Пиковая дама

Священник Владимир Соколов

Многие великие произведения, помимо художественной ценности, интересны своими подтекстами, порой незаметными для читателя. Священник Владимир Соколов, исследуя повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама», открывает перед нами мистическую подоплеку произведения, о которой великий поэт не мог говорить прямо.

Мистический смысл  повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
Все мы знакомы с сюжетом повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Но для нас сегодня это прежде всего история страстной роковой любви. Но не так воспринимали этот сюжет современники. Во-первых, – сюжет им был хорошо знаком – Пушкин описал случай, реально произошедший с графиней Натальей Петровной Голицыной и ее внуком. Во-вторых, – символический и мистический язык повести был им понятен, так как они были знакомы со значением используемых Пушкиным символов и отлично понимали их мистический смысл.

При Екатерине II русское дворянство испытало на себе сильнейшее влияние западных философов-просветителей, таких как Д’Аламбер, Дидро, Вольтер. А с 70-х годов у дворянства появляется новое увлечение, – интерес к мистической литературе. Дворяне взахлеб читают мистиков, таких как Юнг Штиллинг, Эккартсгаузен, Беме, Сен-Мартен, Сведенборг. Путеводителями по внутреннему миру дворяне выбрали не святых отцов, а западных мистиков. Обнаружив в себе страсти и, не зная как вести с ними борьбу, дворяне выбрали западный вариант их «обуздания». Но главное увлечение дворянства составила мистика каббалистическая.

Название: «Мистика или духовность?»
Ереси против христианства
Автор: Священник Владимир Соколов
Год издания: 2012
ISBN: 978-5-89101-247-9
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub     PDF

Книга священника Владимира Соколова обращается к одной из самых значительных проблем современного мира – взаимоотношениям культуры и христианства.

Автор убедительно показывает, что единственным подлинным источником культуры является Бог. Поэтому религия и культура взаимосвязаны гораздо теснее, чем это принято считать.

Среди церковных людей можно слышать мнение, что культура развивается по собственным законам, не зависящим от религии. Однако это опасное заблуждение. Культура, являясь душевной сферой, питается из высшей сферы, сферы духа. И вопрос, от какого духа она питается – главный вопрос в оценке ее явлений.

Сегодняшний человек, «удобопреклонный ко греху», считает единственным источником культуры самого себя. Он не хочет слышать о своей греховности, своих пороках. Но это не повод отвергать культуру, это повод ее исследовать. Что автор и делает на примере творчества Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Скрябина и других выдающихся ее деятелей.

«Мистика или духовность?»
Ереси против христианства

Но какое же отношение эти дворянские интересы имеют к «Пиковой даме»? А самое прямое, ведь все, что читало и изучало дворянство, было тем семенем, которое дворянство сеяло у себя в душах. Собственно, главное содержание «Пиковой дамы» – это и есть ответ Пушкина дворянству и зарождающейся разночинной интеллигенции по поводу их интереса к западным идеям, мистическим и социальным.

В «Пиковой даме» Пушкин развенчал масонское мировоззрение и показал несостоятельность его идеалов. Александр Сергеевич сделал это в весьма оригинальной форме. Он, пользуясь художественными средствами, изложил масонский религиозный миф, облекая его в известные всем масонские образы и символы, но снабжая его христианскими комментариями. Так что его повесть – это, скорее, философская и богословская статья, чем художественное произведение.

Некоторые планы Пушкин прописывает лишь намеком, неким штрихом в придаточном предложении, поэтому их очень трудно доказательно прокомментировать. Но, тем не менее, даже наличие таких намеков и аллюзий, показывает, что Пушкин безотчетно стремится наполнить миф знаковыми смыслами, охватывающими всю эту мистическую многоплановость. Иногда авторская ирония достигает такой силы, что миф превращается в трагифарс, – в некую оккультную комедию, в которой персонажи становятся символическими персонификациями живущих в человеке страстей и распавшихся под действием греха частей его души. Но, тем не менее, повесть сохраняет и все черты, присущие обычному литературному произведению. Поэтому жанр этого произведения можно определить и как философскую повесть о масонской метафизике.

Миф у Пушкина, также как и у масонов, имеет несколько мистических аспектов. В то время было очень распространено увлечение дворянства астрологией. Александр Сергеевич, как бы отвечая на этот интерес дворянства к оккультной психологии, шифрует астрологические сведения через персонажи (они символизируют астрологические планеты), место действия (дома персонажей, символизирующие астрологические планетные дома), время действия (его Пушкин каждый раз отмечает с непонятной педантичностью).

Главный персонаж Германн – это, несомненно, Гермес (Меркурий). Первая часть его имени (фамилии, об этом далее) по звукам Герм… повторяет начало имени Гермеса. Он владеет оккультными знаниями, искусством гадания и колдовства. Гермес отождествлялся с египетским богом Тотом. Он написал священную книгу, в которой в виде емких символов-арканов поведал смертным об оккультных тайнах мира. Игральные карты – это и есть карты Таро (так называемые малые арканы), – наглядные символы арканов. Поэтому интерес Германна к игре в карты – это не столько проявление азартной страсти к игре, сколько неутолимое желание получить тайное оккультное знание, дающее власть над миром.

Женские персонажи можно отождествить с планетами довольно легко, потому что их всего два: графиня и Лизавета Ивановна. И планет, которые именуются женскими именами, в традиционной астрологии всего две: Венера и Луна. Но кто же из них Луна, а кто Венера?

В одном месте Пушкин рассказывает о том, как в молодости именовали в Париже графиню, – ее называли la Venus mоscovite (Московская Венера). И это не просто классическая характеристика ее молодости и красоты. Это и ее астрологическая принадлежность. В астрологии Венеру называли «милостивым ночным светилом». Графиня ведет ночной образ жизни. Ночью она всегда бодрствует: у нее бессонница.

Образ Елизаветы Ивановны у Пушкина выписан с особой теплотой. Он постоянно подчеркивает ее смирение, ее мученическое положение, ее сострадательность, но и ее зависимость от всех других персонажей. Но луна это и есть то светило, которое не обладает той степенью самостоятельности, которой обладают другие планеты. Луна – спутник, и как спутник зависима от главной планеты, то есть она не имеет такого статуса, который имеют все другие планеты. Луна светит отраженным светом. Но в то же время в астрологическом кругу планет занимает равное с ними место. Статус Лизаветы Ивановны в обществе и в доме графини есть образная характеристика ее лунного положения среди планет.

Томскому Пушкин приписывает характерные черты Марса. В астрологии главное действие Марса связано именно с половой мужской энергией. В мифологии Марс – бог войны, но и Томский – воин.

Карточная игра в сознании Пушкина, да и всех персонажей (а значит и читателей), связана с каббалистикой. Весь астрологический антураж – это фон, но фон именно каббалистический, – он придает всему действию совершенно определенную окраску, на этом фоне уже невозможно писать обычными живописными красками – на нем можно рисовать красками только фосфоресцирующими этим оккультным «светом», которым проникнута вся повесть. И Пушкин умело и незаметно пользуется этими красками для создания особого мистериального эффекта таинственности и отстраненности, в которых проявляется и некий иронический оттенок по отношению ко всему этому каббалистическому безумию.

Пушкин затрагивает еще один очень важный в оккультном контексте повести аспект. Это аспект оккультного генезиса. Все персонажи, действующие в повести, связаны друг с другом или прямыми родственными связями, или таинственными духовными, – и все эти связи восходят к старой графине. Всех их связывает карточная игра, некая тайна, сокрытая в самой игре, а тайной этой владеет старая графиня.
Тайна трех карт – это великая тайна жизни: тройка, семерка и туз – символизируют главные арканы в тайном египетском знании. В сумме они составляют число 21, – это число земного совершенства: число 7 умноженное на 3. В тайном знании это число символизирует успех, удовлетворенность своим положением, наличие материальных благ, – именно к такому материальному успеху и стремится Германн.

Священная Книга Тота, как утверждают сами оккультисты, древнейшая на земле книга, – содержит это тайное знание, символически выраженное в виде Великих Арканов Таро. Каждый, кто видел когда-нибудь колоду игральных карт, знает, что собой представляют эти символы.

Арканов столько, – сколько букв в еврейском алфавите (22 буквы). Каждый из них даже именуется по названию этих букв. Германн обернулся и вместо туза вытащил даму, числовое значение которой равно 12. Но сумма числовых значений тройки, семерки и дамы составляет 22. Оккультисты считали, что сочетание различных букв, подчиненное определенной закономерности, способно оказывать заклинательное действие на духов. Поэтому изучение арканов было одновременно и обучением заклинательному искусству. Магия обладает свойством технологии – выполненное действие и заклинание приводит к исполнению задуманного или заказанного. Это искусство маловеров, тех, кто верит не в Бога, а в технологию, в духов.

«Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков» (288), – характеризует Пушкин веру Германна. Поэтому он так и поверил в волшебную силу тройки, семерки и туза. Что же представляют собой тройка, семерка и туз в системе арканов? Первые три аркана символически выражают внутреннюю Божественную жизнь, которая выражает себя в трех аспектах. Третий аспект, по каббалистическому толкованию, есть «Божественная Манифестация» или «Вселенная, как таковая, это реальный мир, или Бог, ставший видимым».

Пушкин не случайно, хотя и в одном из эпиграфов, вводит в контекст повести шведского мистика Сведенборга. Дело в том, что Сведенборг – это один из тех мистиков, которые склонны трактовать Писание исключительно символически. Исторические библейские события он истолковывает как изменения, происходящие внутри человека. Отвечая на такую трактовку, Пушкин и свою повесть строит точно таким же образом. Поэтому все происходящее в повести раскрывается только в контексте того, что это действие происходит внутри человека. Действующие лица есть лишь персонификации неких реалий самого человека, таких как ум, сердце, воля, мудрость и т.д. Но Пушкин, уже следуя святоотеческой традиции, показывает, что все эти реалии живут в человеке разобщено. И эта разобщенность есть результат грехопадения.

Так же точно и Пушкин рисует картину не только внутренней разобщенности в человеке, при которой отдельные части живут в соответствии с собственными желаниями, но и картину вражды этих частей между собой. В Германне Пушкин все время выделяет две главные психологические черты: непреклонность его желаний (сильные страсти) и необузданность воображения, и при этом он называет его воображение еще и огненным. «Воображение, – по святым отцам, – есть сила неразумная, действующая большею частию механически, по законам сочетания образов».

Первым в такое состояние «многосоставного воображения», «возмечтав и наполнив ум свой образами равенства Богу, ниспал Люцифер». Сильные страсти и необузданное воображение приводят Германна к тому, что в святоотеческой традиции называется прелестью. Тот мир, который привлекает его – есть мир воображаемый, мир игровой, как нынче принято выражаться, виртуальный. Да и сами деньги, которые являются целью и смыслом этой игры – есть также виртуальная реальность. Они есть то, что адекватно любой вещи, но сами по себе не имеют никакой ценности. В этот фантастический мир Германн влеком своею необузданной фантазией, – его воображение наполняет этот мир неким подобием реальности. Но этот виртуальный мир – есть порождение его страстей, непреклонной воли, обращенной к недействительному миру.

Лизавета Ивановна – единственный персонаж, которого сам Пушкин называет по имени, и не только по имени, но и по отчеству, хотя по возрасту (она самая молодая) и по своему социальному положению она менее других достойна этого. В чем же разгадка такого выделения этого персонажа? Дело в том, что кроме вымышленного идеала, в каждом человеке есть и подлинный идеал – это образ Божий. Лизавета Ивановна у Пушкина, в контексте психологическом, символизирует этот образ. Само ее имя, в переводе с еврейского, означает почитающая Бога, а отчество на том же языке означает благодать Божия. Поэтому становится понятным, почему Пушкин не отделяет ее имени от отчества, – для него имя в таком сочетании указует на сокровенный смысл, который он хочет придать этому персонажу.

Символический язык «Пиковой дамы» был понятен современникам, но во всех тончайших аспектах этой символики и не столь прозрачных намеках могли по настоящему разобраться только масоны, ибо это произведение было безотчетным, не вполне осознанным, но разоблачением масонского мировоззрения, своеобразным протестом против их учения и идеологии.


С полным текстом статьи о «Пиковой даме» вы можете познакомиться в книге священника Владимира Соколова «Мистика или духовность? Ереси против христианства», вышедшей в издательстве «Даниловский благовестник» в 2012 году.

В статье использованы иллюстрации художника Николаева А.В.