«Я Гавриил, предстоящий пред Богом…»

Его имя переводится с древнееврейского как «Сила Божия». Его почитают и христиане, и иудеи, и мусульмане. Он — провозвестник некоторых ключевых событий Ветхого и Нового Заветов. 26 июля (по новому стилю) Русская Православная Церковь празднует Собор Архангела Гавриила.

Мысль написать об Архангеле Гаврииле пришла ко мне на Литургии в необычайно красивом храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе. Стоя среди народа в правом приделе храма, я обратил внимание на большую икону, висящую на стене. Всмотревшись, узнал образ, а потом и прочитал надпись: «Архангел Гавриил». И вспомнил, что приближается день, когда Русская Православная Церковь отмечает торжественную дату — Собор Архангела Гавриила.

 .
Архангел Гавриил в одной руке держит зеркало из яшмы, а в другой цветок лилии.
Икона в храме Петра и Павла в Ясеневе

По церковному обычаю, на следующий день после великих Господских и Богородичных праздников почитается память святых, которые послужили тому или иному важному событию Священной истории. Так, после Рождества Христова, 8 января мы соборно воспеваем Пресвятую Богородицу; вслед за Крещением (Богоявлением), 20 января, — святого Иоанна Предтечу, Крестителя Господня. «Собор» в своем названии подразумевает всеобщность, массовость события, когда верующие собираются вместе, чтобы славить Господа и воздавать честь Его святым. Вот и 8 апреля Собор Архангела Гавриила как бы венчает великое торжество Благовещения — воспоминания о том, как Архангел принес Деве Марии весть, что Она станет Матерью Иисуса Христа.

 .
Александр Иванов. «Ангел поражает Захарию немотой»

Архангел (с греческого переводится как «начальник Ангелов») — в небесной иерархии восьмой, предпоследний, чин. В Православной Церкви известно восемь Архангелов, и Гавриил занимает второе по значению, после Архангела Михаила, место возле Престола Божьего, — только эти два Архангела упоминаются в канонических книгах Библии. Бóльшая часть дошедших до нас сведений об Архангеле Гаврииле содержится в апокрифической литературе, в частности в Книге Еноха. Из ее текста известно, что «Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами» (1 Енох, 20), и одна из его главных задач — молиться за всех живущих на земле.

 .
Бартоломео Мурильо. «Благовещение»

Наверное, трудно найти хоть один православный храм, где не было бы образа Архангела Гавриила. В зависимости от сюжета в его руках можно увидеть то державу, то райскую ветвь, то свиток, то жезл. Чаще всего Архангела Гавриила изображают держащим в одной руке светильник с зажженной внутри свечой, а в другой — круглое зеркало из зеленой яшмы, освещаемое изнутри светом Божественной Истины. Считается, что в этом зеркале видны все хорошие и дурные дела каждого человека на земле. Нередко вместо светильника Архангел Гавриил держит в руке золотую чашу, перо и чернильницу, или цветок лилии как знак благой — радостной вести. Почти всегда Архангел Гавриил изображается на Царских вратах в сюжете Благовещения Пресвятой Богородицы. Верного посланника Бога можно увидеть на диаконских алтарных дверях, на боковых апсидах либо на внутренней части купола. Образ Гавриила обязательно входит в Деисусный ряд православных иконостасов, где он располагается по левую руку от Христа, после Иоанна Предтечи.

Как я уже упоминал, Архангела Гавриила, помимо христиан, почитают и иудеи, и мусульмане. Например, у иудеев Архангел Гавриил (в иудаизме его называют Габриэль) не только защищает евреев от преследователей и молит Бога об освобождении еврейского народа из неволи, но и наделен особой ролью — ангела смерти. Согласно иудаизму, он приходит за душами праведников с идеально ровным ножом и с его помощью забирает их (для контраста: за душами грешников приходит начальник демонов Самаэль с зазубренным ножом).

 .
Благовещение с Акафистом в клеймах.
рамовая икона, начало XVII в.

В христианстве же Архангелу Гавриилу предназначена более светлая и радостная миссия. Он посланник Господа, и через него открывается тайное знание Бога. В Ветхом Завете Архангел Гавриил напрямую упоминается дважды, и в обоих случаях речь идет о великом библейском пророке Данииле. В одном случае Бог посылает Архангела Гавриила, чтобы тот объяснил пророку Даниилу некие важные явления, относящиеся к «концу определенного времени»: «...И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: „Гавриил! Объясни ему это видение!“ И он подошел к тому месту, где я стоял, и, когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: „Знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени“ <...> и сказал: „Вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени“» (Дан. 8–19).

Тогда же Архангел Гавриил помогает пророку Даниилу высчитать, через какой промежуток времени придет Мессия: «...Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: <...> „Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония“» (Дан. 9, 21–24).

В Новозаветной истории у Архангела Гавриила, можно сказать, ключевое значение: он уже не только носитель Божественного знания, но и поистине провозвестник, несущий людям благую весть о рождении Спасителя.

 .
Василий Суриков. «Благовещение»

Но прежде он предсказывает праведному священнику Захарии рождение у того сына — будущего Иоанна Крестителя: «...Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: „Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом <...> и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их“» (Лк. 1, 11–17).

 .
Сандро Боттичели. «Благовещение»

Как мы помним, Захария, даже видя перед собой посланца Господа, усомнился в том, что он и его престарелая жена Елисавета способны зачать и родить сына. И за эти сомнения Архангел Гавриил поразил его немотой. «...Ангел сказал ему в ответ: „Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время“» (Лк. 1, 19–20).

 .
Франсиско де Сурбаран. «Благовещение»

Но главное событие, конечно же, связано с явлением Архангела Гавриила Деве Марии: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу именем Иосифу из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: „Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами“. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: „Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца“» (Лк. 1, 26–33).

 .
Тициан. «Благовещение»

Позже, в момент рождения Спасителя, Архангел Гавриил принес радостную весть и пастухам — тем, которые наравне с мудрыми волхвами первыми пришли приветствовать Сына Божия: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: „Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях“. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: „Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!“» (Лк. 2, 8–14).

 .
Икона Устюжское Благовещение. Первая треть XII в. Новгородская школа

...Если в православной иконографии Архангела Гавриила, как правило, изображают одного, то на многочисленных полотнах западноевропейских художников отражены упомянутые выше сцены из Новозаветной истории. Самое большое количество картин посвящено, естественно, Благовещению. Кто только ни живописал встречу Архангела Гавриила с Девой Марией! Одно только перечисление имен художников заняло бы не одну страницу. Назову лишь самых великих: Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Джотто, Боттичелли, фра Беато Анжелико, Филиппо Липпи, Джованни Беллини, Эль Греко, Тинторетто, Мурильо... Читатели «Прихожанина», посетив Третьяковскую галерею, смогут увидеть Архангела Гавриила на одной из самых древних русских икон — замечательном памятнике домонгольского периода — «Устюжское Благовещение» (XII век).

Великие мастера каждый по-своему изображали встречу посланца Господа с Девой Марией. Кто на полотне, кто — в камне, кто — в мозаике, фреске или книжной миниатюре. Но знаменитые художники и скульпторы, воссоздавая свое ви́дение произошедшего две тысячи лет назад, прекрасно понимали исключительное значение события, изменившего всю историю человечества, когда пред Девой Марией предстал посланник Господа Архангел Гавриил со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!»

Подготовил Петр Селинов



РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить