Семейное счастье – великий Божий дар

протоиерей Андрей Овчинников

8 июля мы отмечаем день памяти святых благоверных Петра и Февронии, небесных покровителей семьи и брака. Правильные семейные ориентиры очень важны для человека. Ведь когда в семье всё ладно, то и жизнь выстраивается правильно. Но в наше непростое время именно семья в России подвергается очень серьезным испытаниям. Отсюда такое колоссальное количество разводов, брошенных детей, разбитых сердец.

В 2008 году издательство «Даниловский благовестник» опубликовало сборник «Семейное счастье», где были собраны размышления священников и мирян о том, как построить малую Церковь – семью. Некоторые мысли и советы клирика кафедрального Храма Христа Спасителя протоиерея Андрея Овчинникова, взятые из этой книги, «Прихожанин» предлагает вниманию своих читателей.

<…> Семейная жизнь – это великий подвиг. А мы хорошо знаем, что в любом подвиге Господь никого не оставляет без утешений. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что для семейной жизни терпения нужен не воз, а целый обоз. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), – читаем мы в Святом Евангелии.

Цементирующим раствором, скрепляющим все семейные добродетели, является смирение. Недаром Господь повелел в Евангелии: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Смирение – отличительная добродетель православного человека, в ней мы должны уподобиться Самому Господу. Жизнь в семье, особенно для женщины, невозможна без смирения. Жена, как хранительница семейного счастья, должна прилагать усилия к тому, чтобы стяжать смирение в своем сердце. Часто именно через женское смирение, незлобие, покорность воле Божьей созидается добрая атмосфера в доме. Сейчас нам со всех сторон навязывают другой уклад жизни. Смирение среди неверующих называется чем угодно, только не добродетелью. Смиренного человека общество считает малодушным и забитым, о нем говорят, что ему легко сесть на шею. Но чем человек мудрее, чем он духовно опытнее, тем больше в нем смирения. <…>

Жизнь в семье трудна сейчас еще и потому, что нередко под одной крышей живут люди нескольких поколений, верующие дети имеют неверующих родителей. И кажется, что поэтому в доме нет покоя, нет мира. Всем нам нужно и здесь положиться на волю Божию. Мир и покой семейных отношений сегодня, быть может, удел людей особенных, которые достигли духовного возраста, сохранили целомудрие до брака и с младенчества были воспитаны в благочестии. <…>

Но те из нас, которые пока не обрели душевного мира, не должны унывать, потому что мы не знаем, что именно нам полезно. Преодоление трудностей, терпение жизненных невзгод приближает нас к Богу и духовно совершенствует.

Почему распадаются семьи?

Каковы же главные причины разводов и как сохранить свою семью? Семьи распадаются, когда люди не хотят соблюдать законы духовные и жить по святым заповедям Божиим в послушании Матери Церкви. Поэтому еще раз обращаемся к нашим читателям с добрым советом и наставлением: не пытайтесь построить семейное счастье без Божиего благословения. Семейное благополучие – великий Божий дар и милость Господа, которые даются не всем, а только тем верным чадам, кто желает трудиться и идти путем, о котором говорит Святое Евангелие.

Семью именуют малой Церковью, и поэтому ее жизнь проходит по духовным законам. Если эти законы нарушаются, то семья распадается. Если же эти законы соблюдаются, то такой союз, хранимый Самим Богом, укрепляется и приносит радость и счастье каждому из его членов.

Еще одна причина роста количества разводов заключается в том, что современные люди перестали смотреть на семью как на ценность. Семьи так легко распадаются, потому что люди не дорожат ими. Новые экономические и социальные условия жизни, с которыми мы столкнулись, открыли перед молодыми возможность устраивать свою судьбу так, как никогда ее не устраивали наши благочестивые предки. Соблазн мнимой греховной свободы, которая для верующего человека опаснее и страшнее любого рабства, увлек многих людей на путь, который ведет к погибели. <…> Поэтому еще раз призовем наших читателей к созданию семьи и труду на благо семейного счастья. Еще раз повторим: никто и никогда не пожалел о том, что потратил много сил и времени на созидание и укрепление своей семьи. Добрая дружная семья – самая высокая награда в жизни земной. Человек, создавший крепкую благополучную семью и живущий в ней, перед Богом не ниже того, кто построил храм Божий или основал монастырь.

<…> После почти векового периода официального атеизма русские люди утратили православную традицию жизни в семье. Многие семейные союзы не только не освящаются Таинством Венчания, но и не имеют гражданской регистрации. Молодые пренебрегают  родительским советом и мнением приходского священника, не стремятся к созданию многодетной семьи, забывая, что с рождением каждого ребенка в семью входит, образно говоря, еще одна частица Божиего благословения. Многодетные семьи в большинстве своем – крепкие, дружные и счастливые – такую семью благословляет Сам Господь. И конечно, каждому из нас необходима самая тесная связь с храмом Божиим. В храме вся семья получает духовные силы для благочестивой жизни и борьбы с грехом. <…>

Время разговора с детьми

<…> Отцу с матерью надо научиться чувствовать время, когда ребенку требуется полезный совет. Труднее всего это делать, когда чадо вступает в подростковый возраст. У родителей должно хватать мудрости, мужества, чтобы деликатно помогать ребенку преодолевать стремление к плотскому чувству, окружить его заботой, разного рода занятиями, чтобы у него было как можно меньше свободного времени.

Ребенку необходимо постоянно чувствовать, что им занимаются, что он не оставлен, что его жизнь интересна маме и папе. Чадо взрослеет, и родителям приходится нелегко. <…> Родительские слова становятся для подростка недейственными. Ребенок, кажется, совсем перестает слышать их. Он хочет быть свободен. Господь никого не связывает. И основную часть добра надо успеть вложить в ребенка до наступления «опасного» возраста.

Может быть, еще раз нужно напомнить взрослым простые слова: детьми нужно заниматься постоянно – утром, днем и вечером. Ребенок не должен уходить из-под родительской опеки. Труд воспитателя может кому-то показаться монотонным, скучным, однообразным, но тут уж, как говорится, делать нечего. Ведь только видя наши старания, Господь будет помогать и выше сил никому не попустит испытаний. <…> Если получится совместными усилиями преодолеть опасный возраст и сохранить чадо в целомудрии до 17–18 лет, то потом ребенок начнет самостоятельно жить теми ценностями, которые были в него вложены.

<…> Вообще, в подобных разговорах значение духовника превышает родительское. Священник в глазах ребенка – лицо незаинтересованное, беспристрастное. Он судит обо всем трезво и может сказать слово без лицемерия и услаждения. Пастырю многое дано, и он в состоянии помочь родителям, побеседовав с ребенком о его проблемах.

<…> Беседу о семье с юношами и девушками хорошо начать с рассказа о том, как выбирать спутника жизни, на какие качества характера обратить особое внимание. Хорошо бы настроить молодых людей на волну постоянного общения с духовником. Выбор достойной половины – это очень ответственный вопрос. <…> Хочется напомнить юношам и девушкам, которые выбирают путь спасения в семье: Господь помогает всем, кто обращается к Нему.

В России много православных святынь. Если молодые люди берут на себя молитвенный подвиг и заходят в храм каждый день (перед учебой, например), то никогда не бывают оставлены Его помощью.

<…> Пока не поздно – очень важно осознать: выбирая себе спутника жизни, необходимо обращать внимание на полноценность его семьи. Если ребенок провел детство в благополучном доме, где не было скандалов и ссор, то он на всю жизнь сохраняет в своей душе образ доброй заботливой атмосферы, которой был окружен в детстве. И наоборот, если семья была неблагополучной, рано ушел отец (психологи говорят, что до семилетнего возраста ребенку легче перенести смерть одного из родителей, чем его уход), гораздо больше трудов потребуется молодому человеку на создание собственной здоровой семьи. <…> Если не получается найти себе жениха или невесту из полноценной семьи, то надо заранее трезво оценивать трудности, которые могут ожидать семью, где муж и жена не имели перед глазами положительного примера родительских отношений.

<…> Дружба по благословению священника – наиболее безопасный путь устройства семейной жизни. Батюшка благословляет молодых людей на дружбу, и они получают возможность общения. За это время они могут присмотреться друг к другу. Только надо отличать благословение на дружбу от категоричного благословения на брак. Православная Церковь сегодня выразила вполне определенную позицию: духовники не имеют права принуждать к своей воле в жизненно важных вопросах. Священник не может властно благословить чадо вступить в брак, развестись или уйти в монастырь. Здесь со стороны пастыря уместен только дружеский совет.

О борьбе с грехом и истинной любви

<…> Грех развивается в человеке по определенной схеме. Почему священник постоянно говорит о том, что надо беречь свои чувства, особенно зрение, слух и осязание? Через них в нашу память, в нашу душу входит разного рода информация, в том числе и греховная. Почему опасно засматриваться на красивую девушку? Потому что враг рано или поздно омрачит твой взор греховным соблазном. <…>

Если взгляд на ком-то остановился, то дальше все происходит по известной схеме: прилог – пленение ума – пленение воли – услаждение и, собственно, желание греха. Через органы чувств диавол посылает нам греховное впечатление посредством воображения в сердце, которое не очищено подвижническими трудами. Впечатление развивается, и человек думает, мечтает, переживает. <…> Возраст от 16 до 30 лет – время, когда христианину, кроме прочих страстей, приходится особенно бороться с грехом блуда. Борьба предстоит каждому, но если человек готов к ней, тогда Господь укажет ему конкретные средства и методы для ее ведения. <…>

Как же тогда распознать настоящую любовь?» – спросит нас читатель. Действительно, в слово «любовь» люди вкладывают подчас самые разные смыслы. «Любовью» называют и любовь к Богу, и любовь нечистую. Чтобы отличить любовь от страсти, надо попытаться понять, как высоко ставит Церковь предназначение человека. Апостол Павел сравнивает каждого христианина с храмом Божиим. И, как страшно разрушить храм, так же страшно потерять целомудрие (см.: 1 Кор. 3, 17). Христианская любовь очень высока. Страстный человек оскверняет свое тело, разрушает храм в своей душе. «Блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6, 18). Он разрушает еще один храм, который тоже должен быть обителью Святого Духа.

Отличить настоящую любовь от страсти непросто. Что может помочь в этом трудном деле? Во-первых, конечно же, совет духовного отца или, иногда, человека высокой нравственной жизни, который может беспристрастно оценить ваш выбор. Здесь важно именно бесстрастие. Священник, как никто другой, способен наиболее трезво взглянуть на внутренние достоинства человека, отставив в сторону внешнее. Во-вторых, чем человек старше, тем его выбор бывает более разумным. Замечено, что взгляды с возрастом меняются, и то, что кажется важным двадцатилетним людям, спустя несколько лет, уже не имеет них такой значимости. В-третьих, чистое сердце, не оскверненное грехом, не затемненное пороками, и целомудренная жизнь делают духовное зрение более острым. Целомудренный человек способен увидеть подобного себе в схожем поведении и образе жизни. Ему сразу видны распущенность и нескромность, и он старается уберечься от опасного общения.

«Из многих опытов видно, – пишет оптинский старец иеросхимонах Макарий, – что у тех, кто по страсти вступает в супружество, не бывает счастья: страсти остынут, любовь исчез! нет. Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу, чтобы жизнь провести в мире, согласии и любви, для семейного счастья и общественной пользы».

Страсть не может скрепить брак на всю жизнь. Страсть, которую часто в наше время по недомыслию называют «любовью», – это, скорее, физиологический термин. Это, главным образом, возбужденное состояние чувств и тела. При страстной любви любят не человека, а чувства, которые он вызывает. Известно, что страстно полюбить можно и картину, и статую. Любят свое опьянение, а человека – лишь как причину опьянения. Все концентрируется здесь в одном желании, и еще, пожалуй, в чувстве ревности. В наше время «любовь-страсть» – это психологический яд. Как действие наркотического средства со временем ослабевает в организме и тело требует увеличения дозы, так и страсть. Острота опьянения уменьшается, и так называемая любовь гаснет, чувствам нужно обновление, их обладателю – замена «любимого» человека, и союз распадается. Вполне очевидно, что на такой почве семью не создашь. Поэтому пастыри Церкви всегда начинают разговор с молодыми людьми с предостережений. Святитель Феофан Затворник говорит, что человека, который прожил молодые годы, не согрешив, можно сравнить с переплывшим бурную реку.

<…> Современные браки так легко распадаются, потому что не имеют духовной основы. Выбор юноши – это почти всегда выбор страстный, а когда страсть остывает, семью больше ничто не связывает. Не было у такой семьи благословения, некому было о ней помолиться. Поэтому, когда молодой человек собирается жениться, то в первую очередь надо обсудить этот вопрос с духовным отцом. Священник, когда знакомит людей, ориентируется на внутреннюю жизнь человека и вряд ли может предложить своему чаду что-то плохое. Нам, православным людям, вообще надо возвращаться к традициям наших предков. Прежде ни одного брака не совершалось без родительского и церковного благословения. А сегодня эта прекрасная традиция утрачена. В родительском благословении – великая благодать и сила. <…>

В ловушке женской красоты

Не имея еще духовного опыта, юноши, увы, слишком много внимания уделяют внешности будущих невест. Девушка подчас кажется им некрасивой, слишком полной или маленькой. Конечно, у молодых людей должна быть взаимная симпатия, им необходимо понравиться друг другу, но мы помним слова святителя Иоанна Златоуста о том, что красивая жена может увлечь мужа только на месяц. После начала семейной жизни обнаружатся ее внутренние качества: характер, смирение или его отсутствие, послушание или непослушание.

Внешняя красота приедается. Муж привыкает к ней, в то время как красота внутренняя с возрастом только расцветает. Родители должны объяснять детям, что привлекательность – это не главное в человеке. Забеременев, женщина может сильно поправиться, после рождения детей ее облик порой совершенно изменяется. С возрастом, с пережитыми скорбями и болезнями красота увядает, а ведь жить вместе с женой и матерью своих детей придется даже в том случае, если она перестанет быть красавицей. И еще вспомним русскую поговорку: «Красивая жена – чужая жена». Она не лишена смысла, потому что красивая жена – это всегда предмет ревности и ненужных подозрений. Жениться на красивой можно, когда ты уверен в том, что внешность жены не помрачает твоего собственного ума и находится в гармонии с чистотой ее души.

Нельзя забывать и о том, что в христианском браке очень важное место занимает воздержание.  Если внешность жены затмевает для мужа необходимость христианского образа жизни, то ему придется очень и очень трудно. Отношения в браке будут более ровными и спокойными, если не настраиваться заранее на то, что жена должна быть красавицей. Опыт показывает, что браки крепче у тех людей, которые не отличаются слишком яркой внешностью.

Есть хорошее выражение: «Жених и невеста – не муж и жена». Часто то, что человек видит или хочет видеть в своей невесте, становится ненужным и даже бесполезным в жене. И наоборот, качества, которых он не замечает в молодой девушке, оказываются необходимы, как воздух, для семейной жизни.

<…> Очень важно, чтобы невеста и жених были здоровы. Хорошо, когда будущие муж и жена принадлежат к одному сословию. Нужно, чтобы жена понимала своего мужа, могла дать ему добрый совет. Мне кажется, что наиболее подходящей является пяти-шестилетняя разница в возрасте между будущими супругами. Муж должен быть постарше. Когда мужчине 26–27 лет, а женщине – 21–22 года – это золотой возраст для вступления в брак.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить