Мария и Иосиф

Божественным Промыслом тайне воплощения Бога на земле была призвана послужить Пресвятая Дева Мария. Своей чистотой и святостью Она превзошла не только всех людей, но и Ангелов.

Пресвятая Богородица родилась в годы правления Ирода Великого (40–4 гг до н.э.) в пригороде Иерусалима. Ее родители – праведные Иоаким и Анна – были людьми благочестивыми и уважаемыми. Иоаким происходил из рода царя Давида, а святая Анна – из рода первосвященника Аарона.

Прожив пятьдесят лет в браке, они оставались бездетнымим, принимая «поношения бесчадства» от своего народа. Бесчадие рассматривалось у евреев как Божие наказание за греховную жизнь, ведь те, кто не имел детей, не могли быть причастными к рождению Мессии. Но Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, и дали обет посвятить свое дитя Господу.

В один из великих праздников старец Иоаким принес в храм свою жертву, но первосвященник не принял ее, обвинив Иоакима в недостоинстве из-за его бесчадия. В глубоком горе Иоаким ушел в пустыню, где пастухи пасли его стадо, а Анна, узнав об этом, горько плакала, призывая милосердие Божие на себя и мужа. И Господь услышал их молитвы. У праведных Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую они назвали Марией. Слова радостной вести Иоакиму и Анне принес Архангел Гавриил: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога».

Праведной и добродетельной жизнью супруги подготовили себя к тому, чтобы в преклонном возрасте принять это благословенное Дитя.

Когда Марии исполнилось три года, родители исполнили обещание, данное Господу. Пригласив родственников, Иоаким и Анна одели  Ее в лучшие одежды и с пением священных песен в сопровождении юных девственниц с зажженными свечами повели Богородицу в Иерусалимский храм. Девочка самостоятельно преодолела пятнадцать огромных ступеней, по которым с трудом поднимались взрослые.

У дверей Ее принял первосвященник Захария, будущий отец Предтечи и Крестителя Иоанна. Он благословил Марию и, как «Невесту Бога Всецаря», провел во Святая Святых, куда раз в году было позволено входить только одному человеку, первосвященнику израильского народа.

Попав во Святая Святых в день Своего Введения, Пресвятая Дева все время пребывания в храме беспрепятственно продолжала входить туда, где под страхом смерти запрещено было находиться даже первосвященнику.

До четырнадцати лет Богородица жила при храме. По окончании храмовой школы, где училась Мария, девушки обычно становились женами священников, книжников или людей знатного происхождения.  Эта школа напоминала духовное училище для девочек. Воспитанниц обучали ведению хозяйства, но особое внимание уделялось духовному образованию. Ученицы должны были понимать смыслы священных текстов и обрядов.

Любимым занятием стало для Марии шитье. Ей поручали самую ответственную работу – создание завес и покрывал для святилища. Преуспевала Мария и в изучении Священного Писания, которое знала почти наизусть. Она была лучшей воспитанницей храмовой школы, и со временем могла бы стать желанной невестой для многих достойных юношей, но еще в раннем детстве Она дала Богу обет безбрачия.

Закон воспрещал незамужним девушкам жить среди людей в одиночку. По достижении совершеннолетия Мария должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Но Ее родители к этому времени уже умерли, а других родственников у Марии не было. Тогда священники из уважения к обету и для сохранения девства, решили обручить Девушку одному из старых вдовцов, ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему плотнику Иосифу, происходившему из рода царя Давида и известного своей праведной жизнью.

Сам Господь, как говорит предание, выбрал Его. Храмовые священники собрали 12 мужчин из рода Давида, положили их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал посох Иосифу, из него вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник сказал старцу: «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти Деву Господа». Так Всемогущий и Всеблагой наш Господь пожелал появиться на свет в семье бедняка, восприняв от царского рода только человеческую плоть, но не власть и не богатство. Пречистая Богородица формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но в действительности не была Ею.

В трудах и богомыслии проводила Мария время в доме Иосифа в Назарете. По преданию, Она читала отрывок из Книги пророка Исаии «се, Дева во чреве приимет…» (Ис. 7, 14) в тот момент, когда перед Ней явился Архангел. Богородица начала молиться, чтобы Господь открыл Ей таинственный смысл непонятных слов и исполнил Свое обетование. Как вдруг увидела перед Собой архангела Гавриила, Который возвестил Ей о скором рождении Сына. «Как может все это исполниться?» – в недоумении спросила Мария, ведь Она хранила девство и чистоту. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35), – ответил Ангел. В ответ на эти слова юная Девушка дала Свое добровольное согласие на то, чтобы стать причастной к Боговоплощению: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).

Событие Благовещения произошло, как говорит предание, спустя четыре месяца после обручения Иосифа и Марии. Вскоре Иосиф заметил, что Мария беременна и пришел в смущение. Он хотел отпустить Ее, избавив таким образом Девушку от преследования по суровому ветхозаветному закону, по которому неверных жен побивали камнями. Иосиф не считал виновной Марию, он решил, что просто кто-то соблазнил Девушку, и, не находя в себе сил пережить позора, все же хотел спасти Ее. Однако ему явился во сне Ангел и подтвердил, что рождающийся от Богородицы Младенец зачат наитием Святаго Духа. Она родит Сына, Которого следует назвать именем Иисус, так как Он спасет человечество от грехов, сказал Ангел. Иосиф был послушен воле Божией и принял Марию, вновь, как и прежде, оберегая Ее чистоту (см.: Мф. 1, 18–25). Именно этот человек, плотник, святой и праведный Иосиф, оказался достойным принять в свою семью Господа и Его Пречистую Матерь. С благоговением и страхом Божиим Он служил Царице Небесной и Богомладенцу, зарабатывая Им на пропитание трудом своих рук.

По прошествии некоторого времени после этого события, Богородица решила навестить Свою родственницу, праведную Елисавету, будущую мать святого пророка и Крестителя Господня Иоанна. Праведные Захария и Елисавета жили в левитском городе Иута. Встречу Богородицы и Елисаветы описывает евангелист Лука (см.: Лк. 1:39–56). Младенец взыграл во чреве Елисаветы, когда она увидела Пречистую Матерь. Исполнившись Святого Духа, Елисавета произносит пророческие слова, ставшие образцом гимнографического творчества, прославившего Божие милосердие, ниспосланное Израилю:

  • Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м.
  • Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
  • Я́ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́, се бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.
  • Честне́йшую херуви́м…
  • Я́ко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Его́, и ми́лость Его́ в ро́ды родо́в боя́щимся Его́.
  • Честне́йшую херуви́м…
  • Сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю, расточи́ го́рдыя мы́слию се́рдца их.
  • Честне́йшую херуви́м…
  • Низложи́ си́льныя со престо́л, и вознесе́ смире́нныя; а́лчущия испо́лни благ, и богатя́щияся отпусти́ тщи.
  • Честне́йшую херуви́м…
  • Восприя́т Изра́иля о́трока Своего́, помяну́ти ми́лости, я́коже глаго́ла ко отце́м на́шим, Авраа́му и се́мени его́ да́же до ве́ка.
  • Честне́йшую херуви́м… (Лк. 1, 46–55)

Богородица находилась в доме Захарии и Елисаветы около трех месяцев, затем вернулась в Назарет.

Подготовила Екатерина Орлова


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить