская власть также вступила на путь постепенного ограничения возможностей для искусственного прерывания беременности, закончившийся полным запретом, просуществовавшим до 1955 года. Как видите, в прошлом, которое мы еще не забыли, имело место юридическое регулирование вопроса, который сегодня обсуждается. Зато теперь, когда убийство взрослого человека уголовно преследуется, умерщвление беззащитного ребенка рассматривается как обычное дело.

Поскольку наша конференция проходит в законодательном органе Подмосковья, уместно поставить вопрос о том, не должны ли измениться подходы как региональных, так и всероссийских законотворцев к рассматриваемой проблеме?

По приблизительным оценкам, скорее всего заниженным, в России ежедневно делаются 22 тысячи абортов. Те из них, которые производятся по «медицинским показаниям» составляют мизерную долю этого страшного числа. Особенно огорчает то, что 20% случаев прерывания беременности относятся к несовершеннолетним или молодым женщинам.

Мне хотелось бы остановиться в связи с этим на духовной стороне вопроса, на возможных направлениях нашей совместной воспитательно-просветительской деятельности.

Прежде всего, мы должны отдавать себе отчет в том, что реформирование внешних обстоятельств жизни в обществе, требующих сами по себе много времени и усилий, недостаточно для изменения главного – внутренней жизни человека.

В душе человеческой происходит борьба добра со злом, причем волчий облик последнего в наше время облечен в овечью шкуру псевдосвободы и вседозволенности. Отказ от каких-либо обязательств оправдывается скоротечностью жизни и необходимостью «пожить в свое удовольствие». Распространение таких воззрений стало возможным потому, что на протяжении десятилетий в нашем Отечестве господствовала атеистическая идеология, на смену которой пришли «идеалы» в равной степени безбожного потребительского материализма. Наивно было бы думать, что в мгновение ока возможно преобразить мировоззрение людей. Что же делать, спросите вы? И я отвечу: не оставляя усилий по всем направлениям, в первую очередь озаботиться реализацией воспитательных задач и формированием общественного отношения к проблеме.

Здесь есть цели первостепенные и отнесенные в будущее. Сначала о том, чего требует от нас действительность здесь и сейчас.

Для Церкви постоянным и непреложным деланием является молитва обо всех отцах, матерях и детях, чтобы Господь помог им пребывать в единении и любви. Мы просим у милосердного Бога вразумления и уверенности для тех, кто колеблется и еще не принял решения о будущем своего ребенка, чтобы они не прервали беременность. Мы уповаем на Божие снисхождение к тем, кто уже совершил страшную ошибку, в надежде на то, что они более ее не повторят.

В практике нашей Церкви имеются центры содействия для матерей, которые сохранили своих детей и нуждаются в крове над головой, медицинской помощи и трудоустройстве. Конечно, возможности приходов, организовавших такие приюты, ограниченны. Однако это пример того, как можно помогать одиноким матерям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. Государство должно найти возможность реализовывать такие проекты повсеместно.

Святая Церковь открывает свои объятья всем, кто жаждет исправления своей жизни, помогает сокрушающимся о грехе покаяться и вступить на путь исправления, открытый Спасителем, сказавшим грешнице: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 11).

В сфере общественного взаимодействия священники в сотрудничестве с врачами и психологами должны иметь возможность оказать духовную поддержку молодой матери, которая под влиянием различных обстоятельств колеблется в принятии решения относительно судьбы ребенка, которого носит во чреве. Делать это нужно энергично, с привлечением всех имеющихся ресурсов и безотлагательно, ведь подобные ситуации возникают ежедневно.

Основы личности, в том числе и отрицательные, закладываются в семье. Детоубийство может совершаться в ней из поколения в поколение, а потому не воспринимается молодежью как нечто недопустимое. Необходимо объединить усилия для повсеместного провозглашения идеалов добрачного целомудрия, а также семейного счастья, сопряженного с рождением и воспитанием детей. Следует привлекать внимание к равной ответственности жены и мужа за аборт. Во всеуслышание говорить о тяжких психических и физических его последствиях для здоровья женщины. Считаю, что свое слово средствами искусства обязаны сказать наши писатели и кинематографисты.

Для преодоления атмосферы детоубийства в обществе необходимо создать в школе условия для приобщения детей и подростков к высоким нравственным ценностям. Понятия целомудрия, чистоты отношений между полами, любви и верности как основы семьи, уважения к человеческой жизни должны стать неотъемлемой частью воспитательной программы современной школы. Это задача очень сложная, ей противостоит вся мощь коммерциализованной массовой культуры, но выбора нет. Необходимо действовать.

Параллельно усилиями духовенства, педагогов, деятелей культуры, журналистов должна быть развернута, не побоюсь этого слова, массированная пропаганда семейных ценностей, радостей родительской любви, необходимости защиты детства, преступности аборта. Такого рода деятельность может принести результат, оказав реальное воздействие на общественные настроения, если будет интенсивной, последовательной и непрерывной. И здесь необходимо крепкое соработничество государства, общества и Церкви.

Очень важно понять, что та деятельность, о которой мы говорим должна осуществляться тактично и с осознанием того, что наряду с непреклонностью в стремлении к цели должно присутствовать понимание постепенности как залога надежности ожидаемого результата. Ростки добра не смогут окрепнуть, если вокруг них станет бушевать конфликт или общественное разделение.

При всей значимости той социально-экономической риторики, которая сопутствует рассматриваемой нами проблеме, глубинной сутью ее является человеческое страдание. Это неслышный миру крик оборвавшейся жизни. Это раньше или позже проливаемые слезы женщины, так и не смогшей стать матерью. Это угрызения совести отца, не сумевшего защитить свое дитя.

Наш долг не в том, чтобы осудить оступившихся, но через вразумление проявить к ним внимание и заботу. Сказано у апостола: «Любовь не делает ближнему зла» (Рим. 13, 10). Всем миром приложим усилия к тому, чтобы на родную землю пришло исцеление от помрачения детоубийства, восторжествовали вера и благочестие, жизнь и любовь!

Надеюсь, что тот обмен мнениями, который состоится сегодня, позволит нам сделать еще один шаг в направлении консолидации усилий по предотвращению абортов.

В заключение хочу поблагодарить Игоря Юрьевича, которому принадлежит инициатива проведения нынешней конференции, а также всех ее участников за внимание к обсуждаемому вопросу.

Господь да благословит наши совместные устремления внести свой вклад в дело защиты детских жизней!

Источник: mepar.ru