Вифлеем и Базилика Рождества

Вячеслав Пономарев

По свидетельству историков, Вифлеем (евр. Бейт-Лехем – «Дом хлеба») является одним из самых древних городов Земли. За восемь веков до Рождества Христова пророк Михей предсказал крохотному поселению древних хананеев всемирную славу: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мих. 5, 2). Это пророчество исполнилось во дни царя Ирода, когда в убогой Вифлеемской пещере родился Богомладенец Иисус.

     Но как же жители Назарета старец Иосиф и его нареченная жена Мария, «будучи непраздной», оказались так далеко от родного дома? Подробный ответ на этот вопрос дает Евангелие от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» (Лк. 2, 1–5). Порядок переписи населения, установленный в Римской Империи, требовал, чтобы ее жители «записывались» в тех местах, где родились. Это правило было вынуждено исполнить и Святое Семейство.

    Новозаветная история Вифлеема продолжилась бережным почитанием первыми христианами места Рождества – скалистого Вертепа, давшего приют Младенцу Иисусу. Поклонение, оказываемое этому месту, было таково, что римский император-язычник Адриан был вынужден построить над гротом храм Адониса, дабы прекратить паломничество верующих к этой святыне. Его тщание привело к противоположным результатам: в империи, гнавшей христиан, был воздвигнут «памятный знак», обозначавший место Рождества Христова. Простояло это языческое капище до того времени, когда равноапостольная царица Елена возвела над Вертепом величественный Храм Рождества. Произошло это в 326 году, почти сразу после утверждения христианства государственной религией империи. Базилика, построенная в Вифлееме в IV веке, простояла два столетия.

    При императоре Юстиниане в древнем Сихеме произошло восстание самаритян, недовольных распространением христианства. Одним из его результатов стало разрушение древней Базилики  Рождества Христова. Только в 529 году здание усилиями императорской власти было восстановлено. В 614 году Святая Земля была захвачена персами, разорившими многие святыни в Палестине, включая и Храм Гроба Господня. Но по Промыслу Божию Вифлеемская Базилика осталась нетронутой: Хозроя, предводительствовавшего захватчиками, остановило изображение трех персов-волхвов над входом в храм. Было еще несколько мусульманских нашествий на Святую Землю, приведших к тяжким последствиям. Так турки, захватившие Палестину в 1517 году, нанесли Базилике существенный урон: они выламывали мраморную облицовку храма, растапливали свинцовую кровлю, используя полученный металл для отливки пуль.

        Но, несмотря на все, порой, разрушительные, события многовековой истории великой христианской святыни, она сохранилась до сих пор. В Храме Рождества Христова, как и много столетий назад, звучат праздничные песнопения, прославляющие появление на свет чудесного Младенца. Сюда, как и раньше, съезжаются многочисленные паломники со всего христианского мира, чтобы увидеть Нетленный Свет Рождества Спасителя.