Целители «по вере»? Обсудим

Сейчас, когда много неблаговидных дел пытаются совершать под вывеской Православия, сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, церковные люди понимают, что различные бабки, колдуны и экстрасенсы, сколько бы икон и молитв они ни использовали, не могут быть православными по определению. Но с другой, невежественные (а иногда и оккультные) приемы «целительства» пытаются проникнуть в храмы, монастыри под видом исцеления молитвой, под флагом само-лечения. И легковерие православных по отношению к таким видам «целительства» просто поразительно. Интервью на эту тему предложила для обсуждения врач-диетолог, фитотерапевт Лариса Юрель.

Бывают ли «православные мануальщики»?

- Лариса Николаевна, можно ли говорить о такой новой постсоветской форме околоцерковного суеверия, как вера во всяких православных целителей и организации, в которых «православный подход» подтвержден якобы научно?

- Да, речь идет именно о суеверии, о пустой, суррогатной вере. Среди части церковных людей сложился миф, что лечиться можно якобы только у православных. Это расхожее мнение наносит немало вреда. Задумаемся: для чего больному православие врача? Чтобы он за него молился? Или чтобы его лечил? Во всякого рода околоцерковных изданиях (как и на телешоу, кстати) создается вполне большевистский образ врача-врага, врача-убийцы. Это большой грех. Никто не заменит профессиональное лечение манипуляциями с помощью околонаучных методов. Опасно для жизни доверять себя людям, не имеющим никакого медицинского образования, но громко заявляющим, что они целят «молитвой», разными травками, в которых они не могут разбираться, так как не являются профессионалами.

Когда человек при тяжелых заболеваниям (например, онкологии) начинает искать «из рук православных» немедицинские способы самолечения (от керосина до водки с подсолнечным маслом), не думая, насколько самозваный «специалист» компетентен и чем это закончится для самого больного, – он упускает время, нередко доводит себя до преждевременной гибели. Разве это не грех перед Богом? Причины тут, думаю, в недоверии Богу.

По этой же причине появляются такие экзотические явления, как поедание земли, глины, например, – в качестве репетиции жизни при антихристе (где-то кто-то вычитал, что во время антихриста православным придется питаться землей). Ничего хорошего, кроме расстройства пищеварения, такое суеверие не принесет.

Проносится, например, слух, что где-то принимает «православный мануальщик», – целые толпы едут к нему куда-то в тьмутаракань, чаще всего не сделав даже обследования собственного позвоночника и не имея при этом представления о профессиональной компетентности этого мануальщика. Тогда как медики знают, что мануальная терапия при проблемах с позвоночником может больше навредить, чем дать положительный эффект.

Поразительно наблюдать, как резко меняются прихожане, «подсевшие» на какую-нибудь сомнительную фирму вроде «Кораллового клуба» или на какого-нибудь «православного травника», не имеющего никакой лицензии. В глазах появляется нездоровый блеск, характерный для сектантов, человек перестает слышать разумные доводы, у него отключается возможность рассуждать здраво, он болезненно реагирует на критику в адрес новообретенного «кумира», он готов мчаться на край света, тратить любые деньги, лишь бы добиться «православного исцеления»! В итоге получается, что из-за гордыни или суеверия отказавшись от помощи врачей и угробив свое здоровье, он обращается к самозванцам, некомпетентным людям, часто просто шарлатанам, делая идола из исцеления «по-православному».

Гипноз «благословений»

- Возможно, здесь играют роль слухи о неких «благословениях»?

- Да, они оказывают на некоторых людей совершенно гипнотическое воздействие. Сколько раз доводилось слышать, что такого-то целителя «благословили старцы Оптиной пустыни» (Почаевской лавры, Троице-Сергиевой лавры – авторы «благословений» могут меняться, как в случае с «иерусалимской закваской»). Распространены также мифы, что такого-то «благословил сам Патриарх». Но методика фабрикации таких «благословений» хорошо известна. Мама печального известного Славика Чебаркульского путешествовала по храмам и распространяла книги и диски, предъявляя ксерокопию письма, изготовленного с помощью фотошопа (где был изображен и бланк Екатеринбургской епархии, и подпись Владыки). Один только звонок в Екатеринбургскую епархию сразу разоблачил подделку.

Вообще-то любые церковные благословения даются через епископа – на официальном епархиальном бланке. Но такого бланка ни у одного целителя вы не увидите и увидеть никогда не сможете. Потому что не дело Церкви – благословлять кого бы то ни было «на лечение» – для этого надо углубляться в методики лечения, изучать лицензии и сертификаты. Задача у Церкви совершенно другая.

Эпидемия самолечения

- А как относиться к газете «Исцелись верой», издаваемой, как пишется на сайте «Путь православных», «с 1997 года в России, СНГ и Европе по благословению наместника Тимашевского Свято-Духова мужского монастыря архимандрита Георгия (Саввы)» - кстати, уже почившего?

- Если бы в ней шла речь лишь о православном отношении к болезни, вопросов бы не было… Но те номера, которые мне попались, крайне сомнительны с медицинской точки зрения. Например, Геннадий Гарбузов, «кандидат наук» (каких именно – не указано!) через газету предлагает рассылать травы по всей России (не готовые препараты, а травы, чтобы люди сами делали из них лекарства в домашних условиях)! Ни один врач не имеет ни морального, ни профессионального права давать заочные рецепты, не видя больного, не зная его болезни, предлагать ему самому изготовлять лекарства, не отвечая при этом за последствия. Жаль, что за это не привлекают к уголовной ответственности.

Не может не смущать раздел «Целебный календарь», где пропагандируется какая-то «специализация» святых: «Эта рубрика поможет найти святого, которому можно помолиться от недугов, от бед и несчастий». Подобные чуждые православной вере языческие настроения мы видим в оккультных изданиях.

Теперь в той же серии выходят ежемесячный журнал «Монастырский лечебник», сборник «Детский лечебник». Основатель и куратор сих «духовно-нравственных изданий» Е.Ф.  Оршева. Возникает много вопросов – у них что, больница при монастыре, специалист, имеющий медицинское образование и ведущий личный прием? Нет! Все публикации в этих изданиях – на уровне их рубрики «Посоветуем друг другу» и рекламного трюка – «грамотный помощник в восстановлении здоровья без особых материальных затрат». Это явно коммерческий проект. Но он втягивает людей в безграмотное, крайне опасное самолечение, дискредитируя при этом Церковь, потому что выступает практически от ее имени.

- А как вы относитесь к книгам Е. Лебедева «Лечим рак», «Лечим все», где приводятся рецепты ядовитых трав от страшных болезней?

Божья аптека для человека

- Очень негативно. Это спекуляция на горе онкологических больных. Автор, не имея никакого понятия ни об анатомии, ни о физиологии человека, не зная, чем может закончиться обострение болезни, решил, что он не только сам себе целитель, но и всероссийский врач и имеет право предлагать ядовитые растения (например, аконит, кониум, которые по фармакопии запрещено использовать в чистом виде – они используются только в гомеопатии в микродозах). Люди же всеми немыслимыми способами стараются добыть эти растения, чтобы делать сомнительные, часто опасные настойки. А чего стоит такой метод «лечения»: «старинное средство от рака – криолин» (это средство, которым травят блох)! Абсолютно антинаучные вещи, ничем не подтвержденные.

Е. Лебедев присвоил себе право говорить «с точки зрения Апостольской Православной Церкви». Мы видим просто маниакальную агрессию по отношению к медицине: «обыкновенный фашизм», «равнодушный садист онколог». Но при этом целитель проявляет необыкновенную «скромность», обещая, что «с помощью этой книги смогут вылечиться и больные с опухолями ТЗ с прорастаниями и с метастазированием». Ничтоже сумняшеся автор выносит приговоры людям: «В случае обращения одного из супругов к врагам Божиим, гадалкам и экстрасенсам, второй как имеющий общее в браке тело, погибает всегда»; «В этой книге вы узнаете что помешало вернуть здоровье некоторым из больных и стало причиной их гибели». То есть идет запугивание – как у сектантов: если вы так не сделаете, как я рекомендую, то поплатитесь жизнью.

Автора этой книги уже самого нет в живых. Но книги его широко распространяются через интернет с припиской: «Благословение на публикацию книг… получено в православной церкви московского патриархата. Читайте и лечитесь во славу Божью!» На одном из православных сайтов даже организована интернет-страница «"Давайте лечить все"- сообщество "лебедят"».

Насчет липового «благословения» мы уже говорили. Тем более что Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел в газете «Одесские Епархиальные ведомости» (№40 за 2008 г.) предостерегал от лечения «по Лебедеву», называя автора книг шарлатаном.

- Книги Е. Лебедева вместе с оккультным фильмом «Живая вода» пропагандируются на сайте некоего Голтиса, создавшего методику «Исцеляющий импульс». Недавно он с лекцией по этой методике, с рассказом о выживании в экстремальных условиях выступал в Киевской духовной академии. Этот факт может быть расценен кем-то как чуть ли не признание всех этих методик Церковью.

- На самом деле факт лекции ничего не означает. Я думаю, специалисты разберутся, насколько православным интересен человек, который «чтит православные традиции и каноны», но ставит пост и лечебное голодание на одну доску, является искателем путешествий на грани сверхвозможностей, ученики которого пропагандируют методику язычника Порфирия Иванова.

Мне кажется, здесь опасно смещение акцентов. Такого рода «целители», используя набор физических упражнений и медитации или что-то иное, предлагая православным«примерить» на себя экстремальные условия и научиться жить в них, создают почву для реализации страхов перед пришествием антихриста, для снижения акцентов духовной жизни до «выживания». Место молитвы занимает тренировка и концентрация на сохранение физического тела. Спасение души при этом как-то отходит на задний план.

Эпидемия целительства

Анализируя опасность доверия к «целителям по вере», интересно прочитать книгу Питера Мастерса «Эпидемия целительства». Он пишет о том, что «христиане стали доверчивыми», о причинах невероятной популярности «харизматических исцелений», которые он называет «харизматический экстремизм». «Сатана… намерен довести нас до такого состояния, когда мы превратимся в суеверных людей, верующих в магию и колдовство. Сатана хочет, чтобы "дух здравомыслия" вымер в церквах Христа».

И хотя сказано это о протестантах, не будем столь благодушными. Не стоит преуменьшать опасность. Вспомним Надежду Антоненко, проводяющую свои «целительские семинары» под православными иконами, действующую под маской Православия и соблазнившую многих христиан.

Беседу вела Алла Добросоцких.

Комментарии   

0 # Афанасий 11.06.2017 13:59
Когда мы читаем: " ... отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу"[Лк.20:25] , то сие не означает, что Христос делится властью с правителем земным. Речь о том, что за духовными надобностями обращаемся к Духу, а за плотскими к плоти.
Посему и лечить плотские недуги надлежит методами плотского мира, а духовные недуги духовными же и способами.
И не путать между собой.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору