«Наши» в Голливуде
Сергей Викторов
90 лет назад, весной 1930 года, в одном из павильонов крупнейшей кинокомпании мира «Метро-Голдвин-Майер» начались съемки исторической псевдодрамы «Распутин и императрица». Этой картине суждено было стать первым антиправославным фильмом в истории Голливуда. И к тому же пошлым до такой степени, что князь Феликс Юсупов, участвовавший в 1916 году в убийстве Распутина и привлеченный кинокомпанией в качестве консультанта, не выдержал. Он потребовал полностью переписать сценарий этого кинопасквиля, а когда киношники отказались это сделать, Феликс Юсупов немедленно уволился, несмотря на то, что в тот момент сильно нуждался в деньгах.
Фильм досняли, выпустили в прокат, и простые американцы встретили его с восторгом. Это и понятно: в те годы, во времена «великой депрессии», других доступных развлечений, кроме кино, у них просто не было. Но князь Феликс и княгиня Ирина Юсупова, к их чести, не успокоились и после выхода картины немедленно подали в суд на создателей этого пасквиля, обвинив их в клевете и глумлении над Православной Церковью.
К удивлению многих, не только эмигрантов из России, но и представителей прессы и политиков, супруги Юсуповы выиграли судебный процесс, получив по суду огромную по тем временам компенсацию – 50 тысяч долларов. А легендарный босс кинокомпании Луис Майер, подписывая чек, в сердцах воскликнул: «Ох уж эти русские ортодоксы – от них все наши беды!» – и приказал никогда больше не брать на роли в своих фильмах актеров из России.
Тут самое время напомнить, что центр мирового кино на Голливудских холмах создали именно выходцы или их потомки из бывшей Российской империи вроде того же Луиса Майера, чьи предки на протяжении двух веков работали жестянщиками за пресловутой «чертой оседлости» в Минске. Когда-то их родителям пришлось бежать на Запад от постоянной нищеты, голода и еврейских погромов. Оказавшись во главе самого преуспевающего бизнеса в мире, каким стало тогда кинопроизводство, злопамятные хозяева Голливуда сделали всё, чтобы закрыть людям с русскими фамилиями и православным вероисповеданием доступ в кино. Вначале это была просто дань детским комплексам, которые постепенно переросли в настоящую русофобию, распространившуюся на всю Америку. Со временем стараниями политиков и пропагандистов под нее подвели идеологическую базу: мол, все русские вне зависимости от того, как они оказались в Штатах, являются агентами советских спецслужб. Не пощадили и представителей Зарубежной Православной Церкви, хотя больших «антисоветчиков» в ту пору было трудно сыскать.
После этого уже никто не удивился, что прошение о возведении в Лос-Анджелесе первого православного храма местные власти рассматривали почти полстолетия (!), как и то, что первые звезды российского происхождения и православного вероисповедания появились в Голливуде лишь в конце 50-х годов прошлого века.
Юл Бриннер и Натали Вуд
Поначалу их было только двое – русских, пробившихся на самый верх голливудской киноиндустрии благодаря своим незаурядным талантам и эффектной внешности: Юл Бриннер и Натали Вуд.
Кто из нас в детстве не смотрел «Великолепную семерку», любуясь ловкостью ее главного героя – стрелка по имени Крис с абсолютно лысой головой и азиатскими глазами? В начале 70-х годов прошлого века, когда этот вестерн был неожиданно куплен для показа в СССР, упоминать исполнителя главной роли Юла Бриннера было категорически запрещено. Причина в том, что Юл Бриннер родился в 1920 году во Владивостоке, на тот момент находившемся в руках белых. Он появился на свет в купеческой семье, основоположником которой был его дед – выходец из Швейцарии и убежденный кальвинист. Отсюда и имя «брутального лысого» – Юлий Борисович Бринер. Уже в США актер сократил свое имя до Юла, а в фамилию добавил вторую букву «н».
От учения Кальвина первым в семье отрекся старший сын швейцарца, женившись на крещеной бурятке и приняв православную веру супруги. Сразу после рождения сына Юлия счастливые родители отнесли его в церковь по соседству, где и крестили (кстати, дом купцов Бринеров прекрасно сохранился, и несколько лет назад напротив него был возведен памятник знаменитому актеру. А вот церковь, где крестили будущую легенду Голливуда, до наших дней не дожила – ее уничтожили в начале 60-х годов прошлого века, во время последней кампании против православия «кукурузника» Хрущева).
В 1922 году семейству Бринеров, чтобы не попасть в застенки чекистов, пришлось срочно бежать из Владивостока в Харбин. Там впервые и проявились музыкальные способности будущей американской кинозвезды. Начинал он как певчий церковного хора, потом расширил свой репертуар до исполнения цыганских песен под гитару. Позже, оказавшись в Америке, Юл объявил себя... потомком древних цыган, и это «признание» сильно помогло ему в дальнейшем: ведь одно дело исполнять разрывающие душу цыганские романсы и совсем другое петь песни главного врага Америки – России. Правда, это был довольно странный «цыган»: он упрямо праздновал Рождество в январе, исправно постился, к тому же весь его дом был полон старинными русскими иконами, которые агенты Юла скупали по всей Европе.
Юл Бриннер стал знаменитым благодаря роли властителя Сиама (будущего Таиланда) в кинодраме «Король и я», покорив миллионы зрителей невероятной харизмой, красивым голосом и, как это ни странно прозвучит, своей бритой головой. Все фильмы с его участием мгновенно становились мегахитами независимо от того, была ли это «Великолепная семерка» или «Западный мир», где он в образе робота-стрелка за весь фильм не произнес ни слова.
Увы, великолепного Юла Бриннера сгубила страсть к курению. Осенью 1985 года, когда рак легких вступил в последнюю стадию, Юл пересмотрел свое завещание и распорядился выделить полтора миллиона долларов на возведение большой православной церкви на юге Лос-Анджелеса.
…В следующем году исполнится ровно 40 лет со дня трагической гибели первой русской звезды Голливуда – Натали Вуд, которой советские люди еще задолго до перестройки восторгались в мюзикле «Вестсайдская история» и комедии «Большие гонки».
Натали родилась в 1938 году в Сан-Франциско в семье эмигрантов из России во втором поколении и была крещена в местном православном храме как Наталья Николаевна Захаренко. Девочка с ранних лет отличалась яркой красотой, которая не укрылась от взора тогдашних рекламщиков. Ну а когда в 1955 году она сыграла главную женскую роль в драме «Бунтарь без причины», перед ней открылся прямой путь в высшую голливудскую лигу. Правда, при этом ей пришлось по требованию продюсеров американизировать имя и фамилию, и Наташа Захаренко-Гурдин (так она звалась тогда по документам) превратились в Натали Вуд. Зато поменять веру ее никто не просил, и до последних дней своей жизни она оставалась постоянной прихожанкой и спонсором Спасо-Преображенского собора Лос-Анджелеса.
Ее трагическая и таинственная смерть (она утонула ночью во время плавания на собственной яхте вблизи Санта-Барбары) до сих пор будоражит конспирологов по всему миру. Многие из них утверждают, что ее гибель была подстроена тогдашним мужем Натали – актером Робертом Вагнером. По самой распространенной версии, муж-иудей требовал от супруги отказаться от веры предков и перейти в его веру, а когда она в очередной раз отказала, тот якобы оглушил кинозвезду и выкинул ее за борт.
В наши дни православная община Голливуда насчитывает около полусотни человек. Всех их отличают высокие моральные качества и приверженность к традиционным ценностям. Они не пьют, не употребляют наркотики, ведут здоровый образ жизни. Мы решили рассказать о нескольких, наиболее известных православных обитателях Голливуда.
Том Хэнкс
До того, как стать первой кинозвездой в мире, Том Хэнкс долгие годы был самым известным православным верующим в Голливуде. Актер, знакомый и любимый многим зрителям по фильмам «Форрест Гамп», «Терминал», «Изгой», «Зеленая миля», «Спасти рядового Райана», вырос в семье потомственных католиков. А, как известно, к сторонникам Римской Церкви большинство американцев, относящих себя к разным ветвям протестантизма, во все времена испытывали некое предубеждение, если не сказать, враждебность. Вот и Том еще в школе почувствовал на себе отголоски давних межконфессиональных споров. Получилось так, что он оказался единственным «папистом» в классе и за это постоянно подвергался унижениям и побоям от старшеклассников. Тома били то за инквизицию, то за сожжение Жанны Д’Арк и Джордано Бруно, то за другие грехи католических священников. Чтобы лишний раз не попадать в неприятные ситуации, Хэнкс научился скрывать от окружающих свое вероисповедание, а потому новость о том, что знаменитый актер перешел в православие, журналисты узнали спустя десять лет после того, как актер принял истинную веру.
Православным Том Хэнкс стал уже в зрелом возрасте под благотворным влиянием своей второй жены Риты Уилсон. Они познакомились в 1987 году во время съемок в комедии «Волонтеры». Рита, хотя и носила в ту пору стопроцентно американскую фамилию Уилсон, в действительности была дочерью иммигрантов из Южной Европы, отца-болгарина и матери-гречанки, и сразу после рождения была крещена в главном православном храме Лос-Анджелеса как Маргарита Ибрагимофф.
В начале знакомства с Хэнксом Рита быстро поняла, что религиозная самоидентификация весьма болезненная тема для ее нового бойфренда. Постепенно и ненавязчиво она стала убеждать Тома в истинности православного вероучения. При этом она никогда не прибегала к шантажу: мол, не выйду за тебя, если не примешь моей веры!
Сам Том Хэнкс впоследствии так объяснил переход в православие: «Когда вы приходите в своей жизни к решению, что нужно жениться и завести детей, важно уже на этом этапе определиться с духовным наследием своей будущей семьи. Я женился на Рите в той же церкви, где крестили мою жену. Мои дети крестились в той же купели, что и моя жена. Это делает нашу семью частью большой Вселенской Церкви».
Следует отметить, что православное Крещение Хэнкс принял с именем Фома в Элладской Церкви Лос-Анджелеса, и с годами знаменитый актер из простого прихожанина превратился в ее главного попечителя. «Это такое удовольствие, что у меня есть возможность постоянно ходить в эту церковь, – говорит актер, – и размышлять над своей жизнью и другими важными вопросами, которые задает тебе православие».
Пару лет назад Хэнкс немало удивил американцев и своих многочисленных фанатов, когда на своей яхте совершил путешествие к берегам Антарктиды, чтобы помолиться в единственном православном храме Святой Троицы на южном континенте. А сегодня нам, многочисленным поклонникам «Форреста Гампа», остается надеется, что актер с достоинством перенесет суровое испытание, которое послала ему судьба (Том Хэнкс вместе с женой Ритой первыми в Голливуде заразились коронавирусом), и, излечившись от недуга, будет радовать нас своими новыми ролями.
Ольга Куриленко
Уроженке когда-то еще советского городка Бердянска невероятно повезло в жизни: она смогла сделать то, чего не удалось добиться многим ее соотечественникам – от Олега Видова до Натальи Негоды. Ольга Куриленко стала настоящей звездой Голливуда!
Попав на Запад в 1995 году в качестве модели нижнего белья, она смогла за короткое время в совершенстве освоить французский и английский и стала активно сниматься в кино. Постепенно она поднималась по кинолестнице вверх, пока не добилась высшего признания для любой актрисы в мире: в 2008 году Куриленко сыграла очередную девушку Джеймса Бонда в фильм «Квант милосердия». Благодаря этой роли она и по сей день продолжает ежегодно сниматься в 2–3 фильмах категории «А», получая шестизначные гонорары.
Как признается сама актриса, она появилась на свет в городе, где не было ни одной церкви, до 20 лет была атеисткой и обходила за версту любые храмы. Но когда в 2000 году в Париже ей предложили прийти на прослушивание для первой роли в кино, Куриленко решила попросить Божией помощи и зашла помолиться в ближайший к ней православный храм. Господь услышал ее молитвы, и роль она получила. С той поры Ольга превратилась в прихожанку православной церкви, и, приезжая в очередной город по работе или для отдыха, актриса теперь первым делом отправляется помолиться в ближайший православный храм. А когда в 2015 году в Лондоне у нее родился сын, она назвала его в честь святого защитника земли Русской – благоверного князя Александра Невского.
Кристиан Бейл
Обладатель «Оскара», «Золотого глобуса» и множества других номинаций, чистокровный англичанин и потомственный приверженец англиканской церкви, Кристиан Бейл родился в семье бизнес-пилота и цирковой артистки. Его история перехода в православие похожа на ту, что в свое время пережил Том Хэнкс. Сегодня в наш сугубо практичный век это, конечно, прозвучит немного странно, но поменять веру Кристиана заставила... страстная любовь к американке сербского происхождения Сандре Блажич. Они познакомились в весьма символичном для этого месте – Израиле: Бейл снимался там в фильме «Мария, мать Иисуса», где воплотил на экране образ Спасителя.
На момент их знакомства англичанин был уже узнаваемым актером, хотя играл преимущественно роли злодеев. Да и вне кино его репутация оставляла желать лучшего: он постоянно пил, приставал к девушкам и матерился как последний грузчик. Неудивительно, что для столь испорченного человека знакомство с православием стало настоящим шоком.
Встреча с сербкой круто изменило жизнь Бейла. На первом свидании Сандра привела его в местный православный храм, где как раз шла служба. Потрясенный увиденным и услышанным, актер покидал церковь весь в слезах. С той поры Кристиан словно переродился: он перестал пить и сквернословить, занялся изучением основ православной веры и житий святых и летом 2000 года, как раз накануне своей свадьбы с Сандрой Блажич, перешел в православие.
В этом году браку Бейла и Блажич исполнится двадцать лет, их союз считается одним из самых крепких в американской киноиндустрии. Как минимум раз в неделю в зависимости от творческого расписания актера Кристиан Бейл вместе с супругой и двумя детьми посещает Спасо-Преображенский собор в Лос-Анджелесе, а тамошний настоятель постоянно ставит его в пример остальным прихожанам как православного человека, прекрасного семьянина и щедрого спонсора.
Мила Йовович
Мила Йовович, еще одна православная звезда, покорившая киностолицу мира, родилась в тогда еще советском Киеве 45 лет назад в семье популярной украинской киноактрисы и черногорского врача. Кстати, сама актриса любит подчеркивать, что хотя она и появилась на свет в Киеве, но никогда не считала себя украинкой – только русской.
Когда девочке исполнилось два года, родители крестили ее. Став взрослой, Йовович не изменила вере своих предков. Она строго постится, регулярно посещает церковь, активно участвует в жизни православной общины. Правда, и по сей день Мила отказывается петь в местном церковном хоре. Не столько от робости, а потому что прекрасно понимает: из любого ее выступления под церковными сводами «желтая пресса» немедленно сделает шоу и тем самым доставит большие проблемы священнослужителям и прихожанам.
Кстати, Мила привела к вере и всю свою семью: троих детей и мужа, известного голливудского режиссера Пола Андерсона.
Кэри-Хироюки Тагава
Самая удивительная метаморфоза на пути к истинной вере произошла, как это ни покажется странным, с японским актером Кэри-Хироюки Тагавой. Этого японца с пронзительным взглядом зеленых глаз, словно созданного для исполнения ролей кровожадных самураев и мстительных якудза, мы впервые увидели во времена перестройки, когда в каждом видеосалоне крутились фильмы с его участием. На экранах японец пытался убить то Арнольда Шварценеггера, то Дольфа Лундгрена, а то безжалостно рубил мечом головы своих красивых партнерш.
Казалось бы, с таким бэкграундом Тагава был обречен до конца дней изображать злодеев и сниматься в дешевых боевиках. Но чем старше становился японец, тем сильнее он тяготился своей однотипной и не приносящий никакого удовлетворения работой. Выход из нравственного и духовного тупика подсказали ему съемки в драме «Иерей-сан. Исповедь самурая» – российской картине, снятой в 2015 году по сценарию Ивана Охлобыстина. По сюжету фильма главный герой, оказавшийся между выбором следовать заветам японских предков или перейти на сторону бандитов-якудза, выбирал третий вариант: становился православным и принимал монашеский постриг.
История его персонажа оказала столь сильное влияние на японского актера, что несколько лет спустя он принял Крещение в Русской Православной Церкви под именем Пантелеимон. «Православным стать непросто, учитывая, сколько религиозных конфликтов в мире. Но для меня это знак Божий – возможность стать православным христианином и возможность найти свой истинный народ. Неважно, какие испытания меня ждут в будущем, но обещаю принять их с неизменной верой в православного Бога и как настоящий самурай», – так объяснил Кэри-Хироюки Тагава свое необычное решение. Кстати, после того, как он стал Пантелеимоном, актер перестал сниматься в боевиках и играть злобных азиатов. С тех пор он вообще не снимается!