Троицкий собор
Наталия Шапошникова
«Прихожанин» продолжает цикл статей Наталии Шапошниковой об архитектуре и святынях нашей обители.
XIX век был для Данилова монастыря временем роста и развития. В начале 1833 года выдающийся церковный иерарх, ныне причисленный к лику святых, митрополит Московский святитель Филарет (Дроздов) выдал монастырю храмозданную грамоту на возведение нового теплого собора. Через пять лет – 13 сентября 1838 года – Владыка освятил главный Престол собора в честь Троицы Живоначальной. В том же году были освящены два придела: во имя Прп. Алексия, человека Божия, (южный) и в честь Зачатия святою праведною Анною Пресвятой Богородицы (северный). Собор был построен по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове на средства благотворителей монастыря московских дворян-купцов братьев Константина, Валентина и Александра Куманиных и почетных граждан Вукола, Андрея и Петра Шестовых. Существует предположение, что сам Бове руководил строительством только на его начальном этапе, а заканчивалось оно под надзором двух его младших братьев – Михаила и Александра, которые в качестве архитекторских помощников работали с Осипом Ивановичем в последние годы его жизни и после его смерти в 1834 году вели некоторые его дела. (Тот факт, что Осип Иванович скончался в 1834 году, а собор был освящен в 1838 году, явился основанием для некоторых исследователей считать, что собор проектировал и строил другой выдающийся архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин).
Троицкий храм выдержан в стиле позднего классицизма (ампира). Объемная композиция сооружения отличается величественной монументальностью. Мощный приземистый четверик, близкий в плане к квадрату, увенчан сферическим куполом на широком цилиндрическом световом барабане. Восемь окон барабана декорированы наличничками в виде двухколонных портиков. Глухой барабан над куполом служил основанием для шлемовидной главки с восьмиконечным крестом. Медные крест и глава храма были вызолочены через огонь, круглый купол над серединой храма покрыт красной листовой медью.
С востока к четверику основного объема примыкала полуциркульная апсида, на которой написано изображение Пресвятой Троицы полуиконным письмом с золотом, повторяющее прославленный образ преподобного Андрея Рублева. С запада, севера и юга одномаршевые гранитные лестницы вели к портикам, украшенным массивными белокаменными колоннами дорического ордера, но уже в конце XIX века архимандрит Дионисий писал: «Так как северная и южная двери храма заложены наглухо, то и снаружи у них помосты со ступенями уничтожены; стены храма снаружи оштукатурены и окрашены краскою на воде».
В основе планировочной структуры храма лежит крестово-купольная композиция, известная по многим образцам христианской архитектуры: четыре массивных столпа сложной конфигурации в плане с перекинутыми между ними арками несут на себе массивный световой барабан и купол. Внутри храма доминирует грандиозное подкупольное пространство, но приставленные к столбам пилоны придают некоторую обособленность продольным пространствам каждого придела.
В решении объемно-пространственной композиции Троицкого собора была предусмотрена его двоякая роль в общей объемно-планировочной структуре монастыря: приземистый объем четверика с его гладкими, декорированными дорическими портиками фасадами, по пропорциям и художественному образу оказался согласованным с габаритами, пропорциями и обликом Настоятельского и Больничного корпусов. И в то же время вертикальное завершение его объема в виде высоко поднятого на круглом барабане купола с фонариком, поддерживающим главку, явилось новой вертикальной доминантой в силуэте монастыря, уравновешивающей вознесенный кверху объем храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и колокольни над Святыми вратами.
При строгой классической ясности объемного решения и лаконичности декоративного убранства фасада собор отличался великолепием и роскошью интерьеров, богатством внутренней отделки и церковной утвари. Главный иконостас решен в виде триумфальной арки, северный и южный приделы – в виде ротонд с полусферическими куполами. В оформлении интерьера были использованы многие элементы архитектурной декорации, которые употреблялись в то время. Колонны ионического ордера с облицовкой из искусственного мрамора придавали собору торжественный вид. Капители колонн и карнизы украшены пышной лепниной с иониками (ионики – рельефный орнамент, представляющий ряд срезанных сверху яйцеобразных элементов, чередующихся со стрельчатыми листьями, широко применялась в капителях и карнизах ионического ордера). Иконостасы и киоты, в которых сочетались белый фон и резные позолоченные накладки, напрестольные сени в виде ротонд дополняли великолепное убранство храма. Вся богослужебная утварь высокой художественной работы, серебряная, позолоченная, украшенная эмалью; Престол и жертвенники покрыты парчой. Пол выложен желтым мрамором, каждый придел – своим особым узором.
Для отопления собора в подвальном помещении были устроены духовые печи, которые в 1896 году были заменены на водяное отопление.
В течение 1895–1898 годов на средства Елены Никитичны Феоктистовой была произведена промывка всех внутренних стен храма, возобновлена живопись. Были прочищены и вновь вызолочены иконостасы. На пожертвования Елизаветы Семеновны Ляминой позолочены и посеребрены Евангелия, кресты, подсвечники и паникадила.
