Радость всей Вселенной
О пасхальных традициях в Греции
Пространство Вселенской Православной Церкви не ограничивается территорией исторической Руси, оно гораздо шире. Наши братья по вере живут в наследнице Византийской империи – Греции, в Болгарии и в Румынии, в Америке и в Швейцарии, в Канаде и на островах Британии и Кипра и еще во многих не столь известных уголках Земли. Они так же, как и мы, православно исповедуют Христа, так же молятся и так же причащаются Святых Таин. Но жизнь православных общин по всему миру не исчерпывается только участием христиан в богослужениях, молитвах и постах. В эти святые дни, когда «Жизнь возсия от гроба», когда Церковь призывает своих чад: «Трапеза исполнена, насладитеся вси», – миллионы наших единоверцев по всему миру так же, как и мы, празднуют «Праздников Праздник и Торжество из Торжеств». И в том, как они это делают, отражается многообразие Божиего Творения и его неповторимая красота.
Православные общины всего мира празднуют главный день христианского календаря с небольшими особенностями, присущими только тому или иному народу. Греция – это страна, где Воскресение Христово является поистине общенациональным праздником, ведь Православие там – государственная религия, а Церковь не отделена от государства. Поэтому и празднуют ее всенародно, поскольку более 90% населения – православные христиане, для которых Пасха – это любимый религиозный и семейный праздник.
Все храмы Греции на Страстной седмице переполнены, поскольку христиане всю эту неделю обязательно ходят в церковь на богослужения. Кроме усиленной молитвы, в эти дни каждая хозяйка начинает приготовления к празднику в доме, убирая и украшая его. Начинаются и приготовления к разговлению: по улицам тянется аромат праздничной выпечки – сладкого печенья «кулураки», которое по традиции готовят в Великий Вторник. В Великий Четверг красят яйца, преимущественно, в красный цвет и пекут пасхальные пироги, а в Великую Субботу готовят традиционный суп «магирица» из ягненка, которым разговляются в пасхальную ночь после праздничного богослужения. Чтобы доставить радость своим ближним, каждый христианин на Страстной неделе покупает подарки крестникам и родственникам.
В Великий Пяток деловая жизнь в греческих городах замирает: закрываются все госучреждения, приспускаются государственные флаги. На трапезе едят только суп с кунжутом и чечевицу с уксусом и лаганом – пресным хлебом, который пекли в продолжение всего Великого поста.
По обычаю в Великую Пятницу по улицам города совершают крестный ход с украшенной лепестками роз Плащаницей. А в Великую Субботу специальным авиарейсом из Храма Гроба Господня в Иерусалиме доставляют Благодатный Огонь, которому по традиции оказываются государственные почести. Его встречают с почетным караулом и торжественно провозят по улицам Афин в кафедральный собор Преображения Господня, откуда рассылают в фонариках по всей стране вплоть до самых отдаленных островов.
Крестный ход в Греции отличается от привычного нам, поскольку верующие идут не вокруг храма, а с пением направляются по городским улицам на центральную площадь, на которой многотысячное собрание совершает символическое сожжение Иуды. Но некоторые московские храмы уже переняли у греческой Церкви другой, еще до недавнего времени экзотический для России обычай, хотя и в несколько измененном виде. Дело в том, что ровно в полночь, после торжественного чтения Евангелия и первого возгласа «Христос анести!» – «Христос воскресе!» – и дружного ответа хора голосов «Алитос анести» («Воистину воскресе!»), по всей Греции начинается грандиозный фейерверк. Сотни петард взмывают в небо, которое озаряется морем разноцветных огней, а вся Греция оглашается радостными криками и всеобщим ликованием, сопровождаемым перезвоном колоколов.
Жители деревни Вронтади на острове Хиос в Эгейском море в этот момент начинают «перестрелку» между двумя церквами, расположенными друг напротив друга на склонах долины. Но перед тем, как поздравить своих единоверцев петардами, прихожане каждой церкви устанавливают горизонтально большие листы черепицы, на которых и выкладываются готовые к запуску фейерверки. И когда в назначенный момент петарды вылетают навстречу друг другу и сталкиваются в ночном небе, праздник совершается уже на фоне этого, по свидетельству очевидцев, фантастического зрелища.
Другие островитяне Греции соблюдают не менее яркую в своей необычности традицию. На острове Керкира (Корфу) в Ионическом море накануне Светлой седмицы изготавливаются сотни больших и маленьких глиняных горшков… но использовать в хозяйственных целях их никто не будет. Более того, с ними поступят совсем уж необъяснимо: разукрасят добрыми пожеланиями и сбросят с верхних этажей в присутствии тысяч любопытных. Однако искать в этих действиях жителей Корфу бытовое объяснение не имеет смысла, поскольку это действо символическое: бьют горшки в ознаменование победы добра над злом, происшедшей в Пасхальную ночь. И каждый прохожий может стать причастником этой вселенской победы, взяв на память черепок от разбитого горшка.
Взаимопроникновение местных обычаев ярко проявилось в заимствованной традиции, перенятой некоторыми греческими общинами у православных Малой Азии. Заключается она в следующем: во время чтения евангельского рассказа о смерти и воскресении Христа, как только упоминаются слова о землетрясении в Иерусалиме, сопровождавшем эти события, молодые люди начинают колотить палками по деревянным лестницам и другим предметам, а пожилые прихожане гремят сиденьями скамеек. Кроме того, служители храма начинают раскачивать из стороны в сторону паникадила, как это совершается в некоторых афонских храмах. Рукотворное «землетрясение», таким образом, делает ближе для присутствующих событие Христова Воскресения.
Восприятие важнейших евангельских событий у разных православных народов немного разнится. Это зависит от темперамента народа и особенностей культурной среды, сформированной разными историческими и даже климатическими реалиями. Но единство Вселенского Православия не исключает некоторую обрядовую непохожесть Поместных Церквей.
При оформлении использованы фото с сайта http://www.facebook.com/easterincorfu