Право на жизнь
Петр Селинов
или сколько стоит убить неродившегося человека?
4 июня в информационном центре «ТАСС» состоялась пресс-конференция, посвященная теме выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). В ней приняли участие Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, глава Союза педиатров России, доктор медицинских наук, академик РАМН Александр Баранов и заслуженная артистка РФ актриса Алена Бабенко.
Важная тема для пресс-конференции была выбрана не случайно – в последнее время вопросы, связанные с абортами, активно обсуждаются в обществе.
Напомним предысторию. Первым о необходимости выведения абортов из системы ОМС заговорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступая в Госдуме на открытии III Рождественских Парламентских встреч и говоря об абортах, он сказал: «Если бы удалось в два раза сократить количество абортов, у нас был бы устойчивый и мощный демографический рост. Церковь, следуя заповеди Божией "не убий", всегда видела в умерщвлении неродившегося ребенка тяжкий грех. Часто за таким действием стоят давление врачей и родственников, материальные и жилищные трудности. Преодоление этого зла требует комплексных мер, которые должны включать в себя помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальную поддержку многодетных семей, введение в работу системы здравоохранения этических норм, которые побуждали бы врачей заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка, а также сдерживание рекламы и пропаганды абортов или их полное запрещение. Полагаю, морально оправданным выведение операции по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, которое поддерживается за счет налогоплательщиков, в том числе тех, которые категорически не приемлют аборты».
Отталкиваясь от слов Патриарха, Госдума решила пойти дальше. Депутаты Елена Мизулина и Сергей Попов предложили вообще законодательно запретить аборты в России, разрешив проводить их только по медицинским показаниям. В ответ общество сильно забурлило и попыталось обвинить в этой инициативе… Церковь.
Именно поэтому пресс-конференцию в ТАСС я бы назвал информационно-разъяснительной. Первое, на что Владимир Легойда решил обратить внимание журналистов, – так это то, что инициатива Церкви совсем некорректно представлена в СМИ. Он пояснил, что хотя по отношению к абортам в Русской Православной Церкви отношение однозначно негативное, но Церковь на этом не настаивает и тем более не предлагает запрещать аборты законодательно. «Эту идею предлагают депутаты Госдумы, – пояснил Владимир Легойда. – Наша инициатива заключается в том, что аборт должен быть выведен из системы обязательного медицинского страхования. Когда аборт оказывается в системе ОМС, то это выглядит как некая общественная норма».
Как пояснил свою мысль Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата, в наши дни обычному человеку надо видеть пример нравственного выбора, он должен понимать, что нравственно в обществе, а что – нет. «И получается, – пояснил Владимир Романович, – что существование абортов в системе ОМС задает такую норму. Говорит о том, что аборты – это нормально. А Церковь не хочет, чтобы это воспринималось в обществе как норма. Это для нас принципиальный момент».
Как объяснил В.Р. Легойда, Церковь в наши дни стремится помочь женщинам, попавшим в трудную ситуацию. И привел конкретные цифры: по всей России работают 50 центров защиты материнства, 27 церковных приютов для женщин с детьми и беременных, оказавшихся в кризисной ситуации, в 2014 году 15 тысяч женщин получили помощь в церковных приютах для мам.
Нравственную и финансово-экономическую сторону темы абортов продолжил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов). Он отметил, что важно правильно понимать, к чему призывает сегодня Церковь. В частности, к тому, что зло нельзя победить только законодательным путем. «Надо менять мировоззрение людей, – сказал владыка Пантелеимон, – чтобы в людях было больше добра, сочувствия, любви». При этом он подчеркнул, что плох тот закон, который помогает злу распространяться. «Я не видел ни одной женщины, которая жалела, что НЕ сделала аборт, – подчеркнул епископ, – но я видел очень много женщин, которые жалели, что его сделали».
И дальше владыка Пантелеимон привел цифры, а цифры, как и факты, – вещь упрямая. «В 2014 году, по данным Министерства здравоохранения, у нас было совершено 500 тысяч абортов. И каждый аборт стоит минимум 5700 рублей. На Севере дороже – порядка 15 тысяч рублей. Если посчитать, то получается, что на так называемую процедуру было потрачено минимум около 3 миллиардов рублей бюджетных денег. В том числе денег тех, кто считает, что аборты – это зло».
Владыка Пантелеимон весьма резонно и в то же время с грустью пояснил, что на сегодняшний день так, увы, происходит, что, к примеру, и он, и даже Патриарх всея Руси Кирилл вынуждены оплачивать это убийство. Против своей воли.
Епископ особо подчеркнул, что аборт нельзя даже ставить в общий список медицинских услуг, которые предлагает российское здравоохранение: «Одно дело лечить человека и совсем другое – его убивать». А то, что аборт – это убийство пусть еще не родившегося, но уже человека, это несомненно, отметил Владыка и добавил, что женщина может до поры и не понимать или не хотеть понимать, что внутри нее – живой человек, имеющий душу.
Под конец своего выступления, говоря о том, что часто женщин на аборт толкает тяжелая жизненная ситуация: отсутствие денег, работы или жилья, одиночество или осуждение близких, – епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон сказал, что Церковь готова помогать таким женщинам. «У нас в России сейчас много храмов и широко развито социальное служение. И Церковь помогает бездомным, наркоманам и алкоголикам. И, конечно же, она поможет женщинам, которые нуждаются в защите себя и своего будущего ребенка. Это – наша приоритетная задача, в каждом храме такую женщину встретят с любовью и обязательно ей помогут».
Потом слово взял глава Союза педиатров России доктор Александр Баранов. Надо сказать, что он был даже еще более категоричен в вопросе абортов, нежели предшествующие участники. «Я поддерживаю позицию Церкви, – сказал Александр Александрович. – Аборт разрушает душу человека. И как врач могу сказать, аборт страшно разрушает здоровье».
Прежде всего он удивил данными, отметив: «Прежде всего я хочу сказать о статистике. Она лукавая. У нас не 500–800 тысяч абортов, как официально говорит Министерство здравоохранения. По объективным оценкам, число абортов у нас не менее 3–4 миллионов ежегодно! Это колоссальная цифра, которая затрагивает очень многих женщин. Считаю, эту услугу надо выводить из системы ОМС. Если посчитать все потери, которые несет государство, это, конечно, не два с половиной миллиарда, это гораздо больше – не менее 5–6 миллиардов».
И дальше с суровой педантичностью врача он перечислил самые страшные последствия аборта. По его словам, у женщины, сделавшей аборт, возникает высокий риск рождения в будущем недоношенного ребенка, повышается риск смертности ее будущего малыша и велика угроза бесплодия. «Сегодня в России не менее 4 миллионов бесплодных семей, – заметил Александр Баранов. – И одна из главных причин этого – проведенные аборты».
Доктор Баранов посетовал на то, что в нашей стране, к сожалению, не прижилось понятие «нерожденный ребенок»: «У нас говорят – плод. Но что такое плод? Груша – это тоже плод. Разве можно сравнивать! В западных странах, как и во Всемирной организации здравоохранения, давно используется правильный термин – "нерожденный ребенок" со всеми вытекающими последствиями по защите его жизни. И нам надо к этому пониманию».
Кстати, надо сказать, что эта пресс-конференция была непохожа ни на одну другую. Хотя бы потому, что в зале находились мамы со своими новорожденными детьми. Это были женщины из кризисного приюта «Дом для мамы», православной службы помощи «Милосердие». В свое время они были на грани отчаяния и собирались делать аборты, но им реально посчастливилось обрести поддержку в лице «Милосердия». Зато теперь у них все в порядке. И одно годовалое дитя что-то со вкусом уплетало, периодически прерывая выступления участников пресс-конференции своими веселыми криками. Другая милая девчушка резво ползала между рядами кресел, побудив всех фотографов на время позабыть про официальных участников собрания и сконцентрироваться на ее передвижениях по пресс-центру ТАСС.
В заключение этой насыщенной пресс-конференции Владимир Легойда еще раз подчеркнул, что Церковь готова участвовать в любых дискуссиях на тему абортов, важно только, чтобы обсуждение учитывало именно реальное предложение Церкви, а не странные интерпретации, неизвестно откуда возникающие. «Вопрос места проведения плановых абортов – это к врачам, к специалистам, к медицинскому сообществу. Церкви принципиален факт выведения абортов из системы ОМС».
А епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон под конец встречи добавил: «Поймите, Церковь не пытается человека обмануть. Мы не можем заставить его сделать что-то против его воли – у него всегда остается выбор. Но женщину, которая собирается делать аборт, мы всегда будем пытаться убедить его не делать. Мы всегда готовы ей помочь. Если надо, будем кормить и одевать. Если надо, найдем семью для ее ребенка. Сколько бездетных семей готовы воспитывать малыша. Для Церкви главное удержать женщину от греха, удержать ее от убийства».