19 октября 1929 года Троицкий собор был закрыт и передан учреждению «Союзхлеб» под склад муки. В течение нескольких месяцев из собора были вывезены три иконостаса общей площадью двести пятьдесят квадратных метров (по цене один рубль за один квадратный метр!), двадцать пять тонн «лома цветного металла» и четырнадцать ящиков «парчовых изделий» – так именовали светские власти богослужебные священнические облачения, напрестольные одежды и пелены. О судьбе икон из Троицкого собора сведений нет. В Музейный фонд, куда поступали самые ценные в художественном отношении произведения церковного искусства, были переданы лишь три иконы, в том числе образ Пресвятой Троицы XVII века в вызолоченном окладе с камнями и образ святого благоверного князя Даниила начала XIX столетия.
В 1931 году в монастыре разместился спецприемник для детей. Здание Троицкого собора, как и другие сооружения монастыря, сильно пострадало от перестройки, его варварски приспосабливали к бытовым и производственным нуждам. Он выглядел как храм только с внешней стороны, внутри же был разделен на два этажа, были прорублены дополнительные оконные проемы. В соборе разместили столовую, красный уголок и клуб. Из амвона сделали сцену, в алтаре повесили экран, на месте жертвенника (единственного места, где сохранилась настенная живопись «Снятие Господа со Креста») – туалет. Оскверненная и поруганная обитель стала воистину «холодным домом», из которого временные жильцы мечтали вырваться как можно скорее. В 1960-е годы порядки в приемнике изменились к лучшему. Штат надзирателей был заменен воспитателями, карцеры упразднены. Ввели нормальную систему обучения. На рубеже 1970–1980-х годов здания монастырского комплекса, простоявшие полвека без капитального ремонта, пришли в ветхость.
После освобождения здания храма от чужеродных наслоений фактически остался кирпичный остов, который требовал огромных трудов по реставрации. В процессе работ были восстановлены белокаменные портики и лестницы на южном и северном фасадах храма, которые были убраны еще в XIX веке. Усилиями архитекторов, мастеров различных специальностей и братии монастыря собору был возвращен его прежний облик. В первоначальном виде были восстановлены малый купол, крест, оконные и дверные проемы, карнизы, белокаменный цоколь и другие утраченные детали.
Но особенно сложные, требовавшие высокой квалификации работы были проведены в интерьере. От внутреннего убранства храма сохранились лишь фрагменты, но именно они вместе с обнаруженными в Центральном государственном архиве древних актов проектными чертежами О.И. Бове позволили воссоздать интерьер собора в виде, близком первоначальному. Так, были восстановлены все лепные украшения сложного рисунка, ансамбль настенной росписи. Работы по восстановлению живописного убранства делились на два вида: реставрация сохранившейся росписи и написание вновь утраченных сюжетных композиций и орнаментальных вставок. В процессе новейшей реставрации были восстановлены все живописные композиции. Частично сохранившаяся стенопись задала тон общей росписи. Не менее сложными были работы по воссозданию деревянной позолоченной резьбы иконостасов, киотов, напрестольных сеней в виде ротонд.
По всему периметру собора на уровне капителей колонн был протянут лепной декор изящной, богатой по содержанию рисунка лентой. В росписях на потолке и в «глухих» люнетах (арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонтально) по всему периметру собора представлены библейские сюжеты.
Живописное убранство храма было бы неполным без икон, размещаемых на стенах и в иконостасах. Часть из них были реставрированы, а другие написаны вновь. Многие иконы были принесены Данилову монастырю в дар. Иконы для иконостасов Троицкого собора выполнены живописцами во главе с насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандритом Николаем (Самсоновым). Художественное решение этих иконостасов обусловлено архитектурой храма, сооруженного в стиле классицизма.
Благодаря нерасчлененной поверхности стен и единообразию архитектурных деталей внешний вид храма производит строгое, цельное впечатление. Интерьер же поражает великолепием декоративного убранства, в котором гармонично сочетаются живопись, лепнина и золоченая резьба по дереву. Благолепие интерьера довершается мраморной отделкой пола, стен и ступеней амвона.
27 апреля 1986 года, всего лишь через три года после начала восстановительных работ, был совершен чин освящения Троицкого собора. Как и в прежние годы, он является духовным и архитектурным центром Данилова монастыря.
Престольный праздник отмечается на 50-й день после Пасхи в день Святой Живоначальной Троицы. В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году.
Напоминаем, что цикл статей Наталии Шапошниковой об архитектуре и святынях Данилова монастыря был подготовлен специально к 30-летию возрождения обители. К этой дате приурочен и выход книги «Хозяин Москвы. Святой князь Даниил Московский и его обитель», вышедшей в издательстве «Даниловский благовестник». Глава об архитектуре и святынях монастыря - это своего рода путеводитель по Данилову, который «Прихожанин» рекомендует посетителям и прихожанам нашей старейшей столичной обители. |