«Трезвость – это христианская добродетель»

11 cентября – день мученической кончины Христова Предтечи, казненного по прихоти опьяневшего на пиру царя Ирода, православные христиане проводят в строгом посте. В 2014 году Священный Синод Русской Православной Церкви восстановил традицию ежегодного проведения Всероссийского Дня Трезвости, совпадающего с церковной памятью Усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковное трезвенническое движение в нашей стране только развивается, однако есть приходы, где оно уже имеет прочные корни. Свыше десяти лет существует Братство трезвости при храме Архангела Михаила подмосковного города Талдома. О деятельности братства рассказывает его создатель, настоятель храма протоиерей Илья Шугаев.

– Отец Илья, что побудило Вас стать инициатором создания в приходе Братства трезвости?

– Святейший Патриарх Кирилл, выступая на одном из Съездов социальных работников, подчеркнул, что алкогольная зависимость – одна из главных социальных проблем нашего общества и в ее решении, так же, как и в решении проблемы низкой рождаемости и абортов обязательно должна участвовать Церковь. Я сам часто выступал перед учащимися в школах с беседами о семье и понял, что все семейные беды в итоге оказываются очень тесно связанными с алкогольной зависимостью, поэтому говорить и заниматься нужно одновременно и вопросами семьи, и утверждением трезвости.

– Почему был выбран именно формат братства?

– Для решения социальных проблем нужно объединяться. Еще в дореволюционные времена борьба с пьянством у нас в России велась силами братств и обществ трезвости, существовавших при храмах, поэтому мы решили пойти тем же путем. За год до создания братства ко мне обратились члены Ассоциации Анонимных Алкоголиков, попросив разрешения собираться при храме. Я разрешил им это, осознавая остроту проблемы. Видя их деятельность, мне стало немного стыдно от того, что сами при храме такую работу не ведем. Через год и было создано наше приходское братство трезвости.

– Чего за эти годы братству удалось достичь и над чем еще нужно работать?

– Самый важный итог в том, что многие люди духовно изменились. Членов нашего приходского Братства трезвости можно разделить на три категории. Первая категория – это бывшие алкоголики или люди, борющиеся с алкогольной зависимостью. Вторая – их родственники, а третья категория – это те, кто сам не пьет, и у кого нет зависимых родственников, но осознал важность и пользу трезвости, как образа жизни. Это, например, молодые родители, которые хотят правильно воспитывать своих детей.

Многие из членов Братства принимают временный обет трезвости – на год, два, три, или на всю жизнь. Кто-то благодаря участию в деятельности Братства научился помогать своим пьющим близким: не потакать их алкоголизму или наркотической зависимости, не провоцировать их на это и самому в таких условиях трезво жить и молиться. У нас много семей, где обет трезвости приняли один или оба родителя. Это – отличный пример для подражания детям.

Из видимых итогов – проект «Трезвый город», осуществленный при грантовой  поддержке фонда «Православная инициатива». Проект был  направлен на разработку социальной рекламы. Созданную нашими усилиями социальную рекламу одобрило Министерство здравоохранения Российской Федерации и уже не первый год она рекомендуется для использования при проведении в городах и селах ежегодного Всероссийского Дня трезвости.

Наше Братство участвовало в создания учебника «Уроки трезвости» для воскресных школ. Учебник был создан совместно c епархиальным Отделом по утверждению трезвости и профилактике зависимостей и Отделом по религиозному образованию и катехизации Московской епархии для проведения Дней трезвости и уроков трезвости в воскресных школах. Я убежден, что о трезвости нужно говорить с детьми с самого раннего возраста.

– Почему, на Ваш взгляд, недостаточно просто бесед о пользе трезвости, а нужен именно учебник?

– Многие взрослые православные христиане не знают, что такое трезвость в христианском понимании. Нам хотелось донести до преподавателей воскресных школ не только что надо говорить, но и как, поэтому надо было написать учебно-методическое пособие.

Многие считают, что трезвость означает только отказ от алкоголя. Это неверно. Понятие трезвость включает в себя и физиологическую составляющую, и душевную, и духовную. Ум и воля должны быть трезвыми, то есть человек не должен быть порабощен какими-то своими фантазиями и идеями. Еретик – пример человека, опьяненного своими идеями. Трезвыми должны быть чувства. Порой, влюбленный человек может быть пьяным от своих эмоций и чувств, и в итоге совершенно неадекватно себя вести. Можно быть опьяненным гневом. Трезвой должна быть наша воля. В духовной жизни тоже должна быть трезвость. Это особое духовное делание – трезвение, когда человек стоит на страже своей души и не пускает в нее никакие злые помыслы. Обобщая, можно сказать, что трезвость – это христианская добродетель, которую можно обозначить, как целомудрие и к которой нужно стремиться всем.

В учебнике мы предлагаем не урочные занятия, а цикл бесед, которые интегрируются в другие вероучительные предметы. Например, как говорить с детьми про Ноя и его опьянение, как правильно подать эту тему, с какими выводами, чтобы это было еще и уроком трезвости? У нас есть и урок, посвященный событиям праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Занятия проводятся в разной форме, в зависимости от возраста школьников: в младших классах, например, через совместное рисование, через игры, в средних – через дискуссии, в старших через проектную деятельность.

– Любой желающий может вступить в братство? Что для этого нужно?

– Как уже я говорил, членами нашего приходского Братства являются и сами зависимые, и их родственники, и все желающие. Мне самому очень бы хотелось, чтобы люди приходили в Братство не вынужденно, из-за трудной ситуации, а от добровольного желания трезвой жизни. Например, человек не был алкоголиком, но дает обет трезвости на год, потом еще на год, а потом осознает: «Я без вина два года прожил, и мне жить стало только лучше! Праздники теперь стали чище, и в семье спокойнее, и на работе стало лучше. Зачем мне тогда вообще пить?» И человек отказывается от алкоголя на всю жизнь. Таких примеров у нас в храме много.

– Вы много занимаетесь с молодежью. Беда нашего времени – популярность в молодежной среде движения АУЕ, романтизирующего уголовные порядки. Пристрастие к алкоголю, это неотъемлемая часть криминальной субкультуры. Что, на Ваш взгляд Церковь может противопоставить этому на приходском уровне или, лучше сказать, что можно предложить молодежи взамен этой сомнительной романтики?

– Романтика сама по себе – это хорошее слово. В подростковом возрасте она привлекает, человека тянет на подвиги. Вопрос в том, что именно он под этим будет понимать? Тут опасна подмена. В Церкви существуютразличные молодежные движения, где юный человек может найти себя, обрести друзей. Одной из самых перспективных форм внутрицерковной молодежной работы, на мой взгляд, является Братство православных следопытов. Немногие, кстати, знают, что Аркадий Гайдар написал книгу «Тимур и его команда» на основании воспоминаний белых офицеров, бывших в отрочестве участниками скаутского движения у нас в России, того самого, опыт которого переняли современные православные следопыты. Главным принципом скаутского воспитания является готовность брать на себя ответственность за то, что находится рядом, вокруг, за свою семью, свой дом, свою улицу и шире – за страну. Это как раз та форма работы с подростками, которая позволяет им проверить себя, свои силы, почувствовать свою реальную значимость. В систему скаутского воспитания входит и испытание личного мужества и стойкости, например, одно из испытаний заключается в том, что подросток, должен самостоятельно провести в лесу сутки, под наблюдением, конечно, взрослых. Сутки провести в лесу – это нелегкое испытание даже для взрослого человека.

Кстати у скаутов изначально заложена трезвость, как один из принципов воспитания личности. Хотелось бы, чтобы таких организаций у нас было больше.

– Как пастырь, что бы Вы посоветовали человеку, желающему преодолеть свою зависимость от спиртного, если в месте его жительства нет сообществ трезвенников? Как и где найти поддержку и единомышленников?

– Наш правящий архиерей владыка Ювеналий поставил перед духовенством Московской епархии такую задачу, чтобы в каждом благочинии был один храм, при котором основательно занимаются трезвенной деятельностью, назначается священник, ответственный за эту работу. В 2012-13 годах по благословению правящего архиерея мы небольшой группой из священников-членов обществ трезвости объехали все благочиния, в каждом из них проводили для духовенства трезвенный ликбез и в итоге всегда находилось несколько батюшек, желающих у себя на приходах продолжать и развивать трезвенническую деятельность.

Если пьющий человек нуждается в совете и поддержке, то должен у себя в районе, в благочинии, найти храм, где действует общество трезвости. Там ему могут дать специализированную литературу, направить на тематические просветительские курсы. Помощь окажут и родственнику пьющего человека, а их немало. Среди алкоголиков только один из десяти осознает проблему и приходит за помощью. За остальных обращаются матери и жены. Существует также информационный ресурс trezvoinfo.ru, созданный Синодальным Отделом по благотворительности и социальному служению. Там есть информация обо всех обществах трезвости, действующих в России и за рубежом под эгидой Русской Православной Церкви, можно найти их адреса и телефоны. Главное в такой ситуации – просить помощи у Бога и людей, и не отступать от своего стремления жить трезво.

Беседовала Ольга Кирьянова


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить