«Все еще Элис». История из жизни профессора лингвистики

Алексей Ордынский

Элис Хаулэнд (Джулианна Мур) – умная, красивая, энергичная женщина. Благодаря своему трудолюбию и одаренности она сделала успешную карьеру профессора-лингвиста. У нее прекрасная семья: любящий муж и трое уже детей; ее научные работы известны всему миру, на них ссылаются в своих исследованиях другие ученые. И, кажется, в ее пятьдесят перед ней все еще открыт океан творческих возможностей, весь мир лежит у ее ног, потому что знания, помноженные на опыт, – тот капитал, который мы зарабатываем всю жизнь и который у нас никто не отнимет. Но однажды на утренней пробежке Элис вдруг замечает, что заблудилась и привычный маршрут становится для нее непреодолимой преградой на пути домой. Она не знает еще, что та же причина построит преграду и в ее отношениях с близкими.

Отсутствие взаимопонимания с младшей дочерью, положительный тест на болезнь Альцгеймера у старшей, увольнение с работы, муж, с трудом скрывающий раздражение, тающая память и перспектива бесконечного одиночества – признаки коллапса, в который день ото дня погружается Элис. Сегодня никто не знает, как можно вылечить болезнь Альцгеймера, существующие препараты способны лишь притормозить прогрессирующее заболевание. Но фильм не об этом. Как и не о мужественном противостоянии человека с обезоруживающим недугом.

Режиссеры Ричард Глацер и Уош Уэстмоленд, препарируя семейные отношения благополучной с виду семьи, деликатно погружают зрителя в ситуацию, когда беспомощными оказываются и больные, и здоровые. Они рассматривают эту историю с двух сторон, одновременно ставя сразу несколько непростых вопросов, ответы на которые невольно ищешь и после просмотра фильма. Их фильм – вторая жизнь книги невролога Лизы Дженовы «Навеки Элис», которой в юности выпало ухаживать за бабушкой, больной болезнью Альцгеймера. Благодаря научным исследованиям автор книги очень точно описала развитие болезни и эмоции человека в этом состоянии.

Наблюдая за героиней Джулианны Мур, очень проникновенно и убедительно рисующей свой образ, невольно ловишь себя на мысли, что самая большая катастрофа в жизни каждого из нас – это когда мир твоих близких и любимых людей вдруг становится чужим.

В данном случае не потому, что ты сделал что-то недопустимо неприличное, а потому, что ты ничего не помнишь и никого не узнаешь. Как странно, непостижимо тонко устроена человеческая психика, когда утрата памяти означает парализованную волю, что делает тебя полностью беззащитным и неспособным к сопротивлению. На глазах окружающих с тобой происходит чудовищная метаморфоза, и ты становишься совсем не тем, каким тебя знали еще недавно. Что остается у человека в редкие минуты прояснения сознания? Страх, депрессия, слезы бессилия, давящие мысли о суициде. Но к своему незавидному будущему Элис хорошо подготовилась, решив за всех, что лучше, и написав себе в будущее видеописьмо:

«Привет, Элис, я – это ты. Если ты смотришь сейчас эту запись, значит, ты не можешь ответить уже ни на один вопрос. Поэтому следующий шаг будет логичным. Поднимись на второй этаж и открой ящик комода с синей лампой. Там в глубине ты найдешь коробку с таблетками. Таблеток много, их надо выпить все. После этого ложись и засыпай и никому ничего не говори».

Но вот незадача: Элис из прошлого не учла, что, пока Элис из будущего поднимется на второй этаж, она забудет, где спрятаны таблетки.

Вторая сюжетная линия фильма – реакция на болезнь Элис ее близких людей. Для думающего человека эта картина невольно ставит вопрос: такая трагедия – что это? Наказание или испытание, которое посылает нам Господь? В этой логике возникает и второй вопрос: если наказание, то за что? Если испытание, то для чего?

Проблема в том, что не все готовы к таким изменениям в своей жизни. И никто не знает, хватит ли у него сил нести этот крест до конца. Проекция истории Элис в нашу российскую реальность дает повод для глубокого пессимизма (хотя, к счастью, сейчас есть такие сайты, как boleem.com, где можно получить хотя бы психологическую поддержку). Любая неизлечимая болезнь, как рак, болезнь Альцгеймера, БАС и т.п., ставит родственников больного перед осознанием той истины, что теперь их жизнь целиком принадлежит любимому человеку. И многое в ней, наверное, придется менять.

По собственному опыту могу сказать, что никто и ничто не может помочь в этой ситуации так, как Господь. Только Он дает силы оставаться человеком и начинать каждый день с надежды. И редко когда еще так чувствуешь Его близость и поддержку. Но в фильме отношения Элис и ее близких с Богом никак не проявлены, и непонятно, верит ли кто из них в Него или нет. Поэтому мир любви открыт для Элис только через любовь близких. Но спросим себя откровенно, многие ли из нас способны нести крест болезни близкого человека, на наших глазах теряющего разум? Первое время – да, но терпение мужа (Алек Болдуин) небезгранично. Он оказывается в двойственной ситуации: с одной стороны, глубоко переживая трагедию любимой женщины, он ищет повод сбежать под благовидным предлогом. Вправе ли кто-то осуждать его, если сам не знает, как поступит в этом случае? Хотя, с другой стороны, для поддержки Элис нужны средства; заработать их и рассчитывает ее супруг, найдя более оплачиваемую работу в другом штате. Старшая дочь занята после родов заботой о своей двойне. Сын вообще пропадает из жизни матери без всяких объяснений.

Кто же остается с Элис, кто спасет ее от рокового шага, кто до последней минуты взывает к ее гаснущему разуму и чья любовь не разбивается о скалы безысходности? Это ее младшая дочь Лидия (Кристен Стюарт), с которой у Элис было глубокое недопонимание в вопросе выбора будущего и которая увлекается театром, предпочитая неопределенность будущего проторенной колее сытной и благополучной жизни. Как часто это бывает, что в тяжелые минуты с нами вдруг оказывается тот, на чью поддержку мы и не думали рассчитывать. Не в этом ли один из парадоксов и загадок нашей жизни? И еще. Этот фильм заставляет задуматься над тем, что есть любовь. Какой бывает она, когда у тебя в жизни все «О, кей», и какой, когда ты терпишь одно поражение за другим.

При бюджете в 5 млн. долларов общие сборы фильма составили 41,7 млн. долларов, а это значит, что затронутые в нем темы сегодня актуальны во всем мире.