Бог ближе к нам, чем мы к Нему

Беседа со схиигуменом Рафаилом (Шишковым)

20 декабря  2018 года на  88 году жизни отошел ко Господу  старейший насельник Данилова монастыря схиигумен Рафаил (Шишков).  16 лет назад отец Рафаил был пострижен схиму. Он прожил тихую, но наполненную жизнь. Избрав с юных лет путь безраздельного служения Господу и Его Церкви, ни разу не усомнился в вере и не свернул с избранного пути. Это интервью было опубликовано в альманахе «Даниловский благовесник» в преддверии  85-летия схиигумена Рафаила. Таким был батюшка, таким он останется в памяти братии, своих духовных чад и близких ему людей. Помолимся за него и пожелаем отцу Рафаилу обрести вечный покой в селениях праведных. 

Павел Дмитриевич Шишков родился в Москве в православной благочестивой семье. Родители старались воспитывать детей в вере, несмотря на тяжелую атеистическую атмосферу, царившую тогда в обществе. Им помогала в этом схимонахиня Гавриила (Александрова)  духовная дочь святого праведного отца Алексия (Мечёва). Старшим братьям Павла она иногда говорила: «Попомните, вы еще руку ему будете целовать». Такая фраза в отношении маленького Паши звучала странно, и лишь со временем смысл ее стал проясняться.

Павел поступил в Московскую духовную семинарию, был рукоположен в диакона, а затем и во иерея.  Он  был назначен священником в небольшой подмосковный сельский приход. Потом в жизни батюшки было еще несколько подмосковных храмов, где он был уже настоятелем. В это же время отец Павел работал в редакции «Журнала Московской Патриархии» в должности секретаря председателя Издательского отдела митрополита Питирима (Нечаева). Вплоть до кончины владыки отец Павел поддерживал с ним близкие отношения как со старшим духовным товарищем и наставником.

В 1976 году отец Павел был возведен в сан протоиерея и назначен в московский храм первоверховных апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. А в 1983 году, когда начала возрождаться после полувековой разрухи первая московская обитель – Данилов монастырь, отец Павел в числе первых насельников выбрал нелегкую монашескую стезю. Он был пострижен в рясофор с именем Алексий, в честь Алексия, человека Божия, а затем  – в мантию без изменения имени, но с новым посвящением – в честь святителя Алексия, митрополита Московского.


Под покровом святого благоверного князя Даниила иеромонах Алексий смиренно нес крест служения Господу, выполняя самые различные монастырские послушания – он был ризничим, казначеем, рухольным, помощником духовника. В 1986 году его возвели в сан игумена, а в 2001 постригли в схиму с именем Архангела Рафаила.

Несмотря на весьма почтенный возраст и любовь к уединенной молитве, отец Рафаил никогда не закрывался от мира и продолжал окормлять многочисленных духовных чад. «Если Бог дает мне время пожить, значит, жизнь моя нужна Ему пока еще здесь, на земле», – считал отец Рафаил.

Об исповеди и молитве

Отец Рафаил, как определить, готов ли ты к исповеди и причастию? С одной стороны, мы никогда не можем быть достойны соединения со Христом, с другой – именно для этого нам даны пост и молитва. Так когда мы можем считать себя готовыми к Таинствам?

– Бог долготерпелив и многомилостив, и принимает наше стремление и расположение сердца. Одно дело, сколько ты вычитал молитв, и совсем другое – кого ты простил и помиловал. Сокрушенное сердце – главное в подготовке христианина к Таинствам, потому что Бог – сердцеведец. Порой мы чтим Его устами, а сердце наше от Него далеко. Многие, выйдя из мира и войдя в ограду монастыря, думают, что теперь ограждены от всяких искушений. Увы! Как поется в известной песне: «Каким ты был, таким остался»… Путь к Богу – это и есть человеческий путь в этой жизни, и в миру, и в монастыре.

Как часто нужно причащаться? Ведь известно, если причащаемся слишком часто – возникает привычка, и в сердце нет настоящего сокрушения о грехах.

– Надо быть внимательным к себе, хотя это не всегда удается в должной степени. Многое мешает – занятость, суета, иной раз – послушание, которое ты исполняешь. Конечно, послушание выше поста и молитвы, но ведь Господь видит глубину нашего сердца. Что в нем? Радость от послушания или тяжесть от удаленности от Бога? Надо чувствовать это и решать для себя.

А если проходит месяц, другой, а человек не чувствует необходимости в исповеди и причастии?

– Хорошо бы всегда помнить слова Спасителя: Чтут Меня устами, а сердце же их далеко отстоит от Меня (Мк. 7, 6). Этими словами надо себя проверять. Бог ведь ближе к нам, нежели мы к Нему. И здесь от нашего движения к Нему зависит многое. Да, мы не всегда успеваем прочитать все молитвы, каноны и акафисты перед Причастием, но каково при этом состояние нашего сердца? Ведь Таинства для христианина – это его шаги на пути к Богу. Благословение и наставления духовника – тоже немалая часть в нашем духовном делании. А для этого духовник должен больше знать о нас. Ведь наше сердечное настроение не изменяется количеством молитв и поклонов. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). А если Бог принимает наше смирение, то и духовник на исповеди не поступит наперекор Ему.

Для каждого из нас важен пример родителей. Если бы мои родители были далеки от Бога, веры, молитвы, мне бы было гораздо труднее найти тихую гавань Данилова монастыря, где я столько лет подвизаюсь. Всё происходит по Промыслу Божию. И матушка наша, схиигумения Гавриила, с которой была дружна вся наша большая семья, немалую роль сыграла и в нашем пути к Богу. Она любила нас всех, и именно через ее любовь мы у Господа обрелись.

Батюшка, мы часто осуждаем ближних, гневаемся на домашних. Дети смотрят на нас и далеко не всегда верят в подлинность нашего христианства. Как быть примером? Как не осуждать?

– Чтобы избегать таких обстоятельств, надо потихоньку учиться молитве Иисусовой. Господь дал каждому из нас свободную волю, и если мы по своей немощи грешим, надо просить Его помощи. Именно Иисусова молитва и связывает нас с Богом, и нам становится легче нашу свободную волю направлять по Божиему произволению, а не по нашим, не всегда праведным, чувствам.

Известно, что настоящее покаяние – это изменение жизни. Но меняем ли мы свою жизнь? Ведь с одними и теми же грехами мы приходим на исповедь в течение многих лет…

– Человеку не всегда хватает собственных сил изменить жизнь. Надо, конечно, и самому стараться, но еще – просить об этом Господа, уповать на Его милость и на заступничество Царицы Небесной.

Почему Бог ближе к нам, чем мы к Нему? Потому что Бог внутри нас, а вот где в это время мы? Усилием воли, Иисусовой молитвой, добрыми делами мы должны стараться удерживать в себе эту память о Боге, Который внутри нас.

Перед Богом все мы грешные. Надо это осознавать и просить помощи у Него в этой постоянной борьбе с врагом рода человеческого. И здесь всё наше богатство – Иисусова молитва, помогающая нам ходить пред Богом.

Но ведь это нелегко! Как этого достичь?

– Стараться не забывать о Боге. Если почувствовал, что удаляешься от Него, двигаешься ко греху, надо встрепенуться и произнести Иисусову молитву, надо воззвать к Богородице. А если кто-то возмущается против вас, надо не отвечать ему тем же, а просить Бога, чтобы Он умягчил его сердце.

Когда мы творим Иисусову молитву, враг отходит, потому что не выносит ее. А когда мы отвлекаемся, развлекаемся, то он старается овладеть нашей волей, нашим умом, старается подобраться поближе и нашептать нам свои искушения, свои злые помыслы вложить в нашу душу. И мы начинаем обсуждать, осуждать обстановку и людей, начинаем грешить, не понимая, что мы не только не лучше других, но зачастую – гораздо хуже. Потому что мы сами – ничто без Бога.

Получается, Иисусова молитва – та соломинка, за которую надо постоянно держаться?

– И помнить о Боге, Который всегда и во всём. Как родителей человек должен чтить своим послушанием, так и Господа, Который ведь тоже – наш Милосердный Отец. Так не будем раздражать Его своими грехами! Ведь Он, как мы говорили, всегда, везде и во всём. Небо – Престол Божий, земля – подножие ног Его. И если мы научимся во всем видеть Промысл Божий, нас будет почти невозможно от Бога отвлечь.

И не надо никогда забывать за всё в жизни благодарить нашего Спасителя. Аминь.

Беседовал С.Л. Дубинкин