Во что мы не верим?

Вячеслав Пономарев

Своими размышлениями об отношении к Церкви представителей интеллигенции с «Прихожанином» поделился редактор издательства Данилова монастыря Вячеслав Пономарев. Некоторое время назад в еженедельнике «Аргументы и факты» было опубликовано интервью с известным писателем Андреем Битовым. Один из вопросов интервьюера затронул тему Церкви и покаяния. Ответ писателя послужил поводом для написания этой статьи.

Как бы то ни было, роль личности в истории никто не отменял. Поэтому, наверное, так популярны сборники мудрых мыслей, содержащие изречения великих исторических деятелей «от Ромула до наших дней». Никогда не лишне сверить свои скромные интенции с чем-то по определению более глубоким и значимым. Особенно это касается «вечных вопросов». Вот только любителя истины здесь могут подстерегать неведомые опасности: несколько, по-видимому, авторитетных личностей могут оценивать какое-то явление диаметрально противоположно. Например, Андрей Георгиевич Битов и Господь Иисус Христос.

Так, один из самых популярных еженедельников России анонсирует свой материал на первой странице следующими словами Битова: «Без Церкви жить можно, без Бога нет». Чтобы исключить обвинения в неверном цитировании или вырывании из контекста, приведем отрывок полностью: «Конечно, хорошо, что восстановили, отреставрировали храмы. Но то, что Церковь заменила собой комиссарские функции, – это ужасно. Это отчуждает людей от веры. А без Бога жизнь бессмысленна. Без Церкви еще можно обойтись, без Бога – нет».

Не совсем понятно, почему в своих рассуждениях Андрей Георгиевич использует выражение «комиссарские функции» Церкви. Просто одной из самых известных сторон настоящей деятельности комиссаров именно по отношению к Церкви было выполнение распоряжения своего вождя, сформулированного весьма недвусмысленно: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Если кто не помнит – это письмо Ленина Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) (Фонд 2, on. 1, д. 22947), а «повод» – изъятие ценностей у Церкви во время тотального голода 1922 года. Первоначальная установка была так сильна, что политика советских комиссариатов долгие годы определялась этим и подобным отношением к Церкви.

Наверное, Андрей Георгиевич, употребляя выражение, имеющее «яркую негативную окраску», имел в виду что-то другое, не столь очевидное, но здесь его мысль тонет в сопутствующих понятию «комиссарские функции» исторических аллюзиях. Впрочем, сейчас речь не об этом.

В сокровищнице духовной мысли есть возмутительное для многих современных интеллигентов утверждение: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Как можно вообще такое говорить? Оказывается – очень просто, особенно для читающего человека. Хорошо известно, что Христос ничего не писал, но Его Писание – это Книга, изданная самым большим тиражом в истории человечества. Христос Сам избрал двенадцать учеников-апостолов (а затем еще 70), которые и стали фундаментом Вселенской Церкви. Четверо из них и записали все те слова, которые воплотившийся Бог сказал людям.

Кстати, в Православной Церкви все законно рукоположенные священники имеют благодатное преемство от апостолов, а значит, от Самого Христа, вручившего им руководство Своей Церковью. Заметьте, не апостолы поставили Христа, а Он «назначил» апостолов. Не Церковь приватизировала Бога (как любят порассуждать некоторые интеллигенты), а Господь «присвоил» Себе Церковь. Он сказал Первоверховному апостолу: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16; 18). И это – абсолютная правда, как и всё, исходящее из уст Божиих: 2000 лет Церковь Христова остается непобежденной, несмотря ни на что.

Господь говорит в Своем Евангелии: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). О чем здесь речь? О Таинстве Крещения, совершаемого только и исключительно в Церкви. Таким образом, попасть туда, где Христос, в Его Царство, можно только войдя в указанную Им дверь. Но после Крещения, наверное, можно уже не иметь с Церковью никаких отношений, а просто молиться или еще как-то приближаться к Богу?

Но в браке, надев обручальное кольцо и поставив подпись в документах, вы, наверное, не оставляете тут же молодую жену навсегда, чтобы говорить с ней оставшуюся жизнь по телефону. Кстати, отношения Христа со Своей Церковью часто сравниваются в Евангелии с браком. А суть дальнейших отношений человека с Богом после Крещения раскрывается Им Самим: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6; 53–57). Здесь речь идет о Таинстве Причащения, когда Бог входит в человека под видом хлеба и вина и соединяется с ним. И совершается это невероятное, но абсолютно реальное чудо только в Церкви.

Иногда кажется, что интеллигенты хотят представить Христа одним из них. Таким же рефлексирующим, так же оппонирующим власти и «невежественному народу», таким же малосильным, но всегда и везде учительствующим. А еще вызывает изумление попытка представить Всемогущего и Всеведущего Бога… неудачником. Ведь если Его Церковь действует вопреки Его воле, это значит, что Господь потерпел поражение. Но какими доводами изощренного разума можно объяснить тогда тот факт, что в XX веке десятки тысяч священнослужителей и мирян Православной Церкви отдали свои жизни за Христа во время страшных гонений? Чем объяснить, что, будучи уже почти уничтоженной, Церковь который раз стала возрождаться? И так не раз повторялось на протяжении двух тысячелетий. Есть над чем подумать, не правда ли?


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить