Диаконисса Олимпиада, преданная помощница Иоанна Златоуста

Римская аристократка греческого происхождения, дочь знатных родителей империи, одна из богатейших женщин Константинополя, отказавшись от власти и денег, она посвятила себя Богу. Став диакониссой, она помогала бедным и страждущим, голодным и несчастным. Но в итоге сама оказалась в изгнании и познала нужду. О ней с восхищением говорили великие святители того времени: Григорий Богослов, епископ Еленопольский Палладий, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский. Ее имя навечно связано с именем великого христианского учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста. 7 августа (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает память святой диакониссы Олимпиады Константинопольской.

…Святая Олимпиада развернула лежащий перед ней свиток. Вновь и вновь перечитывала она такие утешительные, мудрые и побеждающие печаль строчки из послания епископа Константинопольского Иоанна Златоуста: «…Перестань плакать и мучить себя печалью и не смотри только на причиняемые непрерывные и частые несчастья, а смотри и на весьма быстрое освобождение от них, и на рождающуюся для тебя отсюда неизреченную награду и воздаяние. Все нанесенные тебе несчастья сравнительно с теми наградами, которые за них должны быть даны тебе, не что иное, как паутина, тень и дым или и того еще ничтожнее. Что в самом деле значит быть изгнанным из города и менять места за местами, быть отовсюду гонимым, терпеть лишение имущества, быть влачимым по судилищам, подвергаться терзаниям со стороны воинов, терпеть страдания от получивших бесчисленные благодеяния и быть оскорбляемым и от слуг, и от свободных – что это значит, когда наградой за это будет небо и те чистые блага, которых нельзя и выразить словом, которые не имеют конца, но доставляют собою вечное наслаждение? Итак, перестав размышлять о кознях, оскорблениях, лишении имуществ, постоянных переселениях, провождении жизни в чужой земле и попирая это легче всякой грязи, думай о тех сокровищах, которые собраны тебе за это на небесах, о прибыли неиждиваемой и богатстве неприкосновенном».

Икона святой диакониссы Олимпиады Константинопольской

Какие верные слова! Как много ей дали послания ее духовного учителя! Хотя проходит день за днем, а она по-прежнему не в силах победить свой душевный недуг. Святитель Иоанн Златоуст, которому также тяжко приходится в изгнании, всячески утешает и поддерживает свою самую верную и надежную последовательницу. Мудрыми посланиями великий учитель христианской Церкви помогает диакониссе Олимпиаде преодолеть душевную печаль, поразившую ее страшным унынием, душевными сомнениями. 

Не за себя мучается душевной болью Олимпиада – ее убивает всё то, что происходит в эти дни с Церковью, которая ей так дорога, с любимым епископом Иоанном и христианами, преданными его последователями. Она не может смириться с этой несправедливостью, с тем, что в Церкви произошел раскол, и особенно с тем, что страдают невинные и торжествуют злые. И душевные страдания практически делают Олимпиаду физически больной.

«Прав, тысячу раз прав мой духовный наставник, – думает Олимпиада, вспоминая слова святителя из другого письма: "…Таков у Бога обычай: не сначала <…> удаляет бедствия, но когда они достигнут наибольшей высоты, когда усилятся, когда враждующие изольют почти всю свою злость – тогда наконец всё сразу изменяет в состояние тишины и производит неожиданные перемены"».

…А ведь начало жизни будущей святой никак не предполагало ни изгнания, ни голода, ни тяжких физических и душевных испытаний.

Точной даты ее рождения мы не знаем – в источниках указан лишь приблизительный период  между 361 и 368 годами от Рождества Христова. Матерью Олимпиады была богатая и именитая гречанка Александра, отцом – известный и богатый римский ритор Селевк, сын знаменитого римского государственного деятеля Флавия Аблабия, друг великого антиохийского ритора и схоластика Либания. Но будущая святая потеряла обоих своих родителей в юные годы. В наследство от них она получила высокое положение в обществе и почти несметное богатство. Она могла бы всю жизнь прожить в неге, роскоши и почете, но Олимиада избрала другой путь…

В 384 или в 385 году она выходит замуж за достойного человека – префекта Константинополя по имени Небридий. Среди приглашенных на свадьбу был хорошо знавший Олимпиаду знаменитый епископ Григорий Богослов. Он не смог прибыть на торжество, но в качестве особого подарка прислал Олимпиаде свиток со своими советами по поводу замужней жизни. В нем святитель Григорий, в частности, писал: «Почитай Бога, а потом супруга глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений. Его одного люби, ему одному весели сердце и тем больше, чем нежнейшую к тебе питает любовь; под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность. Дозволяй себе не такую вольность, на какую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична... Когда муж раздражен, уступи ему, а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами... Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесенном ущербе, потому что сам он лучшее для тебя приобретение... Радости и все скорби мужа и для себя почитай общими. Пусть и заботы будут у вас общие, потому что чрез это возрастает дом... Будь высокомудренна, но не высокоумна...».

