Начало индикта – церковное новолетие

Наталия Шапошникова

Поздравляем всех с Новым годом! Вы можете сказать, что до него еще четыре месяца, но именно сегодня, 14 (1 ст. ст.) сентября, мы отмечаем церковное новолетие, которое именуется в календаре «началом церковного индикта». В этот день православные христиане просят Бога о даровании благословения на начавшийся новый год. Однако стоит отметить, что только в XX–XXI вв. церковный новый год, отмечаемый 1 сентября по юлианскому календарю, приходится на 14 сентября по григорианскому календарю. В XIX в. он приходился на 13 сентября, а с 2100 г. будет приходиться на 15 сентября.

Слово «индикт», или «индиктион» (лат. indiction – «объявление», «провозглашение») первоначально означало ежегодный продуктовый налог, введенный императором Диоклетианом (297–298). В 312 г., при святом равноапостольном Константине Великом, этот термин обозначал период в пятнадцать лет и лежал в основе летоисчисления. Кроме того, так называли и  каждый год внутри этого периода, поэтому индикт являлся  синонимом понятий «год» или «лето». «Новый индикт» – это «новое лето» или на славянском «новолетие», по-русски «новый год».

Для установления величины взимаемого налога каждые пятнадцать лет в Римской империи производились перепись населения и переоценка имущества. Необходимость ежегодного взимания с населения налога и привела к исчислению годов по индиктам. Начало нового года (нового индикта)  приходилось на 1 сентября, когда собирался урожай и уплачивался налог. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 г., получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве Римской империи и Византии.

Исходной точкой этого циклического счета является византийская эра «от сотворения мира», а смена индиктов в каждом цикле совершается в день византийского новолетия – 1 сентября по юлианскому календарю.

В 1492 г. от Рождества Христова (7000 юбилейный год «от сотворения мира»), при Великом князе Иоанне III, на Руси был введен «византийский календарь», согласно которому гражданский новый год начинался с 1 сентября и являлся церковно-государственным праздником.  Так называемый «сентябрьский стиль» и летоисчисление как от Рождества Христова, так и «от сотворения мира» были государственными в России вплоть до 1699 г. от Р. Х.

Начиная с 1700 г. (7208 год «от сотворения мира») царь Пётр I ввел в России новый гражданский календарь, по  которому год начинался с 1 января, и летоисчисление стали вести только от Рождества Христова.

Однако церковное новолетие не исчезло: именно эта дата 1 (14) сентября считается первым днем нового церковного года. Богослужебные тексты вечерни, утрени и литургии, в которых Церковь просит в этот день у Бога благословение на начавшийся новый год, остались неизменными. В Православной Церкви именно в этот день верующие просят Христа Бога благословить новое лето (новый год).

Смыслом богослужения в этот день является воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Он, раскрыв книгу пророка Исаии,  нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне  благоприятное (Лк. 14: 17–19). Эти мессианские слова пророка говорят о наступлении новой  духовной эры жизни мира. И далее Иисус свидетельствует о Себе: Ныне исполнилось писание сие (Лк. 14:21).

В Церкви индикт приспособлен под ежегодный богослужебный круг, в котором последним двунадесятым праздником индикта является Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа (нов. ст.), а первым двунадесятым праздником нового индикта – Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября (нов. ст.).

С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие – Великого индиктиона («миротворного круга») – временного промежутка в 532 года. По истечении Великого индиктиона, представляющего собой комбинацию 19-летнего «лунного» (точнее, лунно-солнечного) и 28-летнего «солнечного» (точнее, недельно-високосного) циклов, даты христианской Пасхи, вычисленные по юлианскому календарю и православной Пасхалии, повторяются в том же порядке. В настоящее время по православной Пасхалии идет 15-й Великий индиктион, начавшийся 1 (14) сентября 1940 г.~

Тропарь индикта, глас 2-й

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак индикта, глас 2-й

В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

 

Источник: Сайт Данилова ставропигиального мужского монастыря

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить