Ядерная Голгофа человечества

Николай Головкин

26 апреля Международный День памяти жертв радиационных аварий и катастроф

35 лет назад произошла авария на Чернобыльской АЭС. Наиболее известной иконой, написанной в память о погибших и о здравии выживших в Чернобыльской катастрофе, стал «Чернобыльский Спас»

26 апреля 1986 года, напомним, на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая в мире техногенная катастрофа. Было выброшено в атмосферу около 190 тонн радиоактивных веществ. Опасные радиоактивные вещества выделялись в окружающую среду из-за пожара, длившегося почти две недели. Население Чернобыля подверглось облучению в 90 раз большему, чем население Хиросимы после взрыва атомной бомбы.

В результате катастрофы была загрязнена территория площадью 160 000 квадратных километров – северная часть Украины, запад России и Белоруссия. Около 400 тысяч человек были эвакуированы из зоны бедствия. В России больше других от радиоактивного загрязнения пострадала Брянская область. Чуть меньше беда коснулась Тульской, Калужской, Орловской областей. Масштабы Чернобыльской катастрофы могли стать намного большими, если бы не мужество и самоотверженность участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Рискуя жизнью, здоровьем они защитили людей от пагубного воздействия и дальнейшего распространения радиации.

…Чернобыль – ядерная Голгофа человечества! И те, чья жизнь безвременно оборвалась в апреле 1986-го, при ликвидации последствий аварии, и те, кто ушёл в мир иной от неизлечимых болезней за прошедшие годы, и те, кто, побывав в этом аду, живёт ныне рядом с нами на Украине, в Белоруссии, России и других странах – не просто спасатели, которые профессионально исполняли свой долг. Они, не пощадившие «живота своего за други своя», – спасители миллионов и миллионов людей.

***

Наиболее известной иконой, написанной в память о погибших и о здравии выживших в Чернобыльской катастрофе, стал «Чернобыльский Спас». Этот образ явился во сне известному энергетику Украины, ликвидатору аварии на ЧАЭС, президенту Всеукраинской общественной организации «Союз Чернобыль Украины» Юрию Борисовичу Андрееву (1950-2014).

На должности президента «Союз Чернобыль Украины» Юрий Борисович Андреев был с 1990 года, с первой конференции по созданию всеукраинской организации. За этот период благодаря ему тысячи чернобыльцев по предложенной им программе смогли получить медицинскую помощь. Организация стала действительно всеукраинской. Выступления Юрия Андреева были всегда подготовлены и принимались Правительствами как программы к действию. Он был участником многих заседаний ООН по Чернобыльской проблематике. «Чернобыльское движение» приобрело международное значение: ведь ликвидаторы аварии на ЧАЭС происходили из разных стран бывшего СССР.

… Долго мучился Юрий Андреев со сновидением, в котором привиделась будущая икона, пока не сказал о нем Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру. Предстоятель благословил написать образ «Чернобыльский Спас». По словам Блаженнейшего, «икона «Чернобыльский Спас» придала особое духовное осмысление страшной чернобыльской трагедии и христианского подвига людей, не пожалевших своих собственных жизней ради всеобщего блага».

Икону «Чернобыльский Спас» создал иконописец Троице-Сергиевой лавры Владислав Горецкий. В верхней части образа изображены Господь Бог – Судия и Спас, Богородица и Архистратиг Михаил.

А под ними – люди в современном одеянии: рать живых и погибших «чернобыльцев», которая сберегла нашу землю и жизнь, дарованную Создателем. Слева, внизу, на иконе – души умерших чернобыльцев, справа – ликвидаторы аварии: пожарный в респираторе, работник станции, летчик, медсестра.

На горизонте, за очертаниями саркофага, – зарево восхода, в небе летит звезда Полынь. На заднем плане иконы – земля обожженная, на переднем – зеленая, оживающая.

Центральное место в нижней части иконы отведено Чернобыльской сосне. Этот образ не придуман, а существует в Чернобыльской зоне. Сосна стоит почти на линии, соединяющей четвертый аварийный блок с городом Припять. Дерево стало символом Чернобыльской трагедии. 

Сосна похожа на крест. Во время Великой Отечественной войны фашисты-каратели вешали советских патриотов на этом дереве. О них, погибших мученической смертью, мы тоже молимся ныне перед «Чернобыльским Спасом».

28 августа 2003 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, у стен Успенского собора в Киево-Печерской лавре «Чернобыльский Спас» освятил Блаженнейший митрополит Владимир.

Во время освящения на небе произошло знамение: сначала прямо над иконой пролетел голубь, а высоко в небе без дождя появилась радуга в форме нимба, затем появилось изображение трех крестов в середине нимба в солнечном сиянии. Свидетелями этого чуда стали тысячи людей.

Полный список иконы «Чернобыльский Спас» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был подарен Храму Христа Спасителя в Москве.

«Чернобыльский Спас» постоянно находится в крестных ходах. Эту икону пронесли по епархиям Украины. Списки иконы размещены во многих храмах Украины, России и Белоруссии.

Православные верующие всего мира убеждены, что икона «Чернобыльский Спас» помогает больной чернобыльской земле, придает силы пережившим трагедию, страдающим людям, укрепляет их дух и волю.

***

Небесный покровитель всех, кто пострадал от аварии на Чернобыльской АЭС, – святитель Феодосий Черниговский, всея Руси чудотворец, живший в XVII веке. Будущий святитель принял монашество в Киево-Печерской обители и был наречен Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского.

… Есть свидетельство о чудном сновидении одной женщины из Чернигова, увидевшей в ночь на 26 апреля 1986 года святителя Феодосия Черниговского, молящегося перед невидимым Богом – черные тучи с запада обходили город стороной. И – о, чудо! – ни одно смертоносное облако не пошло на Чернигов, находящийся в 50 километрах от реактора. Последующие чудеса исцелений – от лучевой болезни, от рака крови и щитовидной железы – детей и взрослых, с верой притекающих к чудотворным мощам святителя Феодосия в Свято-Троицком храме Чернигова, утвердили в народе веру: святитель Феодосий действительно помогает чернобыльцам.

***

В июле 2003 года по инициативе общественной организации «Союз Чернобыль Украины» по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира единственному действующему в зоне отчуждения Свято-Ильинскому храму Чернобыля была передана частица мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, который считается покровителем чернобыльцев и исцелителем от лучевой болезни, информирует пресс-служба Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Переселенцы из Чернобыльской зоны, живущие в Черниговской области, и духовенство Киевской и Черниговской епархий встретились на мосту через реку Припять, откуда был начат Крестный ход к ЧАЭС. Учитывая длительность маршрута и лимит времени, большая часть пути была преодолена на автотранспорте.

На площади перед административным корпусом Чернобыльской АЭС, у креста, установленного в память о погибших ликвидаторах, была отслужена заупокойная лития. Возглавивший богослужения архиепископ Львовский и Галицкий Августин благословил иконами паломников и работников АЭС и окропил их святой водой.

*** 

Многие годы этой темой занимается мой товарищ московский журналист Михаил Алексеевич Дмитрук.

«Ярким примером спасительности Православия, – рассказывает Михаил, – стала жизнь в радиоактивной зоне украинского иеромонаха Дионисия, интервью с которым лет пятнадцать назад опубликовал в журнале "Русский Дом" писатель Алексей Пряшников. Писателя (как и его читателей) просто потрясло откровение высокого человека в монашеской одежде с бледным, одухотворенным лицом, которого Алексей встретил в Оптиной пустыни. Отец Дионисий рассказал, что проходит послушание в Белой Руси, в Чернобыльской зоне с самого начала, когда она стала – зоной. Служит в церкви святителя Николая в древнем городе Брагине.

Люди были очень напуганы катастрофой, – продолжал священник. Они понимали одно: здесь находиться нельзя никому. А я им говорил, что надо жить с Богом, что тогда всё можно победить. Это вызывало удивление и возмущение. Как так?! На что можно здесь рассчитывать?! А ещё священнослужитель… Теперь, когда прошли годы, те люди, которые возвращаются, вспоминают мои слова.

Отец Дионисий поведал, что люди возвращаются из Средней Азии, Казахстана, Азербайджана и со слезами рассказывают, что они там были никому не нужны, многие умерли от горя на чужбине. А оставшиеся на этом свете узнали, что на Родине их земляки живы и здоровы, зовут их вернуться… на зараженную землю. И беженцы решили сами убедиться, что в родных местах можно жить.

Вернувшиеся благодарят Господа Бога и нас за то, что мы остались и сохранили наш город и нашу землю. Они со слезами целуют её, – говорил батюшка».

Город Брагин, где служит отец Дионисий, находится в тридцати пяти километрах от разрушенного реактора, недалеко от Чернобыльской зоны. «Отец Дионисий, – продолжает рассказ Михаил, – часто бывал в сопровождении военных и в самой зоне.

У нас идет брань видимая и невидимая: дьявольская и атомная… Здесь люди только и держатся верой, таинствами, богослужением. Ведь у каждого должна быть надежда, опора, чтобы бороться, противостоять. Опора одна Господь наш Иисус Христос. Господь попустил. Значит, нужно всё это победить. Испытание Богом дается ведь по силам…

Безбожники удивляются.

Пессимистам могут показаться кощунственными эти слова по отношению к чернобыльцам. Мол, никаких сил не хватит для жизни на радиоактивных землях, питания зараженными продуктами. Но в том-то и чудо, что у православных эти земли и продукты становятся… нерадиоактивными! Это вызывало великое изумление у специалистов.

Экспедиций было много, говорил с улыбкой отец Дионисий. Замерят приборами продукты, есть завышение по радиации совершим молебен, освятим те же продукты крещенской водой, и радиация исчезает. Я все годы питался от той земли. И в ту запретную зону постоянно ходил. И все мои прихожане от той земли питались. В зоне я и глухарей встречал, и кабанов. Рыбу ел оттуда. Когда возвращался из зоны, прихожане спрашивали: "Батюшка, почему ты такой веселый?" Я отвечал: "На рыбалку сходил". Поверьте, я не юродствовал.

В Минске профессора брали у него кровь на анализы. А потом спрашивали: "Батюшка, а почему у вас всё такое нормальное?" Он отвечал: "Господь со мной".

Да, болел, но его недуги были не от радиации, а от перенапряжения. Великие труды нес отец Дионисий. "И лукавый старался всё время меня оттуда выгнать, потому что я ему мешал".

А главное, что победить радиацию оказалось по силам не только священнику, но и его прихожанам.

Приходят молодые, просят: батюшка, благословите, и я их венчаю. Женщины в положении почаще причащаются. И деточки здоровенькие рождаются у тех, кто в церковь ходит, с Богом живет.

У них часто бывали молебны, акафисты. Люди исповедовались, причащались Тела и Крови Христовых. И когда иных потом врачи проверяли, то просто своим глазам не верили».

Да, подвиг этого иеромонаха и его духовных чад просто потрясает. Ведь они доказали на практике то, что наука считает невозможным.

«Ученые до сих пор не могут понять, – отмечает мой коллега, – что при этом происходит: то ли распадаются радиоизотопы и превращаются в нейтральные атомы, то ли освященная пища приобретает защитное поле, нейтрализующее излучение. В любом случае она становится не вредной для человека. А православным и не нужны научные объяснения, они верят Богу, который передал им через своих служителей спасительные знания».

А вот ещё одно поразительное обстоятельство, которое обнаружили ученые с помощью отца Дионисия:

«В сопровождении военных, – говорит Михаил, – этот священник побывал в храме Архистратига Михаила, что в четырех километрах от чернобыльских реакторов. Они измерили уровень радиации в разных местах и в изумлении сказали: "Батюшка, за оградой этого храма прибор зашкаливает, а внутри ограды и в самом храме ничего нет чисто". С их слов об этом чуде потом рассказали многие газеты. Для тех, кто не поверил в него, журналисты привели в подтверждение сообщения исследователей, которые измеряли уровни радиации в Киево-Печерской лавре. Оказалось, что у мощей святых они очень низкие, а рядом, в проходах для туристов эти уровни выше нормы.

<…> Чернобыльское испытание сплотило нас, как в войну, и победили с Господом Богом, вдохновенно сказал отец Дионисий. Его слова относятся и к тысячам других православных, которые успешно прошли радиоактивное испытание во многих регионах России, Белоруссии и Украины. Я желаю этой победы и нашим читателям».

Рассказывая об опыте своего прихода, отец Дионисий поделился заветной мечтой: он монах и на склоне лет ищет уединения. Лучшим местом для этого ему представляется… храм Архистратига Михаила недалеко от Чернобыля. Он хотел сохранить для потомков намоленный храм, где внутри церковной ограды нет смертоносного излучения. Ведь этот храм является наглядным подтверждением истинности и спасительности Православия, способного победить радиацию, против которой бессильны безбожники.

«В 2016 году, – рассказывает Михаил Дмитрук, – журналистка Надежда Батурина сообщила (Ступени № 13, июнь 2016), что отец Дионисий счел свой духовный подвиг в Брагине исполненным и попросил церковное начальство перевести его в Красно. Это брошенное село в чернобыльской зоне отчуждения, расположенное на левом берегу Припяти в трех километрах от АЭС, где сохранилась деревянная церковь Архистратига Михаила (год постройки – 1800). К храму иеромонаха привезли военные, которых он уверял, что в нем и вокруг него нет радиации, в отличие от окрестностей за церковной оградой. И они с великим изумлением убедились в этом с помощью своих дозиметров. Быть может, эта проверка стала для них первым шагом к вере Православной».

Спасибо тебе, Михаил Алексеевич, за те уникальные факты, что ты собрал, за десятки статей.

Слава Богу за всё!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить