Вифлеем. Первые мученики за Христа

Узнав о рождении Христа, царь Ирод очень испугался.  Собрав книжников и первосвященников,  которые знали древние пророчества о Мессии, он стал расспрашивать их, где надлежало родиться Спасителю. Они же сказали ему что, согласно предсказаниям, Мессия должен появиться на свет: «в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля»  (Мф. 2, 5-6 ).Тогда, тайно призвав волхвов, он выведал у них время появления звезды и послал их в Вифлеем с таким напутствием: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2, 8).

Нечестивый царь хотел обманным путем выведать, где родился Мессия, чтобы убить Его. Но восточные мудрецы, первыми ставшие свидетелями Боговоплощения, получили откровение свыше возвратиться домой другой дорогой. А уже через сорок дней после Рождества Христова Симеон Богоприимец и Анна-пророчица, встретившие в Соломоновом храме Богомладенца, Которого Пресвятая Богородица принесла  туда в день очищения, стали открыто проповедовать о том, что сбылись предсказания и народу Израильскому явлен Мессия. В год, когда Симеону Богоприимцу исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. Переводчик книг Священного Писания, некогда усомнившийся в словах пророчества о том, что Деве (а не женщине) предстоит родить Спасителя мира, своими глазами увидел Мессию на руках у Девы Марии. 

Когда-то давно этот человек был одним из семидесяти двух толковников, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Впоследствии именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей. 

В книге пророка Исаии святому встретилась фраза: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14). «Но как девственница может родить?», – подумал Симеон и хотел исправить неточность, как вдруг перед ним предстал Ангел и удержал его руку. «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Об этом святом апостол и евангелист Лука пишет, что он был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нем: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (Лк. 2, 25). Вместе с Симеоном Спасителя встретила пророчица Анна. «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2, 36–38).

Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2, 29–32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 22–35). Эти события православные христиане вспоминают каждый год в день церковного праздника Сретения Господня.

Но тогда слух о том, что произошло в день Сретения, и последовавшая затем открытая христианская проповедь, окончательно убедили Ирода, что все сказанное волхвами о новорожденном Царе было правдой. Разъярившись, он стал искать Богомладенца, но Святое семейство уже покинуло Вифлеем и отправилось в Египет. Тогда нечестивый царь понял, что его замысел провалился, и в приступе гнева приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше.

В Спасителе мира – Христе – нечестивый Ирод видел соперника, и рассчитывал найти Его в числе убитых младенцев. Византийская традиция указывает, что их было 14 000. Хотя в небольшом Вифлееме и его окрестностях, скорее всего, просто не могло быть такого количества детей в возрасте до двух лет. Это число, вероятно, имело символическое значение и указывало на исключительные размеры трагедии. «Ирод полагал, – пишет византийский богослов XII века Евфимий Зигавинос (Зигабен), – что звезда, возвестившая мудрецам с востока о Рождестве Христовом, не тотчас же явилась им, но что Младенец родился задолго до ее появления. Для большей безопасности он и повелел предварить время на два года». Преподобный Иоанн Дамаскин так описывает события тех дней: «Матери, претерпевшие страдания при рождении своих детей, сидели при трупах убитых младенцев, с распущенными волосами, воздевая руки к небу, они рвали на себе волосы, посыпали волосы пылью, призывали небеса во свидетели и, обливаясь слезами, так говорили к отсутствующему Ироду, как бы к присутствующему: «Что значит это повеление твое, царь, направленное против нас? Разве ты не отец своих детей? Разве ты не знаешь, как велика любовь родителей к детям? Звезда ли оскорбила тебя? Но почему ты тогда не направляешь свои стрелы в небо, а иссушаешь молоко в наших сосцах? Волхвы ли причинили тебе зло? Но тогда почему же ты не воюешь с Персией, а лишаешь детей Вифлеем? Если родился новый царь и ты узнал о нем из книг, то схвати Гавриила и посади его в темницу»».

Православная Церковь в чреде Рождественских событий отмечает память святых мучеников 1400 младенцев, убитых в Вифлееме по приказу царя Ирода, 11 января. Вифлеемские младенцы удостоились славы первых мучеников, пострадавших за Христа.

Но не только невинные дети приняли страдания от Ирода. По приказу царя был также убит священник Захария за то, что не сказал, где находился его сын Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Святого пророка умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем.

Усечены мечем были 70 мудрейших мужей, собрание которых называлось Синедрионом. Одного только из них Ирод оставил в живых, но и того повелел ослепить. Были в то время в Иерусалиме два премудрых, знаменитых и любимых всеми учителя – Иуда, называемый Аврифеем, и Матфей Гаргулоеи, их он велел сжечь живыми вместе с некоторыми их друзьями. В довершение ко всем своим злодеяниям Ирод расправился с родным братом Феророй, сестрой Саломией и ее мужем, убил любимую из десяти своих жен Мариамну и рожденного от нее сына Антипатра, а затем еще двух своих сыновей Аристовула и Александра.

Также Ирод велел казнить тех первосвященников, которых расспрашивал о месте Рождества Христова, указанном в ветхозаветных пророчествах. Очевидно, что не один Ирод искал смерти Богомладенца. Его единомышленниками были и те, кто не позволил достойно похоронить Симеона Богоприимца, когда он скончался. Старец свидетельствовал перед всем народом о Христе и Пречистой Деве Марии, оставшейся девственницей после Рождения Сына.  Для единомышленников Ирода смерть от руки нечестивого царя стала судом Божиим. Все они скончались в жестоких мучениях, как и возвестил об этом Ангел Иосифу в Египте: «Умерли искавшие души Младенца». Сам же нечестивый царь заболел неизлечимой болезнью, и умирал, заживо съедаемый червями.

Неоднократно человечество задавалось вопросом, есть ли смысл в страданиях? Почему мучения приходится претерпевать даже невинным детям? В христианском вероучении значение страдания очень велико.  Оно является неотъемлемой частью нашей земной жизни, так как после грехопадения первых людей в раю природа человека была повреждена грехом. Апостол Павел говорит, что через страдание Господь учит верующего и очищает его душу, чтобы сделать всего человека праведным (см.: Евр. 12, 4-13).

Господь воплотился на земле, чтобы показать путь в Царствие Небесное, который для Него Самого пролегал через Голгофу.

Евангелист Матфей напоминает слова исполнившегося в Вифлееме пророчества: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31, 15; Мф. 2, 17-18). После смерти Рахиль была похоронена у дороги в Вифлеем. Надгробие ее могилы существует до сих пор. Во времена пророка Иеремии это было место сбора пленников, которых угоняли в землю Вавилонскую. Израильтяне скорбели здесь о том, что не смогут вернуться на родину из плена. Но дальше у того же пророка мы можем прочесть продолжение этого стиха: «Так сказал Господь: Удержи голос свой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой... возвратятся сыны в пределы свои» (Иер. 31,15). Действительно, через 50 лет часть Израильского народа вернулась из вавилонского плена. Вифлеемские младенцы же стали для христиан прообразом возвращения в богоподобное состояние человека, освободившегося из плена греха и страстей. Пройдет всего лишь несколько лет, и род человеческий будет искуплен Христом, праведники возвращены из вечного плена в Царствие Небесное, но и для грешников путь покаяния и исцеления души от страстей останется открытым.

Материал подготовила Екатерина Орлова


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить