О страхе Божием и страхах вражьих

Протоиерей Валериан Кречетов

Что делать человеку, когда в его душу закрадывается страх? Как от него избавиться? И стоит ли говорить о своих страхах? Ответы на эти насущные вопросы дает в этой статье настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Акулово, старший духовник Московской епархии, протоиерей Валериан Кречетов. Он рассказывает о том, что страх страху рознь, и объясняет, какого страха бояться не нужно, а с каким необходимо бороться всеми силами.

Когда возникает вопрос о страхе, то прежде всего надо понимать, что речь должна идти не о страхе в его современном понимании, а о страхе Божием, который является началом всего. Это тот страх, о котором в Писании сказано: «Работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Это – страх, который основан на трепете и благоговении перед величием Божиим. И страх того, что это чувство можно потерять из-за какого-то согрешения или даже тени согрешения.

Протоиерей Валериан Кречетов
Протоиерей Валериан Кречетов

Но надо понимать и другое. Есть истинная вера, а есть суеверие. Есть страх Божий, а есть страх вражий. Об этом прекрасно сказал Георгий Затворник, что кто демонов боится, тот имеет не страх Божий, а страх вражий, от неверия рожденный. Другими словами, потеря страха Божия – это отступление от истинной веры, и оно приводит или тоже к вере, но только во врага, или к страху перед диаволом. Это состояние, в которое часто впадают люди, не имеющие веры и страха Божия. У них вместо богословия – «бесология», и разговоры у них только о порче и бесах.

Кстати, один из близких к нам подвижников благочестия святой праведный Алексий (Мечёв) считал, что не надо даже говорить о бесах. Однажды один священник спросил его, что делать, если враг стал сильно досаждать: что-то странное все время начало происходить, вещи пропадать, что-то сгорело, сам он начал вдруг на ровном месте спотыкаться, падать, все разливать, – в общем, понял он, что это происки лукавого. Отец Алексий на это ему ответил: «Не обращай внимания, а то и там, где нет ничего, будешь это видеть».

Есть страх Божий, а есть страх человеческий. Когда человек боится собак или мышей – это страх человеческий, страх каких-то видимых вещей. А есть страх вражий – когда чрезмерно боятся бесов. Помню, как в одной глухой деревне какой-то мальчишка повздорил с другими, бежит от них, с прутиком, босой, и кричит: «Не боюсь я никого, кроме Бога одного». Это было умилительно, по-детски просто, но так верно.

О страхе
Название: «О страхе»
   
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub     FB2     PDF

Жизнь современного человека полна страхов, буквально пронизана ими. Человек боится болезней, боится испытаний, боится за детей и близких, боится настоящего и боится будущего, боится смерти и боится жизни. «Чего только не страшатся люди в мире! Отошедшие от своего доверия к Творцу, они строят свою земную жизнь, окруженные тревогами, опасениями, страхом и ужасом», – пишет один из наших авторов.

Этот сборник, составленный из статей и проповедей современных проповедников и духовных писателей, не только поможет разобраться в причинах наших всевозможных страхов, но и покажет путь избавления от них, чтобы мы смогли найти покой душам нашим, к которому призывает нас Господь.

«О страхе»

Когда нас крестят, мы отрекаемся от сатаны. Ведь нам предстоит много всяческих искушений. Целая жизнь впереди, и враг все время будет преступать и пытаться смутить душу. Поэтому Церковь сразу же предупреждает, что не надо бояться. Преподобных отцов враг часто искушал страхом, подсылал всяких страшилищ, змей. Когда мне пришлось причащать уже незадолго перед смертью одного из наших исповедников, отца Ефросина (Данилова) – он жил в Зосимовой пустыни и потом 10 лет провел на Колыме, – он сказал мне замечательные слова: «Берегись чувства страха! Иначе будешь сдавать все позиции». Исповедник уже нашего времени старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своем слове о страдании говорит, что не следует бояться страдания, потому что бремя страдания состоит на одну треть, а иногда и на добрую половину, из страха перед страданием.

Страх – это, конечно, искушение и вражеское действие. Враг старается за счет страха держать человека в постоянном напряжении. А напряжение, как мы знаем, много сил забирает у человека. Ведь когда человек в нервном напряжении, переживает какую-то личную трагедию, он теряет силы, худеет. Враг знает это и старается человека все время в этом состоянии держать – в ожидании каких-то тяжелых событий, болезней, в состоянии постоянного страха перед ними.

Самый характерный пример – это то, что постоянно происходит в наше время: говорят о каких-то приближающихся страшных катастрофах, войнах и морах, стараются держать людей в неослабном напряжении, когда одна угроза тут же сменяется другой. Об этом страхе уже давным-давно сказано: «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк. 21, 26).

Чувство страха – это чувство серьезное, и от него надо избавляться. Его нужно переводить с уровня человеческого, животного, земного страха на уровень страха перед всем нам предстоящим Страшным Судом. Страшный Суд – вот это неотвратимо и этого нужно по-настоящему бояться.

Замечательно, что Господь об этом предупреждает: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28; Лк. 12, 4). То есть настоящий страх – это страх нагрешить, страх оскорбить Бога, Его величие, милость Божию. Но этого страха бояться не надо, этот страх надо иметь. Этот страх есть страх спасительный. А тот страх – он не спасительный. Потому что любое наше обращение к Богу всегда приводит на память примеры милости Божией. Когда обстоятельства жизни начинают загонять в тупик, когда все кажется безвыходным, безнадежным, беспросветным, вспомни, что для Бога безвыходных положений нет. Об этом прекрасно сказано в шестопсалмии: «Яко погна враг душу мою; смирил есть в землю живот мой; посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся».

И вспомни, сколь много примеров милости Божией, милосердия Божия, помощи Божией! «Воздех к Тебе руце мои: душа моя, яко земля безводная, Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах; скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох» (Пс. 142, 3–9). И когда страшишься чего-либо, обратись к Богу, вспомни о Его милосердии, и дух страха вражия начинает исчезать.

Я часто вспоминаю слова своего отца. Он в свое время сидел в одной камере с ныне канонизированным священномучеником Феодосием, епископом Коломенским. Как-то отец спросил у него совета: «Не знаю, как мне поступить». А тот ответил: «А ты положись на волю Божию». Отец говорит: «Да я уже положился». – «А зачем тогда меня спрашиваешь? Дело в лучших руках».

Одним из свидетельств этой истины являются старцы, люди духовные. Кто сподобился их видеть, знают это. У них во всем облике полная умиротворенность. Мы к ним прибегаем, дергаемся, переживаем, суетимся, а они нам: «Ну, ничего, ничего». И все действительно разрешается. Так что нужно всегда полагаться на волю Божию, на Его милость и любовь к нам. Как вспомнишь о любви Божией – так совершенная любовь изгоняет всякий страх.

Так что очень важно бороться со страхом: человеческим, животным, бесовским. А поскольку самым крайним состоянием страха является страх бесовский, страх вражий, то сказано: сей враг изгоняется только постом и молитвой. Значит, сразу надо творить молитву, и когда начинаешь молиться, тогда утишаются чувства, все умиряется, человек сразу успокаивается. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику. Ты же, Боже, низведеши их во студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дней своих: аз же, Господи, уповаю на Тя…» (Пс. 54, 23– 24). Какие замечательные слова! Псалтирь – какая же глубина!

Человек должен почаще приводить себе на память, что всё в руках Божиих. Надо избавляться от состояния страха. Но опять же полностью от страха своими силами – без помощи Божией – избавиться невозможно. Мой совет – стараться не думать о том, что страшит. Это сложно, но необходимо.

Если эти мысли все равно приходят в голову, надо все равно стараться не думать, не обращать на них внимания. Как сказал отец Алексий Мечёв: «Не обращайте внимания». «Не соизволяю», – советовал говорить мой батюшка, отец Сергий Орлов, когда враг пытается подсунуть какой-то свой помысл. «Не соизволяю» – и всё.

Часто спрашивают: «А как понять, что я должен делать, что в моих руках, а что в Божиих?». В моих руках… Да в наших руках, по большому-то счету, ничего нет. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий…» (Пс. 126, 1). То есть как ты не берегись – если Господь не сохранит, не убережешься…

Все решается очень просто – нужно молиться и просить воли Божией. Есть такой способ, мне в свое время рассказали, и я им пользуюсь – три дня нужно молиться, просить, чтобы Господь указал, как поступить. И Господь укажет. Это и будет воля Божия. Как молиться? «Господи, яви мне волю Твою, как мне поступить». Когда я был в трудной ситуации и не знал, как поступить, я читал, например, акафисты Святителю Николаю и преподобному Серафиму. И у меня все наладилось: сначала я успокоился, а потом и вопрос, который меня волновал, решился, причем самым лучшим образом.

Или еще способ – архимандрит Иннокентий (Просвирнин) часто приводил это святоотеческое изречение: «Когда Небо молчит – не надо ничего предпринимать». Многие в наше время, наслушавшись рассказов о чужих болезнях и трагедиях, заранее всего страшатся, например, предсмертных страданий. Отец Иоанн (Крестьянкин) на это говорил: не нужно переживать то, что еще не наступило. Вообще не нужно. В любых случаях. Может, этого ничего с тобой и не будет. Не

надо смотреть вокруг, какие бывают страдания. У тебя их может и не быть. А если будут… Я как-то спросил об этом у своего батюшки, и он сказал: «Если Господь даст испытания – даст и сил». Нужно меньше думать и меньше говорить о всяких страшных событиях. Нужно только полагаться на волю Божию.

Страх может быть и от каких-то нераскаянных грехов. Потому что страшно грешить грешникам. Потому что душа чувствует, что придется отвечать. Но только у грешников страх переворачивается на другое – на земные страхи. Истинный страх Божий переворачивается на страх земных переживаний, а на самом-то деле все должно быть наоборот. Здесь ничего бояться не надо. «Не бойтесь даже убивающих тело», – говорит Господь.

Но бывает, что человек покаялся, а страх его не оставляет, совесть мучает. Что же – значит, все-таки не раскаялся, не отпустил Господь? Неизвестно. Это может быть для того, чтобы человек не расслаблялся. Например, один человек очень долго переживал, что согрешил, и отцы вопросили: «Господи, он столько молился! Неужели Ты ему не простил?!» – «Я, – ответил Господь, – ему простил, но это ему нужно», то есть нужно такое состояние. Это то, о чем преподобный Силуан Афонский сказал: «Держи ум во аде и не отчаивайся».

Необходимо постоянно помнить, что выше сил Господь креста не дает. Поэтому если Господь пошлет какие-то испытания, от Него будет и помощь. Есть такое выражение: «С испытанием Господь посылает и избытие», – то есть помощь грядет. Помоги нам, Господи!

Подробнее статью можно прочесть в сборнике «О страхах современного человека», опубликованном в издательстве «Даниловский благовестник».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить