Прощеное воскресенье

Максим Терехов

Подвиг юродства почти исчез в наши дни. Большинство бродяг и бомжей, живущих на улице, являются в большинстве своем несчастными людьми, оказавшимися там в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Не являются юродивыми и многочисленные уличные певцы  и артисты, имеющие своей целью элементарный заработок и хоть какую-то популярность.

В юродстве, как правило, присутствуют  и нищета бездомных людей,  и некоторый эпатаж  уличных артистов, но подвигом оно становится лишь тогда, когда мотивацией всех действий человека бывает служение Богу и христианская проповедь.

Виды такой проповеди могут принимать самые причудливые формы: юродивый может ходить и зимой, и летом раздетым, бросать в грешников разные предметы. Юродивый часто подвергается поруганию, но всё же стремится привести к покаянию даже тех, кто поносит его. Ведь в его действиях существует как видимая часть проповеди,  так и тайная, сокрытая от чужих глаз ночная молитва  к Богу о прощении своих грехов и грехов тех людей, которые были вовлечены в действия подвижника  днем.

Юродство предполагает наличие благословения духовника на такой вид подвига, регулярную исповедь и причастие подвижника. В наши дни мало кому удается получить такое благословение. Однако на рубеже двух тысячелетий я смог лично познакомиться с пожилой женщиной, несший подвиг юродства.  Случилось это на Немецком (Введенском) кладбище  г. Москвы, где в небольшом металлическом гараже и жила Тамара Павловна – и зимой, и летом.

Тамара Павловна

О том, что я два раза смог пообщаться с удивительным человеком, мне сначала подсказало мое сердце. Подав ей какую-то мелочь, я получил взамен глубокую и проникновенную молитву, которой она меня поблагодарила. При повторной встрече, правда, я уже ничего подобного не почувствовал – может быть, в силу того, что я уже ожидал чего-то необычного… А потом, спустя год или два, я увидел фильм «Прощеное воскресенье», посвященный Тамаре Павловне и Введенскому кладбищу, где похоронены  мои бабушка и дедушка.

Будучи сиротой, Тамара Павловна воспитывалась в детском доме. Когда она выросла, ее настигла болезнь. Болела она долго, а потом стала умирать в больнице, молилась Богу всю свою «последнюю» ночь  и, к удивлению врачей, не умерла. Тогда же ей принесли в больницу  книгу про старца Захарию (Зосиму),  архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Она прочла книгу три раза и после выписки пошла на его могилу. Так началась ее жизнь на кладбище. Духовник из Почаевской  лавры дал Тамаре Павловне благословение на этот подвиг.

Она поставила на могиле памятник, принесла иконы, лампады, но всё это вскоре было украдено, кроме креста и камня. Тогда ее благословили сделать часовню. Она просила милостыню у метро, искала добрых людей, и вскоре смогла воплотить свои планы в жизнь: могила старца оказалась в просторном помещении, изнутри обитом вагонкой  и крытом снаружи медным листом. Там, уже без всякой боязни, она разместила  иконы  – ведь часовню можно было закрыть на замок.

Потом Тамара Павловна увидела в часовне семьи Эрлангер необычную икону. Это был Христос-Сеятель, идущий по водам. Икона для часовни была заказана известному художнику Петрову-Водкину и являлась памятником искусства. Тамара Павловна буквально ворвалась в ближайший храм и, увидев батюшку, закричала:

– Батюшка, Христос стоит в помойке!

– Что ты такое несешь, где стоит?  – ужаснулся батюшка.

– Идемте, покажу, – сказала Тамара и повела батюшку в часовню.

Батюшка отслужил молебен, и Тамара Павловна, получив его благословение, начала приводить часовню в порядок. Ее буквально рвало от той грязи, которая почти за столетие скопилась в брошенной часовне… А дальше  последовал сбор средств на реставрацию.  Она собрала деньги на крышу, витражи и даже семисвечник, который  украли. Эту часовню тоже пришлось на ночь запирать на замок.  

Тамара Павловна становилась достопримечательностью кладбища. Она с любовью, как о живых, рассказывала приходящим об известных в истории России личностях, лежащих на этом кладбище:

– Вот могила доктора Гааза, который прошел двадцать пять верст в кандалах ради эксперимента, изнемог и потребовал от правительства, чтобы на металл для кандалов надевались тканевые прокладки. Памятник ему поставлен на средства бывших  каторжан, оценивших такую заботу. Вот могила протоиерея Алексия Мечева, в ней были обретены его честные мощи. Могила схиигумении  Фамари. Могилы летчиков-французов из эскадрильи  «Нормандия-Неман» и много других известных  людей.

Но главной причиной проживания Тамары Павловны на кладбище был Христос. Каждую ночь она молилась в своем гараже-вагончике без отопления. Иногда вкладывала в реставрацию могил даже свою пенсию. К ней ходили пообщаться художники и писатели, артисты и музыканты. Она умела проповедовать, но могла быть резкой и грубой. Отнюдь не все ее любили. Могла  и не открыть часовню, если человек ей не нравился. И таким человеком стал староста храма, к которому часовню приписали после организованной Тамарой Павловной глобальной ее реставрации. Не захотела она ему отдавать ключ от часовни – и всё тут.

После приезда милиции домик, в котором юродивая прожила двенадцать лет, снесли как незаконную постройку, Тамара Павловна исчезла с кладбища. Кто-то жалел и скорбел об этом, а кто-то злорадствовал, считая ее злой бабкой. Чтобы лучше понять события, о которых здесь идет речь, очень советую читателю посмотреть фильм «Прощеное воскресенье». Какие светлые лица у тех, кто с теплом вспоминает ее, а еще надо обратить внимание на глаза Тамары Павловны – в фильме есть крупный план…

Тамара Павловна получила благословение у своего духовника из Почаева испросить прощения у старосты храма. Это было  для нее более трудным, чем прожить двенадцать лет на кладбище. «Ведь часовня – это была душа Тамары Павловны, а в душу всех подряд пускать не хочется», – объяснил ситуацию батюшка, служащий панихиды на могиле  старца Захарии.

Когда в мире еще были столпники, то их проверяли так: приходил старец, духовник обители, и говорил: «Слезай со столба», – и если столпник слушался и начинал слезать, то получал благословение на продолжение своего подвига. Ведь послушание и порядок в  храме  – залог спасения для большинства христиан. Тамара Павловна смогла послушаться, и в Прощеное воскресенье испросила прощения у старосты храма. Только вот жить на кладбище ее больше не благословили. «Ну а  что же было потом?» – спросит нас читатель.

Я нашел еще один фильм о Христа ради юродивой Тамаре Павловне. 2015 год. Всё та же Тамара Павловна. Со Святой Горы Афон к ней приезжает монах, на пороге скромной квартирки кланяется ей в ноги и просит рассказать о молитве Иисусовой. Не оставляет молитву Тамара Павловна: молится ночами по четкам за всех нас, в 2017 году ей исполнилось 90 лет. Мирного настроя и благости в ней явно прибавилось, но былая ершистость осталась и проглядывает в сияющих  глазах. А задержи она тогда в себе обиду – и напрасным мог стать двенадцатилетний подвиг на кладбище.

Господи, научи нас прощать – без Тебя ничего сотворить не сможем!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить