Семья – крест или радость?

Протоиерей Димитрий Смирнов

В преддверии праздника святых Петра и Февронии мы решили поговорить о важных вопросах, связанных со вступлением в брак и созданием семьи. Руководитель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов, отвечая на вопросы Татьяны Петровой, рассказал, в чем кроется главный смысл семьи, с какими проблемами приходится сталкиваться при вступлении в брак, стоит ли пытаться переделать своего супруга(у) и что отличает православную семью от неправославной.

– В чем основной смысл семьи?

– В том, чтобы научить человека любви. Любовь, как и многие явления в нашей жизни, трехчастна: любовь телесная, любовь душевная и любовь духовная. И человек должен пройти все эти стадии. Смысл – в достижении любви через воссоздание образа Божия. Потому что человек тричастен и создан по образу и подобию Божию.

Образ Божий – это семья. В семье три ипостаси – мужская, женская и детская. Одно существо, но разность в лицах. Вот эти три лица тварной человеческой троицы. В этом состоит образ Божий человека. Человек – это троица. Он так создан Богом, такова воля Божия. Чтобы человек был не один, ибо не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18), человек, его сердце, должны иметь возможность любить. Для этого Бог создал жену, увидев которую Адам сказал: сие есть плоть от плоти моей и кость от костей моих (Быт. 2, 23). Он возлюбил ее как самого себя. Он в ней узнал самого себя и полюбил. Ради этого и нужна семья. Ведь Пресвятая Троица пребывает в любви: Отец любит Сына и Духа, Сын любит Духа и Отца, Дух любит Отца и Сына – вся Троица пребывает в любви. В такой же любви должен пребывать и человек, созданный по образу Божию.

Церковь состоит из семей, каждая семья – это малая Церковь, где отец есть священник, помощник ему, диакон – жена, а дети – народ, данный мужу и жене, который нужно воспитать и привести к Богу. Каждая семья исполняет такие функции Церкви. И проповедь слова Божия, и личный пример, и взаимная помощь, и все вместе. Что делает вся Церковь, то делает одна маленькая семья. Поэтому семья – это ячейка Церкви, это ее живая клетка.

– Чем отличается православная семья от всех других?

– Тем, что жизнь свою строит на Христе как на камне, а все остальные подчиняются инстинктам и, смотря по сторонам, заимствуют положительный и отрицательный опыт у тех людей, среди которых живут. А православная семья строится на христианских нормах.

– Может ли человек обходиться без семьи?

– Может, но его жизнь не вполне полноценна, потому что многие вещи ему трудно реализовать. Монашество – это удел очень небольшого количества людей, и это жизнь уже как бы не совсем человеческая, она так и именуется – равноангельской: человек начинает жить ангельской жизнью, что для него не вполне свойственно. Но это стремление к высшему, потому что Ангел выше человека.

– Каковы главные проблемы современной семьи?

– У современной семьи одна главная проблема – недостаток любви. Эгоизм побеждает.

– Какой путь чаще всего Вы советуете выбрать молодым – монашеский или семейный? Какой из них тяжелее в наше время?

– Это зависит от призвания человека. Если человек, призванный к монашеству, женится, ему этот крест будет тяжелым и, наоборот, если человек, который призван к семейной жизни, примет монашество, ему будет тяжело. Я ничего не советую людям – это выбор каждого человека. Как можно советовать? Я только советую подождать, подумать, и если монашество, то попробовать себя, как бы неоднократно испытать себя, приезжая в избранный монастырь на все большее и большее время, прежде чем решиться поступить в него.

Благословляя на семейную жизнь, стараюсь наставлять, чтобы молодые люди были знакомы не меньше, чем год, чтобы знали друг друга не только с хорошей стороны, но увидели бы и недостатки и решили для себя: смогут ли они с этими недостатками мириться всю жизнь.

– Как выбирать себе спутника жизни?

– «Спутник жизни» – это неправильный термин, спутник – это что-то временное, а супружество – это вещь постоянная. Поэтому выбирать нужно по любви и по благословению родителей, и, может быть, духовника, если такой обретается. К этому вопросу нужно отнестись основательно, лишь бы не сгоряча и не по одним только влюбленным страстям. Как минимум год подождать. Меньше года – уже и смысла не имеет: вероятность ошибки в таком случае возрастает. Если выбирать по каким-то формальным признакам, нужно смотреть: из какой семьи человек, трудолюбивый или ленивый, не алкоголик ли папа. Но ведь бывают и такие случаи, что папа – алкоголик, а дочка – хорошая. Конечно, лучше брать из той семьи, где не один ребенок, потому что если один ребенок, то, как правило, избалованный и ничего не умеет – это будет раздражать.

– Как понять, «твой» это человек или нет?

– Дело в том, что брак – это подвиг. Человек берет на себя ответственность за другого человека и хочет перед Богом и людьми сделать этого человека счастливым. Нужно просто иметь готовность преодолеть все трудности. «Твой», «не твой» – это очень условно. Потому что у молодых людей в период женитьбы или замужества представления самые смешные и о жизни, и о том, какой должен быть супруг, даже о том, что он сам хочет. В большинстве случаев я не видел, чтобы вступающий в брак отдавал себе отчет в том, чего он хочет и чего ждет.

– То есть достаточно чувствовать расположение к человеку, чтобы строить семью?

– Человеку и желание ему послужить: один – в сане мужа, другая – в сане жены. Жена должна быть помощница мужу во всем. Если же она хочет только использовать его ресурсы для себя, то это неправильный подход к браку. Может быть, он ждет совсем другого. Молодым жениху и невесте нужно очень много времени провести в разговорах, как бы все для себя о другом выясняя. Потому что обычно молодые люди хотят себя показать с очень хорошей стороны и многое замалчивают, и потом, естественно, их ждет разочарование. Так что время до заключения брака нужно потратить на то, чтобы все точки над i были расставлены, и потом уже сделать, как теперь говорят, «информированный выбор».

– Какие чувства мы должны испытывать к своему избраннику?

– Любовь – этим все сказано. Это очень многосложное чувство. Если не любишь, тогда, мне кажется, лучше в брак не вступать, потому что потом будешь думать, что сделал ошибку, что женился или вышла замуж не по любви. Чтобы таких искушений избежать, нужно еще подождать, еще друг друга узнать. Торопиться с этим по возможности не надо.

– Можно ли строить отношения с православным человеком в надежде на то, что, если вы будете стараться жить по заповедям, сложатся хорошие семейные отношения?

– Можно, конечно, надеяться, но надо тоже понимать, что сама принадлежность человека к православной вере очень незначительно действует на его характер, на его привычки, которые другого человека могут раздражать, и он не сможет с собой справиться. Но если люди стараются жить по заповедям, значит, они уже зрелые христиане и у них все обязательно получится. Но, к сожалению, я еще раз повторюсь, эгоизм очень силен, особенно в молодых людях.

– Как начать строить семейные отношения, чтобы сохранить их хорошими на долгие годы?

– Надо в самом начале относиться друг к другу не панибратски, а с любовью, с участием, деликатно, очень вежливо, предупредительно, стараясь ничем не обидеть. Нужно относиться друг к другу бережно, уважительно.

– Можно ли стараться переделать своих супруга или супругу, если что-то не устраивает?

– Стараться можно, но это, во-первых, бессмысленно, во-вторых, разрушает брак. В процессе жизни многие недостатки полируются, перестают быть такими острыми, как сначала, потому что каждый человек чувствует, если что-то в нем неприятно другому. Вообще супруги обычно друг друга понимают уже без слов и поэтому, если они любят друг друга, то каждый старается устранить то, что другому доставляет боль.

– Выбирать себе мужа или жену православному человеку нужно только среди православных? Можно ли вступать в брак с крещеным, но невоцерковленным человеком?.. Например, если человек в храм не ходит, говорит, что у него Бог в душе. Это уже не православная семья?..

– Это Писание так говорит: брак должен быть в Господе, а то какой же это брак? А когда дети родятся? Не будет неверующий муж молча все переносить: «Ну вот, опять ты их в свой храм потащила, что ты их все таскаешь?» Будут после этого дети охотно ходить в храм? И как их потом воспитывать? Только рыдать в подушку и смотреть, как они на глазах у тебя распадаются под влиянием папочки и школы? И конечно, если человек принципиально в храм не ходит, не понимает, что такое Евхаристия, то он не может считаться христианином. Но если же он хоть раз в год причащается, он уже христианин.

– А если жить с надеждой, что под твоим влиянием человек изменится?

– В истории у некоторых женщин это получалось, но это единичные явления. По статистике, если папа верующий, то дети верующие в 80 процентах случаев, а если верующая мама, то только в семи. Если такой риск женщину устраивает, то – пожалуйста. Попадет ли она в эти семь процентов? Правда, эта статистика двадцатилетней давности, может быть, сейчас этот процент увеличился – я не знаю.

– По слову апостола, не надо разводиться даже с неверующим человеком, так как муж освятится женой.

– Это о другом речь. Например, два человека жили, пили, гуляли, и вдруг один из них уверовал в Бога. В таком случае разводиться не надо. Вот о чем речь, а не о том, чтобы выходить замуж за неверующего, который только пьет и гуляет. Речь о том, что если брак уже был, то его не надо разорять. Для христианина же брак должен быть в Господе, а если он не в Господе, то тогда, как говорится, хлебай по полной программе холодные щи без сметаны и соли!

– А если один уверовал, то продолжай жить с неверующим и неси свой крест?

– Да, конечно. Брак для Бога слишком драгоценная вещь, чтобы его так просто разорять. Брак есть брак, даже независимо от того, венчанный он или невенчанный. Но, конечно, если христиане, то должны быть венчаны. Мы все, по своему безумию, натягиваем то, что невозможно в наш ум вместить, и все хотим выполнить, так сказать, все «инструкции», чтобы нам было потом неплохо. Но Бог от нас не выполнения «инструкции» ждет, а чего-то другого, гораздо большего. Никогда за формальностями мы не укроемся. Об этом все Евангелие: «Горе вам, фарисеи и лицемеры», – которые за формальностями хотели укрыться от Бога, и укрылись настолько, что когда Он пришел, они Его убили. Результат формализма духовной жизни – богоубийство. Это страшно!

– Может ли православная семья как-то пытаться ограничить количество детей в семье?

– Конечно, может. Только это через воздержание, а не через контрацептивы.

– Насколько муж хозяин жены?

– Настолько, насколько в нем проявляется ипостасное свойство. Современные мужчины стали больше похожи на детей. Поэтому, чтобы семья хоть какой-то образ имела, приходится жене становиться на пьедестал мужа. Есть даже специальный термин «инфантилизм» от слова «инфант», что значит «ребенок». Он и женится, чтобы старенькую маму сменить на новую, молоденькую, чтобы она ему кашку варила и отправляла ее в ротик. Какой он хозяин? Он де-факто никакой не хозяин, да и не мужчина. Я знаю много семей, где жена является главой семьи, и такие семьи прекрасно живут. В этом ничего страшного нет, но женщине все-таки гораздо труднее быть мужчиной, чем женщиной. Любая женщина, даже очень сильная и активная, если бы ей попался настоящий мужчина в жизни, она, конечно, вышла бы замуж за такого. То есть каждой женщине все-таки хочется быть женщиной, а не мужиком в юбке. Какая бы она ни была.

– А возможно попытаться мужа сделать главным в семье?

– Невозможно. Можно отрезать голову и пришить ему свою? Многие женщины сгоряча выходят замуж, а потом всю жизнь мучаются.

– Все ли в семье должно быть только вокруг детей?

– Нет. Все должно в семье быть вокруг Христа, и дети тоже вокруг Него. А если все будет вокруг детей, то воспитаем эгоистов.

– Как пережить кризис семейных отношений в среднем возрасте?

– Никаких кризисов не бывает. Кризис возникает потому, что люди ищут своего. А если люди ищут пользу другого, то никакого кризиса не возникает. Надо все время помнить, что супружество – это совместная жертва на общий алтарь. Как только кто-то об этом забывает (например, жена забывает о муже и занимается только детьми) – может возникнуть кризис. Мужу может встретиться на пути женщина, которая будет к нему более внимательна, чем собственная жена. И у него начнутся мысли: «Жена все только о детях…» Поэтому все в семье должно быть гармонично.
– А что делать, если связал судьбу все-таки «не с тем» человеком?

– То же самое, если ребенок оказался не таким, как твои ожидания. Не разводиться же с детьми. Так же и здесь. Вообще «того» человека, на самом деле, нет, слишком редкое явление. С чем-то все равно придется мириться. В социальной концепции Русской Православной Церкви изложено, по какой причине можно расторгать брак. Все же остальное надо со смирением нести как крест, потому что брак – это тоже крест, а венчальные венцы – это венцы мучеников.

– Может ли проявиться любовь в браке, если ее не было до свадьбы?

– Так бывает. Недаром говорят: стерпится – слюбится.

– Так семья – это радость или крест?

– А крест – это радость. Поэтому это и то, и другое. Крест – это же не есть что-то ужасное, крест – необходимое. Когда женщина рожает – скорбит, а когда родит – радуется, потому что человек пришел в мир. Семья – это радость по великому и прекрасному замыслу Божию о человеке.


Беседовала Татьяна Петрова

В полном объеме беседу с протоиереем Димитрием Смирновым вы можете прочитать в сборнике «Еще раз о любви. Беседы о семье» издательства «Даниловский благовестник».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить