О посте

В любом духовном делании православный христианин не должен быть самочинным и самоуверенным. Жизнь его вполне может протекать радостно, поскольку многочисленные искушения, встречающиеся на пути нашим современникам, уже существовали в истории. И эти искушения бывали преодолены святыми, подвижниками благочестия, святителями, священниками, монахами. Как решали духовные проблемы те, с кого мы берем пример? И что они вынесли из обстоятельств, которые встречались на их пути? В дни поста особенно важны для нас их советы и наставления. «Прихожанин» предлагает вниманию читателей небольшую подборку изречений последних по времени Патриархов Русской Церкви.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

О посте. Не для Господа, а для нас

У нас многие не только не соблюдают пост, как блюли наши предки, но еще и стараются доказать, что не нужно поститься. Говорят: «Разве Господь нуждается в том, чтобы человек недоедал и голодал?» Конечно, пост не нужен для Бога. Как не нужны для Него и наши молитвы, и наши добрые дела. Как Существо Всесовершенное, «Он и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17, 24). И наши молитвы, и наши добрые дела нужны не для Господа, а для нас. Ими мы стараемся угодить Богу, выражаем свою любовь и преданность ему.

 

 

Почему нельзя обойтись без первой ступени к высшим подвигам – поста

Чистота сердечная немыслима без обуздания плоти. Она не может быть там, где потворствуют плоти, где творят, что ей угодно; плоть не приучена к повиновению, а, напротив, привыкла к сластолюбивой изнеженности, ослабляющей и подавляющей духовные силы. Можно ли победить плотские похоти и страсти, не исторгнув самого корня их сластолюбия, не отказав своей плоти в прихотливом требовании известной пищи? Можно ли стать выше соблазнов и искушений, если у нас нет настолько силы воли, чтобы отказать себе в каком-нибудь лакомом куске? Конечно, нет. «Кто, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – не привык обуздывать свое чрево, тот не начал никакой добродетели».

О том, что телесный пост – не цель, а средство

Пост телесный служит только средством и пособием для приобретения добродетелей – чистоты и целомудрия – и должен необходимо соединяться с постом духовным: с воздержанием от страстей и пороков, с удалением от худых помыслов и злых дел. А без этого сам по себе он недостаточен для спасения. Приведем характерный рассказ о св. Макарии Великом. Ему однажды сам искуситель сказал: «Я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня». «Чем же?» – спросил Макарий. «Смирением, – ответил диавол. – Вот почему я не силен против тебя». Отсюда видно, что нельзя еще возлагать все надежды на один телесный пост.

Неправильно постящегося диавол делает фарисеем

Нельзя, чтобы пост становился самоцелью для человека, средством, показывающим, как он благочестив и хорош. Эти нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей, и предает таковых совершенной гордыне.

Гордость губит плоды подвига

К таким людям обращается с предостережением и пресвитер Исидор. «Если подвизаетесь, – говорит он, – то не гордитесь; если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо, ибо не так вредно есть мясо, как гордиться и надмеваться».

Святейший Патриарх Пимен

О причащении и покаянии

После исповеди в дни поста все верующие призываются подходить к Святым Таинам для причащения Святых Тела и Крови Христовых. Но никогда подходящие к Святой Чаше не забывайте слова: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение». Значит, бывают случаи, когда человек, недостаточно подготовленный, идет к Святой Чаше. Такое причащение бывает в «суд и осуждение»: «Ни лобзание Ти дам, яко Иуда».

Осуждает своего ближнего тот, кто не сознает своих прегрешений

А почему же это очень опасно? Да потому, что Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1, 2).

Вот эта опасность греха осуждения обычно приходит к человеку тогда, когда он не видит своих собственных прегрешений. Тогда он начинает разглядывать грехи своего ближнего и неминуемо впадает в тяжелейший грех осуждения.

О необходимости осознания своих грехов

Сознанию своих грехов надо обязательно научиться. Надо постоянно анализировать свои собственные дела и мысли. Надо постоянно знать все свои пороки и грехи. Тогда они позовут нас на покаяние. И тогда, когда мы начнем молиться ко Всемилостивому Спасу о благодати и особой силе Божественной в деле нашего покаяния, Господь откроет нам дверь покаяния.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Пост и покаяние

В покаянии человек как бы говорит Богу: «То, что я сделал, не есть я сам. Ты знаешь мои грехи, Господи, вот я исповедую их перед Тобой, но ты же и видишь, что мне самому стыдно назвать их "моими". Они уже не "мои", Господи, и я уже не "их". Я хочу быть другим, Боже мой, я и знаю, что Ты и только Ты в силах очистить меня!»

В покаянии человек обретает себя, ибо научается отделять себя от своих дел и грехов.

«И больше всего я хочу быть просто Твоим, Господи, сыном. Пусть блудным сыном – но не отринутым. Я хочу быть Твоим, о Господи, рабом – пусть пришедшим в последний час, но все же не изгнанным от Твоего лица».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Мы постимся, потому что существует церковный Устав. Ограничивая себя, мы накладываем на себя некие узы, некие вериги духовные. Для чего мы это делаем? Мы делаем это из-за послушания Господу. Это наша маленькая жертва Богу – небольшая, но существенная. И Господь видит наше желание принять на себя бремя ради Него, ради исполнения Его заповедей, ради того, чтобы быть ближе к Нему, ради того, чтобы переменить свой ум и свое сердце. Этот подвиг постный, как жертва благоуханная, восходит к Господу, и Господь отвечает нам, потому что Он никогда не бывает у нас в долгу. Если ради Него мы поступаемся своими интересами и ограничиваем себя, то Господь восполняет эту как бы ограниченность тем, что является более существенным для человека – происходит перемена нашего внутреннего состояния, перемена ума и сердца.

Есть, конечно, и опасности, связанные с постом, некие искушения. Иногда, когда человек постится, ему кажется, что он лучше других. Он взирает на окружающих как бы с высоты своего положения; может быть, и не говорит отчетливо самому себе, но где-то в подсознании откладывается мысль: «Я ведь не такой, как другие, – смотрите, люди ведут себя так, будто никакого поста нет, но я же пощусь!» Тем самым он повторяет грех фарисея, который говорил: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как этот мытарь».

Пост не должен стать для нас поводом для впадения в самый тяжкий грех – грех гордости и превозношения. Именно поэтому Господь и говорит: «Если хочешь поститься, не надо принимать вид постящегося». Будь радостным, светлым. Ничто не должно говорить другим, что ты несешь на себе эти бремена, тогда пост становится богоугодным.


Подготовил Вячеслав Пономарев