Но замужество Олимпиады продлилось лишь 20 месяцев: Небридий скоропостижно умирает, и Олимпиада остается бездетной вдовой. Ее руки добиваются самые знаменитые и богатые мужчины империи. Сам император Феодосий Великий предлагает ей выйти замуж за своего именитого и богатого родственника Елпидия. Но на все предложения Олимпиада отвечает отказом. В душе она уже постепенно отходит от всякой мирской суеты – все ее усилия направлены на помощь бедным, больным и нуждающимся. Всю себя Олимпиада посвящает христианскому служению и богоугодным делам. Как писали историки того времени, не было в империи города или деревни, которым бы ни помогала знаменитая Олимпиада. Ее подношения получили все христианские церкви и монастыри; деньгами, одеждой и едой она помогала нищим и убогим, поддерживала больных и страждущих, сидящих в тюрьмах или отправленных в ссылку. При этом, помогая нуждающимся, сама Олимпиада ведет жизнь невероятно скромную: ходит в простых одеждах, не ест мясо, дни и ночи по мере сил проводит в молитвах и чтении духовных книг.

…Отказ Олимпиады выйти второй раз замуж за родственника императора сильно возмутил Феодосия Великого, и он приказал Константинопольскому епарху (так в ранневизантийской истории назывались руководители провинций-епархий. – Ред.) Клименту запретить Олимпиаде распоряжаться своим имуществом до того момента, как  ей исполнится 30 лет. Олимпиада невероятно спокойно  восприняла решение Феодосия и даже написала императору следующий ответ: «Государь! Ты оказал мне милость, которая достойна не только государя, но и епископа; опекою над имениями освобождена я от многих забот. Для большего счастья моего благоволи повелеть, чтобы роздано было всё церквам и нищим. Издавна боюсь я наклонностей суетности, которые при раздаче имений так легко возникают. Временные блага, пожалуй, могли бы отдалить сердце мое от истинных благ, духовных и вечных». Император Феодосий, прочитав ее письмо, понял, что поступил неосмотрительно и приказал вернуть мудрой и благочестивой женщине все ее имения.  «Пусть поступает так, как считает нужным, – думает император. – Ее ведет Сам Господь».

К этому моменту по просьбе Олимпиады Патриарх Константинополя Нектарий возводит ее в чин диакониссы. К слову сказать, институт диаконисс – характерная особенность Древней Церкви – возник еще при учениках Спасителя, так как одним мужчинам не всегда было удобно исполнять обязанности диакона. Что возлагалось тогда на диаконисс? В первую очередь, они должны были подготавливать женщин к принятию таинства Крещения, объясняли им значение чинопоследования, помогали священникам во время Крещения, по просьбе епископов посещали больных и бедных. Также во время службы, стоя у дверей храма, они размещали входящих женщин по порядку и следили за их поведением во время богослужения. В первые века христианства в диакониссы избирались девы и благочестивые вдовы, которые причислялись к клиру и поставлялись через особое рукоположение.

…В 397 году от Рождества Христова отошел ко Господу Патриарх Константинопольский Нектарий, и на Патриарший престол вступил великий учитель Церкви мудрый и благочестивый святитель Иоанн Златоуст.

Икона святого Иоанна Златоуста

Следует отметить, что в те годы в Константинополе, который в 395 году после смерти императора Феодосия I стал столицей Восточной Римской империи (в указанном году произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную Римские империи; через 80 лет после этого Западная Римская империя прекратила свое существование. – Ред.) и роскошь и разврат захватили не только высшие круги империи, но и духовенство. Как отмечали христианские историки, уровень нравственности иерархов Церкви и клира был очень низкий.

Среди развращенных женщин столицы святая Олимпиада резко выделялась своей скромностью и простотой, смирением и христианским милосердием. Именно поэтому святитель Иоанн, став Патриархом, особо выделил диакониссу, сделав ее своей самой доверенной помощницей.

Эти семь лет (с 397 по 404 гг.), пока Константинопольским Патриархом был Иоанн Златоуст, можно, вероятно, считать самым счастливым периодом жизни диакониссы Олимпиады. Под духовным руководством Патриарха Олимпиада и несколько других преданных диаконисс верно и неустанно служили Церкви, помогая святителю в его Патриаршем служении. По его наставлению они навещали больных столицы, занимались содержанием вдов и сирот, живших на попечении Церкви, обучали женщин и детей на дому Закону Божию, украшали храмы и следили за их чистотой, помогали женщинам при совершении таинств.

Но Господь нередко посылает своим избранникам испытания и страдания, чтобы воспитать их дух и приготовить им должное место в Царствии Небесном. Наступил такой период и в жизни святого Иоанна Златоуста и его верных последователей. С этого момента и жизнь диакониссы Олимпиады словно бы разделилась на светлую и темную полосы. Темные и страшные времена наступили для христианской Церкви. Понятна и объяснима борьба, которую Церковь вела с язычниками, суеверием и идолопоклонничеством. Тут сразу видны противники, очевидным становится смысл духовных сражений, которые приходится вести служителям Церкви. Но в начале V века внутри самой христианской Церкви произошел страшный раскол. На Константинопольского Патриарха ополчились многие иерархи и представители клира. Против святителя выступили, в частности, Патриарх Александрийский Феофил, Епифаний Кипрский, епископ Севериан Габальский, архиепископ Константинополя Арсакий и ряд других иерархов. Не вдаваясь в подробности причин происшедшего в Церкви разделения, можно отметить, что формальным поводом этой духовной войны стал так называемый оригенистский спор, касающийся образа Божия. Но этот спор лишь прикрывал те чувства, которые иерархи Церкви, в частности Феофил Александрийский, питали к святителю Иоанну, который не раз обличал духовенство за жажду власти, страсть к роскоши, деньгам и корысть.

Иерархи-противники Иоанна Златоуста, объединившись с императором Аркадием и его супругой  императрицей Евдоксией, организовали против него целую кампанию. В 403 году они собрали так называемый  собор «при Дубе» (собор был назван так, потому что проходил в местечке Дрюс (в переводе – «дуб») близ Халкидона) в поместье префекта Флавия Руфина. В ходе 12-ти заседаний собор постановил низложить с константинопольской кафедры Иоанна Златоуста. Иерархи требовали от императора казнить святого, но Аркадий, испугавшись народных волнений, заменил казнь изгнанием.

Впрочем, очень быстро император изменил свое решение. Согласно одному источнику в день, когда Златоуст покидал столицу, у императрицы родился мертвый ребенок. Испугавшись, Евдоксия потребовала вернуть святителя в Константинополь. По другой версии город потрясло сильное землетрясение, разрушавшее многие здания.

Но враги святителя не успокаивались и в итоге добились своего: спустя полгода, в марте 404 года, император всё же отправил святого Иоанна Златоуста в изгнание. Сначала местом ссылки был назначен город Кукус (современный турецкий город Гёксун. – Ред.), а спустя еще два года, в 2006 году, император повелел сослать святителя в глухой городок Пифиунт (сегодня это город Пицунда в Абхазии. – Ред.).

Страшным гонениям подверглись и все последователи святого Иоанна Златоуста и, в первую очередь, его ближайшие помощники – оставшиеся ему верными священники и диакониссы. Да тут еще и удобный повод нашелся. Через день после изгнания святителя в результате народного восстания в соборе Святой Софии начался большой пожар. Пламя стремительно распространилось по городу, выгорела значительная часть Константинополя. Власти ухватились за этот повод и обвинили в поджоге Святой Софии последователей Иоанна – иоаннитов. Друзей и сторонников Иоанна Златоуста стали арестовывать, лишать имущества, сажать в тюрьмы, ссылать.

Настигла эта печальная участь и святую диакониссу Олимпиаду. Сначала ее вызвали в императорский дворец и, абсолютно голословно обвинив в том, что она якобы участвовала в поджоге собора, сначала присудили громадный денежный штраф, а затем отправили в изгнание: сначала в город Кизик на Мраморном море, а годом позже осудили на заточение в городе Никомидии, который располагался в 100 километрах от Константинополя (сегодня это турецкий города Исмид. – Ред.).

…На протяжении всей своей жизни диаконисса Олимпиада стойко выдерживала все нападки врагов, завистников и клеветников, проявляя смирение, терпение и мудрость. Но после изгнания святителя Иоанна, будучи и сама в изгнании, она пала духом и даже заболела от душевных переживаний. При этом страдала она не за себя – она мучительно переживала за своего духовного наставника Иоанна Златоуста, за тех христиан, кто отпал от истинной веры, за всю христианскую Церковь, которая погрузилась в темную пучину раскола.

В этот период большую поддержку ей оказали письма Иоанна Златоуста, которые тот присылал из своей ссылки. Известно, что в период своего изгнания святитель посылал письма поддержки своим ближайшим соратникам и ученикам, верным священникам и преданным друзьям. До нас дошло 245 писем, из них 17 писем были адресованы диакониссе Олимпиаде.

В этих письмах не только слова поддержки и утешения, но и мудрые наставления, глубокий анализ ситуации в Церкви, объяснение причин происходящего…

Письма святителя Иоанна, вероятно, сильно помогли Олимпиаде, успокоив ее душевные и физические страдания. Об этом можно судить хотя бы потому, что в последнем из дошедших до нас 17-м письме есть такие слова: «Ничего странного и неестественного не случилось с твоим благочестием – напротив, вполне естественно и так и следовало быть, что силы души стали у тебя крепче вследствие непрерывно следующих друг за другом испытаний, и ты приобрела больше рвения и силы к состязаниям, а отсюда и большое удовольствие. Такова уж природа страдания: когда оно нападает на душу благородную и полную силы, оно обыкновенно производит это. И подобно тому, как огонь делает золото более чистым, когда соединится с ним, так и страдание, нападая на золотые души, делает их более чистыми и испытанными».

Но, поддерживая и утешая друзей и сторонников, сам святитель Иоанн Златоуст терял последние силы. Болезни, насмешки, грубость и издевательства стражи, которая вела его к последнему месту ссылки, три месяца дороги в дождь и зной окончательно подорвали здоровья святителя. Силы окончательно оставили его в греческой колонии Команы Понтийские, и 14 сентября 407 года, причастившись Святых Тайн, со словами «Слава Богу за всё!» великий учитель Церкви святой Иоанн Златоуст отошел ко Господу.

Верная помощница святителя, его духовная дочь диаконисса Олимпиада лишь на несколько месяцев пережила своего учителя и духовного отца – она умерла 25 июля 408 года.

Господь покарал многих врагов святителя Иоанна Златоуста и диакониссы Олимпиады. Императрица Евдоксия еще при жизни святителя умерла при родах мертвого ребенка в ужасных страданиях. Организатор собора «при Дубе» епископ Кирин Халкидонский умер от заражения крови, один из иерархов-врагов Иоанна умер от гнойной водянки, у другого – сгнили ноги, третий скончался от опухоли на языке. Патриарх Александрийский, который больше всех клеветал на Иоанна Златоуста и диакониссу Олимпиаду, вскоре после этих событий сошел с ума и умер в мучениях. Император Восточной Римской империи Аркадий, потрясенный этими страшными смертями, а также ужасными бедствиями, которые вскоре один за другим обрушились на Константинополь – сильный град, землетрясения, свирепые бури, – обратился к подвижнику Нилу, прося его помолиться о столице. Но получил от него отказ…

В 434 году на Константинопольский престол был возведен друг и ученик святителя Иоанна Златоуста святой Прокл. При нем мощи святителя были перенесены из Коман Понтийских в Константинополь, и сын Аркадия новый император  Феодосий II вместе со своей сестрой Пульхерией, преклонив колени подле мощей святителя, молили Иоанна Златоуста простить преступные действия их родителей.

Согласно церковному преданию святая Олимпиада явилась во сне митрополиту Никомидии и сказала: «Положи мое тело в гроб, поставь гроб в лодку и предоставь его течению Босфора; где гроб остановится, там меня и погребите». Ее желание было исполнено: лодка пристала к местечку Врохдис близ монастыря святого Фомы, который она когда-то сама и основала. Там они и покоились на протяжении многих веков. В Ватикане перед собором Святого Петра есть громадная площадь, носящая также имя ближайшего ученика Христа. Площадь окружает знаменитая на весь мир колоннада – 140 дорических колонн с именами святых. Одна из колонн посвящена великой христианской святой, преданной ученице и верной помощнице святого Иоанна Златоуста диакониссе Олимпиаде. 

Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить