Пост Вам в помощь!

Вячеслав Пономарев

Часто бывает так, что воцерковленные прихожане своей любовью, терпением и снисхождением к неверующим членам семей умягчают их сердца и рождают в них интерес ко Христу и Церкви. И тогда происходят удивительные вещи: еще недавно скептически настроенные к вере люди начинают интересоваться тем, что происходит внутри церковной ограды, и даже примеряют что-то на себя. Первое, что обычно попадает в центр их внимания, – это пост. Зачем он нужен и в чем он заключается? Когда у Ваших близких возникают такие вопросы, важно уметь объяснить им отличие христианского воздержания от своеобразной диеты, которую светские средства массовой информации не только принимают за самое важное делание, но и пропагандируют ее как единственную цель поста. Чтобы помочь родным разобраться в важных нюансах этой проблемы, нужно Ваше терпеливое и доброжелательное участие.

Пост как внешнее делание стремительно вошел в жизнь нашего современника, в том числе и далекого от Церкви, и даже стал в определенные дни влиять на его образ жизни. На этот факт живо отреагировали предприятия общественного питания, которые не только стали включать в свое меню постные  блюда, но и попытались на своих профессиональных сайтах философски осмыслить значение многовековых религиозных традиций. Впрочем, интерес к посту у рестораторов, скорее, утилитарный. Так, на одном ресторанно-гостиничном сайте находим следующие слова: «Сейчас во многих ресторанах и кафе нашего города действует постное меню. Надо заметить, что постное меню действует не только в ресторанах с русской кухней, но и в заведениях европейской и других национальных кухонь. Даже в некоторых японских ресторанах можно попробовать блюда, соответствующие требованиям постного стола. Ведь постная пища, несмотря на строгость в ограничении используемых продуктов, разнообразна в своих проявлениях». Последние строки о разнообразных проявлениях постной пищи являются здесь ключевыми, а сам текст носит скрытый рекламный характер.

Но ждать от предприятий общепита богословского осмысления поста, по меньшей мере, наивно. Просто если Ваши близкие работают в светских учреждениях такого мегаполиса, как Москва, они, скорее всего, питаются в этих столовых, называемых сейчас гордо «бистро», «трактир», а то и ресторан. И поэтому могут оказаться заложниками столь несложного представления о сути постного подвига: ешь те продукты и те блюда, компоненты которых не входят в перечень запрещенных, и твой пост будет совершенным. Не надо пугаться, если на первых порах в головах ваших близких сложится именно такое представление о посте. Ребенок тоже сначала узнает о мире самые простые вещи; важно, чтобы это духовное младенчество не затянулось, а то и не законсервировалось навсегда. И как родители ласково и с большой любовью учат свое дитя ходить или говорить первые слова, так и Вы должны очень деликатно и ненавязчиво объяснять своим родным простые истины. Как это делать в конкретной ситуации, решать Вам, но главное, что должно лечь в основу Вашего незаметного учительства, – это любовь к «ученику» и смирение в случае неудачи.

Поддерживая и одобряя первые шаги к вере своих близких, надо потихоньку направлять их мысли к правильному пониманию поста как пути ко Господу, подспорьем (а не целью) на котором является воздержание от скоромной пищи. Надо объяснять им, что существует телесный пост и пост духовный, рассказать, чем они отличаются и который из них важнее. Вряд ли есть на свете такой человек, который на собственном опыте не знает, как утяжеляет и расслабляет человека переедание, мясная и жирная пища. Поэтому Церковь и благословляет в определенные дни церковного года воздержание от продуктов животного происхождения, чтобы телесность человека перестала быть препятствием на его пути к Богу. Но если человек идет в дорогу, то он собирается куда-то прийти. Странно было бы, если бы целью путешественника стала просто ходьба. Поэтому воздержание от определенных видов пищи, от чревоугодия и объедения, от лакомства, развлечений и супружеской близости есть только подспорье к совершению высшего духовного поста, целью которого является соединение с Богом в Таинстве Причастия.

А как должен подготовиться к этой самой важной встрече человек? Вот что говорит о духовном посте великий святитель Иоанн Златоуст: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Трудно это сделать? Конечно! Но именно в этом состоит цель христианской жизни. Отвечая на вопрос законника, какая заповедь Божия больше всех, Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 35–46). Поэтому главная цель поста – попытка хоть немного стать причастным этим главным идеалам христианства. Путь к стяжанию этих добродетелей долог и тернист, но Богу возможно все, и, приступая к подвигу поста, все мы – и новоначальные, и воцерковленные – должны с надеждой просить Его о благодатной помощи.

И еще: стремясь помочь своему ближнему в осознании сути поста и правильному к нему отношению, не будем забывать, что и сами мы вовсе не являемся образцом христианина. Поэтому будем стараться не смутить свою семью собственными немощами, покрывая все любовью и смирением.