Церковь и народ: космополитизм или самобытность?

Владимир Басенков

Кипрский архиепископ Хризостом еще в 2016 году обвинил Русскую Православную Церковь в ереси этнофилетизма. А некоторые критично настроенные по отношению к Церкви соотечественники, наоборот, упрекают священноначалие в недостаточном внимании к проблемам русского народа. Между тем, Церковь не знает ни эллина, ни иудея, но соединяет все народы во Христе. При этом, не отказывая народам в национальной самобытности и поддерживая культурную идентичность.

Сложность среднего – царского – пути в том, что нейтральная позиция всегда неугодна радикалам и тем, кто пытается навязать свои убеждения всем остальным. Поместная Русская Православная Церковь – довольно древнее объединение верующих (1000 лет как-никак) и основана она была на территории, заселяемой восточными славянами, или проще, русскими. Сегодня наша Церковь представлена во всех уголках земного шара хотя бы маленькими приходами, а где-то и большими основательными епархиями. Прихожанами Русской Православной Церкви являются представители самых разных народов не только в самой России, но и далеко за ее пределами.

Церковь имеет вселенский характер, который соединяется с национальным в тех странах, где она представлена. Господь наш Иисус Христос отождествлял себя с тем народом, из которого вышел, «Еврей из евреев» (Флп. 3:5). Интересно, что культурные отличия народов находят выражение в церковном творчестве, что ярко прослеживается в каждой Поместной Церкви. Любить свою страну и свой народ – вполне нормально для христианина. Мы призваны любить свое Отечество, имеющее «территориальное измерение, а также братьев по крови, живущих по всему миру», о чем и говорят «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Церкви чужды идеи о превосходстве одних народов над другими. Об этом в своем «Слове о законе и благодати» писал митрополит Иларион, подчеркивая, что Истина не может быть узурпирована каким-то одним народом, но открыта каждому в равной степени. При этом самобытность народная – естественное, если не сказать, богоданное состояние. И любить свою культуру и традиции, историю и язык считается вполне нормальным. Русская Церковь всегда благословляла своих сынов на защиту Отечества от захватчиков. Есть и святые, канонизированные как мученики за народную свободу, например, Михаил Тверской.

Церковь избегает занимать позицию в противостояниях на этнической почве. И это – правильно. Хороший конфликт – погашенный конфликт. Церковь всегда выступает за прекращение войн. Война – не метод Церкви. Исключением  могут быть только ситуации, когда одна из сторон явно демонстрирует агрессию и верх несправедливости в отношении другой.

Греческим оппонентам на обвинения в этнофилетизме можно ответить лишь миной непонимания. «Если надо объяснять, то не надо объяснять» – что еще сказать в ситуации, когда представители 6 из 14 Поместных Церквей этнические греки… А вот критикам нашей Церкви стоит обратить внимание на участие РПЦ в масштабном и стратегически важном проекте «Народосбережение – настоящее и будущее России». Здесь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прямо выразил беспокойство сокращением  коренного населения России и падением рождаемости. Как духовный отец народа, неужели любящий пастырь может выражать иное мнение?

Церковь всегда будет стремиться идти средним – царским – путем. И всегда будут те, кто попытается сбить нас с толку. Откровенные враги и «иваны, не помнящие родства» будут яростно осуждать нас в этнофилетизме и шовинизме. Радикалы «от народа» будут называть нас космополитами, оторвавшимися от корней и игнорирующими национальные «болячки». На самом деле, если внимательно присмотреться, Русская Церковь и идет этим средним путем. На многих приходах действуют свои особые церковные традиции. Если это общины малых народов – там совершаются богослужения на национальных языках, священник, как правило – из своих, да и служба может блистать национальным колоритом. Приходов русской богослужебной традиции – подавляющее большинство. Есть даже храмы, где совершается служба по древнерусскому чину, есть приходы, где трепетно относятся к народной эстетике, например, в казачьих общинах. Как видно, Русская Церковь стремится сохранить самобытность всех народов, являющихся ее прихожанами. При этом для Церкви «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить