Духовные причины заблуждений
Трудно человеку прийти к Богу, если душа раздваивается, а ум находится в путах собственных заблуждений. Откуда они берутся? Кто толкает нас в их сети и как нам из них выбраться? Эти важные вопросы разбирает в своей статье священник Владимир Соколов. Мы публикуем сокращенный вариант – полный читайте в его книге «Спор с самим собой. Духовная брань в современном мире», которая выходит в издательстве «Даниловский благовестник» Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы.
Жизнь христианина, по заповеди Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия» (Мф. 6, 33), – всегда подчинена цели спасения. Но обрести спасение возможно только при внутренней целостности души, при ее целомудрии, при единстве слова и дела, потому что спасение обретается в подвиге, а подвиг невозможен при расщепленном сознании и двоящихся мыслях. При лукавстве человек всегда найдет оправдание своим слабостям, ибо «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1, 8). На подвиг способен лишь тот, кто осознал свою испорченность и необходимость исправления.
Целомудрие связано с чистотой помыслов, ибо всякая ложная, неправедная мысль влечет человека и к неправедному поступку. Всякая мысль есть семя будущего деяния. Поэтому такое огромное значение в спасении имеет Слово Божие, ибо оно исходит от Бога. Сам Господь говорит о значении слова в спасении: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24).
История падшего человечества – это история умножения нечистоты и в мире, и в душе. Нечистота души начинается с ложной, нечистой мысли, поэтому, в этом смысле, история человечества – это история заблуждений. Во все времена диавол пытался увести человека от пути спасения. Для этого ему надо было вселить в человека ложные, нечистые мысли, дать ложные учения – ереси.
Ересь, если вдуматься в ее смысл, есть лишь абсолютизированная часть целостного знания о Боге. Сама по себе эта часть знания не является ни плохой, ни хорошей. Она становится плохой, когда провозглашается абсолютной истиной. Так, например, знание о том, что Иисус Христос является Богом, есть знание истинное; но если провозглашается, что Он только Бог, то это истинное знание становится ложным, потому что Иисус Христос, не только Бог, но и Человек.
Ересь это всегда крайность, уклонение или направо, или налево, это всегда частичность. Диавол же, по слову Писания, создает «царство, разделившееся само в себе» (Мф. 12, 25), потому что «он разделился сам с собою» (Мф. 12, 26). Поэтому диавол всегда стремится к тому, чтобы оторвать нас от целостности, от прямого царского пути (см.: Чис. 20, 17). Он пытается увести нас то налево, то направо; то внушает нам, что Христос только Бог, то нашептывает, что только человек. Мы же мечемся от одного к другому. Обнаружив свое заблуждение, мы теперь пребываем в уверенности, что противоположное мнение есть истина, и снова попадаем в лапы к диаволу, ибо и правый, и левый уклон есть две его лапы. Он тщательно скрывает это, постоянно создавая оппозицию противоположной стороне. Если одно мнение разоблачено, то в запасе всегда есть еще одно – противоположное.
Сознание наше так премудро устроено Богом, что оно все время стремится обрести целостность, целомудрие. Оно не может пребывать в разрозненности, раздвоенности, противоречиях, – это губительно для человека, потому что постепенно приводит его к сумасшествию и одержимости. Человек не может познать Бога, потому что сознание его раздроблено и не целостно. Внутренняя раздробленность нашего сознания не только не дает нам познавать Бога, она воздвигает и вражду против Него и против человека.
Изгоняя из своего сознания ложь, следя за помыслами и не допуская ложных, обольстительных и кощунственных мыслей, человек обретает чистоту души, и в этой чистоте открывается ему истина – правда Божия. Истина делает человека свободным (см.: Ин. 8, 32), она помогает ему избавиться от греха и обрести верный путь спасения. Сказано: «всякий, делающий правду, рожден от Бога» (Ин. 2, 29), а «всякий, не делающий правды, не есть от Бога» (Ин. 3, 10), поэтому делатель правды деятельно устремлен к Богу и стремится идти прямой дорогой.
Ясно, что диавола не устраивает наш поиск правды, он хотел бы, чтобы мы всегда заблуждались, блуждали – блудили бы в своем темном сознании с ложью. Если человек не вступит в брань со своими ложными мыслями, он обречен блуждать в темных лабиринтах своего сознания, кидаясь из стороны в сторону и никогда не выходя на прямую, царскую дорогу.
Диавола святые отцы называли фантазером. Он обольщает человека, уводя от действительности в мир фантастический, – погружает его в мечтательность. Поэтому обольщенный диаволом человек всегда мечтает. Мечтает о том, как в будущем обустроит свою жизнь: обретет престижную профессию, купит квартиру, машину, построит дачу, и т. д. Мечты и планы без конца, любая страсть – это бездна, и наполнить ее невозможно никогда. Такой человек наполняет свою жизнь многозаботливостью, ему некогда обратиться внутрь себя. Другой же бежит от этой многозаботливости в мир грез и иллюзий. Но его сосредоточенность на фантазиях делает его рассеянным для мира внутреннего.
Эта устремленность к будущему как бегство от проблем настоящего и от проблем своей души есть характерный признак души нетрезвой, обольщенной. Мечтания уводят нас от сегодняшних проблем, от нашей души, в которой мы можем изменить что-то только сегодня, потому что прошлого уже нет, его не вернуть, а будущее еще не наступило, и неизвестно, наступит ли. Будущее осуществляется сегодня и больше никогда. Пребывая мыслями все время в будущем, мы лишаем себя этого будущего, о котором мечтаем. Так диавол уводит нас от реального духовного дела.
Чтобы увести в будущее, он начинает нас запугивать. Мы все время чего-то боимся. То мы ожидаем войны, которую предсказали и старцы, и астрологи, и политики; закупаем соль и спички, со страхом ждем рокового числа; то готовимся к урагану, наводнению, землетрясению, столкновению с кометой; то ожидаем всеобщей экологической катастрофы, то неурожая; то падения курса рубля и повышения цен; то эпидемии гриппа; то увеличения уровня смертности и падения рождаемости и т .д. и т .п.
Нас пугают и днем и ночью, пугают и по телевизору, и по радио, в газетах, журналах, на улице и дома. Но поможет ли нам наш страх преодолеть то, с чем мы столкнемся завтра? Ответ очевиден: нет, потому что страх вообще не может помочь что-либо преодолеть. Преодолеть трудности может помочь какое-то реальное деяние, но страх никогда не содействует этому. Реальное действие мы можем произвести только в настоящем, но в настоящем нам мешает страх. Испытывая страх, мы пребываем в будущем, а не в настоящем.
Если же сегодня, не мечтая о будущем, мы будем совершать дела милосердия и молиться об очищении нашей души, то, может быть, уже завтра мы будем ближе к тому идеалу любви, которым преодолевается всякий страх (см.: 1Ин. 4, 18), и у нас будет значительно меньше поводов бояться. Если же мы вспомним о том, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8), что Он милует, а не наказует, что Он помиловал разбойника на кресте; что Он остановил тех, которые хотели побить блудницу камнями, что блудницей была та, которая первой увидела Его после воскресения; что среди самых его ближайших учеников – апостолов – были мытари (страшные грешники, которые грабили народ и давали взятки начальству), – то мы поймем, что и у нас, грешников, тоже есть шанс спастись. Но как и где этот шанс можно использовать? Только в настоящем, потому что только в настоящем мы имеем возможность говорить с Богом, молиться Ему и каяться.
Если же сегодня мы можем что-то реально сделать для нашего спасения, то мы уже сделали первый шаг на пути спасения. Когда мы делаем маленький реальный, а не фантастический (мечтательный) шаг к Богу, Бог отвечает нам на это бесконечным количеством шагов – всею Своею Бесконечностью, «ибо не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3, 34). И тогда нам уже некогда будет заниматься будущим, мы поймем, что дело спасения соделывается сегодня, а не вчера и не завтра.
Современный человек видит настоящее только как результат прошлого, все причины того, что происходит в настоящем, он полагает в прошлом. Это как бы целеполагание наоборот. Поэтому мы постоянно прельщаемся еще и своим прошлым. Мы все время сожалеем о прошлом, о бесцельно прожитых годах. Но такое сожаление полезно только в том случае, если оно сегодня вызывает в нас покаяние. Часто, однако, бывает так, что мы бежим в свое греховное прошлое, находя там подтверждение и истоки своей сегодняшней греховности, только для того, чтобы ничего не менять в себе сегодня. Тоска по прошлому может стать серьезным соблазном: прошлое может стать обителью, в которую мы совершаем бегство от дела спасения, от креста в настоящем.
Только то мгновение настоящего обладает полнотой жизни, которое приобщено к вечности. Из будущего идет зов вечности, потому что бессмертие – это будущее человека. Вечность – это будущее, но реально в нее входит человек только в настоящем. Если человек поглощен в настоящем исключительно деятельностью, то он лишает себя возможности сделать мгновение принадлежащим вечности. Для приобщения к вечности необходимо созерцание, а в созерцательное состояние человека приводит молитва.
Созерцание ведет к тому, что человек приобщается к подлинной реальности – к жизни вечной. Диавол уводит человека от созерцания в фантастическую, виртуальную реальность. Приобщение к подлинной реальности для человека нелегкое бремя, потому что, сталкиваясь с ней, он перед лицом этой подлинной реальности узнает себя в подлинном свете, открывает в себе и хорошее, и дурное. Реальное столкновение с вечностью настраивает человека на тяжкий духовный труд, но труд по реальному, а не фантастическому изменению самого себя.
Сегодня уже мало кто из людей духовных сомневается в том, что большинство психических патологий является проявлением бесовского одержания. Из этого можно сделать вывод, что тяготение к будущему и к прошлому – является признаком демонического воздействия, бесовского прельщения. Поэтому христианину, вступающему на путь спасения, необходимо испытать себя на наличие в душе таких тяготений – и если таковые будут обнаружены, то необходимо объявить им беспощадную войну. Кто не будет воевать, тому грозит духовная болезнь, влекущая его к духовной смерти, к вечной смерти. А методика борьбы нам указана святыми отцами-подвижниками: это трезвение через разоблачение ложных помыслов.