«Воскрешение дочери Иаира»: «дуэль» двух великих русских художников

Не бойся, только веруй, и спасена будет.
Лк. 8, 50

Сегодня, когда весь мир охвачен страхом от захватившего планету неведомо откуда взявшегося коронавируса, когда каждый день средства массовой информации сообщают о новых тысячах зараженных и сотнях умерших по всему свету, люди всё чаще говорят между собой о Боге, жизни и смерти. Ведь только Господу ведомо, что ждет каждого из нас за пределами земной реальности. Смерть пугает нас своей таинственной неопределенностью и неотвратимостью. Хотя Сам Христос, совершая во время Своей земной жизни великие чудеса, исцеляя больных и возвращая к жизни умерших, хотел сказать всем людям: «Не бойтесь смерти. Веруйте, и спасены будете». Недаром в огласительном слове на Пасху в каждом храме торжествующе гремит: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы!»

…Эта история о двух друзьях, двух великих русских художниках – Илье Репине и Василии Поленове. История о творческой «дуэли», что разгорелась однажды в стенах Императорской академии художеств, когда победителя в качестве награды ожидала большая золотая медаль. Эта история о двух гениальных картинах, написанных на одну тему, – об Иисусе Христе, который совершил чудо и вернул к жизни двенадцатилетнюю девочку.

Илья Репин
Василий Поленов
Илья Репин
Василий Поленов

Илья Репин и Василий Поленов познакомились и сдружились в стенах Императорской академии художеств: семь лет учились они в ее стенах, горячо спорили о живописи, бок о бок сидели на жестких и низких сиденьях в так называемом «плафоне», где размещались натурщики и где так удобно было их рисовать…

Они сдружились, хотя, казалось бы, так мало общего было между ними. Илья Репин – невысокий, стремительный, нервный, эмоциональный. Поленов – высокий, статный, спокойный, вдумчивый и неторопливый. Репин – из бедной семьи простого солдата Чугуевского уланского полка. У Поленова дворянское происхождение: дед – академик русской словесности, отец – дипломат, историк и археолог, мать – художница и детская писательница.

Василий Поленов учебу в Императорской академии художеств совмещал с занятиями юриспруденцией в Санкт-Петербургском университете – таково было желание его отца, который хотел видеть своего сына известным юристом. А Илья Репин еще в юности ушел из дома и за 25 рублей в месяц подрабатывал в кочевой иконописной артели. Он жаждал учиться в Императорской академии художеств, но право быть вольнослушателем стоило немалых денег. А их у него не было. Возможно, русское искусство лишилось бы великого художника, если бы знаменитый государственный деятель и благотворитель Федор Прянишников не откликнулся на его просьбу и не внес за Репина необходимую для поступления в Академию сумму.

…Семь лет учебы пролетели стремительно. По окончании лучшим студентам Академии, которые на протяжении всего срока обучения проявили себя, получая награды, серебряные и малые золотые медали за выполнение конкурсных заданий, дали возможность сразиться за право получить большую золотую медаль. А вместе с ней звание художника первой степени и право в течение нескольких лет продолжать свое обучение за границей за счет Академии.

В 1871 году пятерым лучшим студентам Императорской академии художеств – Илье Репину, Василию Поленову, Михаилу Зеленскому, Евгению Макарову и Егору Урлаубу – предложили поучаствовать в творческом конкурсе на большую золотую медаль. Тема – «Христос воскрешает дочь Иаира». Из пяти конкурсантов явными фаворитами все считали Илью Репина и Василия Поленова.

Но прежде, чем продолжить рассказ о художниках, стоит напомнить сам евангельский эпизод, послуживший основой для конкурса-«дуэли» Репина и Поленова.

Вот как об этом событии рассказано в Евангелии от Марка: «И вот приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и сильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За ним следовало множество народа.

<…>  Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил  никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, вошед, говорит им: что смущаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: "Талифа-куми", что значит: "Девица, тебе говорю, встань". И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть» (Мк. 5, 22–43).

Вот эта евангельская история и побудила студентов Императорской академии художеств взяться за кисти. Василий Дмитриевич Поленов подошел к делу добросовестно и обстоятельно, как он это делал всегда в своей работе. Кроме того, ему, человеку глубоко верующему, было очень близко учение Христа. Недаром впоследствии, уже работая над картиной «Христос и грешница», Поленов писал своей троюродной сестре Анне Горяиновой: «Я несказанно люблю евангельское повествование. Люблю этот наивный правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто всё учение, наконец, этот трагический, ужасный, но в то же время и грандиозный конец».

А вот Илью Ефимовича Репина тема поначалу не увлекла. Как и большинство молодежи в те годы, он был увлечен идеями Чернышевского; ему хотелось писать полотна, обличающие социальные язвы общества, а не картины на евангельские сюжеты. Близким друзьям вместе с самым уважаемым человеком художником Иваном Крамским, которого Репин считал своим учителем, пришлось его долго уговаривать поучаствовать в конкурсе. А когда он наконец согласился, возникла другая проблема – у художника банально не хватало денег на холст и краски для выполнения конкурсной работы.

Как быть? И тогда, как рассказал впоследствии своим друзьям сам Репин, ему пришла в голову идея написать небольшую картину о том, как студент, готовящийся к экзаменам, наблюдает в окно за девушкой в соседней квартире. Он сдал ее на комиссию и получил за нее, к своему удивлению, немалые деньги, которых ему с лихвой хватило и на масло, и на холст. «Такого  счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь», – говорил потом художник своим друзьям.

Когда деньги появились, возникла новая проблема: сюжет картины «Воскрешение дочери Иаира» никак не складывался у художника в голове. Он набрасывал один эскиз за другим, но чувствовал, что всё это не то. Вот как писал об этом сам художник: «Сначала я компоновал картину: переставлял фигуры, изменял их движение и главным образом искал красивых линий и классических форм. И в то же время под влиянием разговоров с Крамским всё более устанавливался в отрицании и классического направления, и академической школы во имя нашей русской самобытности. Наконец дошло до того, что я решил совсем бросить академию и начать жизнь по-новому».

Но, видно, Господь испытывал Илью Репина, подбрасывая ему одно испытание за другим, а потом пришел к нему на помощь. Однажды, когда Репин возвращался от Крамского, он вдруг вспомнил момент своего детства – как умерла его сестра Устя. «Мне представилось то настроение, когда умерла моя сестра Устя, как это поразило всю семью, и дом, и комнаты – всё как-то потемнело, сжалось в горе и давило», – говорил художник. И вдруг перед мысленным взором Репина абсолютно четко и в законченном виде предстала его будущая картина. 

Вернувшись домой, Илья Репин стер с холста все плоды своей четырехмесячной работы и начал углем рисовать заново. «К вечеру моя картина была уже столь впечатляюща, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине».

«Воскрешение дочери Иаира» Илья Репин
«Воскрешение дочери Иаира». Илья Репин

Поначалу Репин рисовал картину в том же стиле, что и Василий Поленов, – чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть первый большой эскиз художника, но затем кардинально всё переписал: композицию, цветовую гамму и, главное, сам настрой картины.

Если для Василия Поленова история воскресения Христом дочери начальника синагоги изначально было чудом, проявлением Божией силы, символом торжества над смертью, то для Репина этот евангельский эпизод был исполнен трагизма. Как позже писал сам художник в книге «Далекое близкое», «есть особое, поглощающее очарование в трагизме. Я испытал это, когда писал академическую программу "Воскрешение дочери Иаира"». Он даже называл для себя свою картину не «Воскрешение…», а «Смерть дочери Иаира».

Для Репина во время работы было так важно находиться в мрачном состоянии, в состоянии  горя, потери, утраты, что он постоянно просил своего брата Василия как можно чаще играть для него «Лунную сонату» Бетховена: «Музыка переносила меня к моему холсту, я наслаждался этими звуками до бесконечности, они трогали меня до слез»

И постепенно в душе Ильи Репина происходила метаморфоза – он словно заново открывал для себя и Святое Евангелие, и учение Христа: «Всё это было для меня такой новостью <…> конечно, всё это я читал, даже учил когда-то со скукой и без всякого интереса слушал иногда в церкви... Но теперь! Неужели же это та самая книга? Как это всё ново и глубоко, интересно и поучительно!»

…Картины Репина и Поленова в чём-то очень похожи, и в то же время каждое полотно по-своему показывает видение художника. С одной стороны, обе картины как бы зеркально отображают друг друга: у Поленова движение начинается слева направо, у Репина – ровно наоборот.  На обоих полотнах мы видим одних и тех же персонажей: Христа, девочку на ложе, ее родителей и трех учеников Спасителя – Петра, Иоанна и Иакова.

И у Поленова, и у Репина одинаково показана игра света и тени: Христос с девочкой – в полосе света, все остальные – в тени. Традиционно у обоих художников Спаситель одет в красный хитон и синий гиматий-накидку. Мы видим родителей, которые потрясенно замерли, не смея надеяться на чудо, и учеников, которые не могут оторвать своих взоров от Иисуса, на их глазах совершающего чудо воскрешения.

Когда искусствоведы спорят, у кого из двух художников лучше переданы игра света и теней и образы персонажей, то пальму первенства обычно отдают Илье Репину. Хотя, на мой взгляд, это весьма спорно –  по-моему, каждая картина по-своему прекрасна.

Но есть одна главная деталь, в которой картины различаются. На полотне Ильи Репина мы видим атмосферу скорби: на белоснежном ложе лежит умершая девочка с венком из роз. У нее в изголовье стоит трикирий – подсвечник с тремя свечами, и в его свете мы видим мертвенно бледное лицо девочки. В центре картины – строгий спокойный и уверенный Спаситель берет умершую девочку за руку. Мы видим Его в ореоле яркого света – такое ощущение, что Его освещает Божественный свет, спускающийся откуда-то сверху.

И что же мы видим? Момент смерти? Нет! Ведь сказал же Христос: «Девица не умерла, но спит» (Мк. 5, 39). И зритель, когда смотрит на картину, верит: еще мгновение, и девочка очнется, откроет глаза и вздохнет полной грудью. Но это будет через мгновение, а пока перед нами Спаситель, который, «взяв девицу за руку, говорит ей: "Талифа-куми", что значит: "Девица, тебе говорю, встань"»(Мк. 5, 41).

А вот на картине Поленова это мгновение уже в прошлом. И девочка, не отрываясь, смотрит на Христа и уже готова подняться со своего ложа. И ее мать, сжав в молитве перед собой руки, готова пасть на колени. А вот и отец девочки, тот самый начальник синагоги, стоит пораженный увиденным чудом. Он, конечно, надеялся, что Христос спасет его дочь, иначе Иаир не обратился бы к нему с просьбой, но такого чуда он не мог даже себе представить, вот и застыл перед нами, словно остолбенев от радости.

«Воскрешение дочери Иаира» Василий Поленов
«Воскрешение дочери Иаира». Василий Поленов

…Наступило 2 ноября 1871 года – финальный день конкурса. Закончить к сроку свою картину Илья Репин не успел – он привез ее в Академию, когда, как говорится, краски на ней еще не высохли, но даже в незавершенном виде она вызвала фурор у всех членов Комиссии. Василий Поленов на тот момент уже давно сдал свою работу, но в день решения он пришел к Репину в мастерскую и сел на кушетку в ожидании судьбы. Через несколько мгновений появился их общий приятель со словами: «Ну, братья, поздравляю!»

Все члены академической комиссии признали самой лучшей и профессиональной картину Ильи Репина, но по причине того, что художник не прошел полный курс художественных наук, ему было присуждено лишь второе место. Понравились профессорам Академии работы и других художников-конкурсантов. И впервые (!) за всю 150-летнюю историю Императорской академии художеств все пятеро участников конкурса – Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Зеленский, Евгений Макаров и Егор Урлауб –  получили за свои конкурсные работы большие золотые медали и право на шесть лет отправиться за границу совершенствовать художественное мастерство за счет Академии. 

В настоящее время картина Ильи Репина «Воскрешение дочери Иаира» находится в Государственном Русском музее, а творение Василия Поленова – в Научно-исследовательском музее Академии художеств. Ну а у зрителя, когда он смотрит на эти полотна, возникает радостное чувство надежды и вспоминаются слова, с которыми Христос обратился к начальнику синагоги Иаиру: «Не бойся, только веруй» (Мк. 5, 36). 

Петр Селинов