Как питаться на Страстной седмице

Иеромонах Феодорит (Сенчуков)

Страстная седмица – это время, когда мы переживаем события последних дней земной жизни Спасителя. В Великий Понедельник мы вспоминаем проклятие смоковницы и Иосифа Прекрасного, который был прообразом Спасителя в Ветхом Завете. В Великий Вторник – притчу о десяти девах и Его слова о брачном пире, а также беседы с фарисеями и саддукеями, в Великую Среду – помазание Христа в доме Симона Прокаженного и предательство Иуды. В Великий Четверг – Тайную вечерю и умовение ног, в ночь на Великий Пяток – Моление о Чаше, арест Спасителя, суд и Распятие. В Великую Субботу мы уже вместе с мироносицами видим Нетварный Свет, а следующий день – уже Пасха.

Церковь установила в Страстную седмицу сугубый пост, однако дни различаются – поэтому и пост будет различаться. Интересно, что ранее пение Постной Триоди заканчивалось пятницей Ваий. Лазарева суббота была началом Цветной Триоди. Однако сейчас этот период описан во втором томе Постной Триоди.

Первые три дня (16-18 апреля/29 апреля-1 мая) – сухоядение. Если в остальные седмицы Великого Поста (кроме первой и пятой) в среду и пятницу (и в понедельник, но в русской традиции это монашеский пост) у нас – сухоядение, а во вторник и четверг (и понедельник для мирян) мы вкушаем вареную пищу без елея, то здесь пост устрожается, несмотря на продолжительные богослужения. Надо только помнить, что сухоядение – это не сухомятка, а вкушение пищи, приготовленной без варки. Если в Палестине и Египте постящиеся действительно вкушали сушеные финики, лепешки и травы, запивая небольшим количеством воды, то в нашем климате допустимы соленья, квашения и даже печеные овощи. Пища вкушается один раз в день после вечерни.

В Великий Четверг (19 апреля/2 мая) разные уставы разрешают разные снеди. 32 глава Типикона вина и елея не допускает. Однако 49 глава предлагает несколько вариантов. Первый из них – одна трапеза с вином и елеем. Второй – также одна трапеза – вареная пища без масла, но с вином. Однако имеется ссылка на Афонский устав, который разрешает две трапезы с вином и елеем. Вино допускается до 3-х красовуль в день. Одна красовуля может быть малая (250 мл) или большая (до 500 мл), однако имеется в виду сильно разбавленное сухое вино крепостью около 5 оборотов.

В Великий Пяток (20 апреля/3 мая) предполагается полное невкушение пищи, а немощным – хлеб и вода. По сути, повторяется устав вторника Первой седмицы Великого Поста.

В Великую Субботу (21 апреля/4 мая) 49 глава определяет вкушение хлеба, 6 смокв или фиников и одну красовулю вина. Здесь прямо оговаривается про медовый или житный квас и пиво в местностях, где нет своего вина. Имеется также ссылка, что по Студийскому, Иерусалимскому и Афонскому уставам дозволяется одна трапеза – хлеб, овощи и вино после окончания Литургии.

Безусловно, требования Типикона исполнимы не для всех. Мы немощны, выполняем различную работу, но всегда надо помнить: Типикон – это образец. Идеал. Если мы не можем следовать его предписаниям всецело, то мы должны просить Бога дать нам силы и возможности исполнить их максимально хотя бы из послушания Церкви. Ну и безусловно – пищевая составляющая поста – не единственная. Главное в этот период – сугубая молитва и дела милосердия, ибо «постом и молитвой изгоняется род сей» (бесы) – см.: Мф. 17:21.

Работающим мирянам можно посоветовать питаться первые три дня Страстной седмицы вареной пищей без елея, в Великий Черверток соблюсти Афонский устав, в Великий Пяток – выдержать сухоядение, а в Великую Субботу съесть немного вареной пищи после Литургии. Больным же и немощным следует решать этот вопрос с духовником, учитывая рекомендации лечащего врача.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить