Крымская колыбель веры

Распространение христианства в Северном Причерноморье было стремительным. Будучи на периферии цивилизации, население тогдашнего Крыма и соседних областей восприняло учение Воскресшего Богочеловека практически тогда же, когда первенствующая Церковь стала распространять свое влияние в Риме. Ученик апостолов Варнавы и Петра – святой Климент Римский, являясь епископом столицы Империи, во время одного из первых гонений на Церковь был сослан императором Траяном в инкерманские каменоломни, расположенные недалеко от города Херсонес (нынешняя территория Севастополя).

Приехав на полуостров практически на рубеже первого и второго столетий, святой Климент нашел в Крыму множество христиан, скрывавшихся от гонений римских властей. Святитель с усердием начал дело проповеди среди местных язычников. Его деятельность приносила обильные плоды: ежедневно святое Крещение принимали около 500 неофитов. Там же, в каменоломнях, был вырублен первый в Крыму пещерный храм, где святитель совершал богослужение, проповедовал и крестил до самой своей мученической кончины, последовавшей в 101 году.

Предание свидетельствует, что Северное Причерноморье до святителя Климента Римского посещал апостол Андрей Первозванный. В современной историографии принято считать, что процесс христианизации Крыма закончился в IV веке, когда Православие уже стало господствующей религией в Империи.

С тех самых пор проповедь христианства на полуострове никогда не умолкала полностью: ни тогда, когда в VIII веке расположенная на Мангупе крепость Дорос и ее православное готское население было захвачено хазарским каганатом; ни тогда, когда в XV веке под ударами турков-османов пал последний оплот Византийской Империи в Крыму – княжество Феодоро; ни тогда, когда в 1778 году христианское население полуострова массово переселилось в Приазовье, где был основан город Мариуполь.

История Крыма пронизана многочисленными конфликтами различных народов, культур и религий. Население, проживавшее на полуострове, неоднократно завоевывалось государствами, враждебно настроенными по отношению к христианству. Но всякий раз, как Православие практически уничтожалось на этой священной земле, неведомыми стороннему наблюдателю путями вера снова и снова возрождалась и покоряла населяющие Крым народы.

Надо отметить, что полуостров был колонизирован задолго до Воплощения Богочеловека, и до прихода туда Христианства уже имел свою богатую историю. Так территория Качинской долины была заселена за несколько веков до нашей эры. Конечно, свидетельств истинного богопочитания в тот период по понятным причинам здесь быть не могло, но много веков спустя, в Средневековье, активно происходило замещение древних языческих культов христианской верой. Вот любопытное свидетельство об этом процессе современного историка: «В восьми километрах к югу от Бахчисарая, между селами Предущельное (б. Кош-Дегермен) и Баштановка (б. Пычки), на левом берегу р. Качи находится грандиозный скальный массив Качи-Кальен.

Известный крымовед В. Х. Кондараки в 1873 г . писал о скале Качи-Кальена: “По рассказам греков она названа Кальоном, потому что в древности здесь существовало какое-то капище с истуканом того же имени”. Древность Качи-Кальенского святилища косвенно подтверждается и фактом обнаружения автором, в Четвертом гроте Качи-Кальена, в нескольких метрах ниже источника св. Анастасии, черепков лепной кизил-кобинской керамики (IX-II вв. до н.э.). Известно, что земледельческие племена кизил-кобинской культуры поклонялись божеству воды, которому приносили жертвенные дары, часто в лепных керамических горшках. Скорее всего, обнаруженные у источника фрагменты керамики являлись остатками одного из таких жертвенных горшков.

Святость этого места, основанная на почитании источника воды, продолжалась и после искоренения языческого культа. Так, на основе древнего языческого капища в долине реки Качи с IХ по ХV века существовал православный пещерный монастырь Качи-Кальен; после завоевания Таврики войсками турок-османов (1475 год) на Качи-Кальене существовали две христианские церквушки, а после присоединения Крыма к Российской империи здесь действовала киновия св. Анастасии Узорешительницы, приписанная к Успенскому скиту». [1]

Монастырь Качи-Кальон является жемчужиной Качинской долины, представляя собой весьма живописное место. Кроме высеченных в скалах монашеских келий и остатков бывших храмов, здесь сохранились многочисленные виноградные давильни, свидетельствующие о необычайном развитии виноделия в Крыму.

Вот как описывает развалины Качи-Кальона академик Кёппен, ученый-историк, исследовавший древние святыни полуострова в XIX веке: «Полюбовавшись долиною, помолившись св. Анастасии, соберитесь с силами, идите вверх к ее колодцу. Дело нелегкое, но то, что вы там найдете, по преодолении всех затруднений и некоторых опасностей, вознаградит вас за необычный подвиг. Взобравшись по осыпям горы до ее скалистой вершины, вы, через ворота в стене, входите в обитель чудес. Тут, мимо скал, из коих на одной иссечен крест, вы достигаете пещер, образующих несколько ярусов, которые и тут опять между собою разделены только тонким слоем камня, что, может быть, татарам подало повод назвать это место волосяным мостом (кыл-копыр). В верхнем из этих этажей, выдолбленном полукружьем, длиною в 110 шагов, находится достопримечательный источник, обращенный в колодезь, называемый колодезем св. Анастасии или просто Святою водою. Спустившись в нижний ярус, не без страха можно глядеть вверх, на высунувшийся над этим местом каменный навес, коего испод отчасти уже отвалился» [2].

Упомянутый академиком Кёппеном источник святой Анастасии Узорешительницы («Ай-Анастасия»), превращенный усилиями насельников монастыря в округлый колодец, был вырублен в коренной породе — мшанковом известняке. По свидетельствам путеводителя XIX века, составленного Г. Москвичом, колодец был «обложен кругом камнями», над ним была «крыша на железных столбах», а невдалеке – «убогая хижина, в которой помещается полусломанная кровать для женщин, разрешающихся от бремени». Здесь же на заднем своде пещеры был своеобразный «иконостас», состоящий из вырубленного в скале рельефного креста и икон Богоматери, св. Анастасии и евангелиста Матфея, находившихся в трех известняковых нишах. Путешественник конца XIX века Евгений Марков писал, что источник св. Анастасии был «обделан в каменный бассейнчик, под которым лежит старая полуистертая икона и видны следы копоти и восковых свечей» [3]

В Качинской долине следы древней христианской цивилизации достаточно многочисленны, но в большинстве своем состояние этих памятников истории Вселенской Церкви не дает возможности для каких-то серьезных исследований. Большей частью это фрагменты культовых зданий, средневековых христианских кладбищ и пещерных монастырей. 

Один из наиболее известных памятников среднекового христианского княжества Феодоро расположен у села Верхоречье (б. Бия-Сала). Здесь можно увидеть абсидную часть древнего храма св. Иоанна Предтечи и многочисленные могильные плиты одного из самых больших средневековых кладбищ в горном Крыму.

Храм был возведен в XIV веке, а первая реставрация святыни была осуществлена в 1587 году, о чем свидетельствует надпись в храме, обнаруженная академиком Кёппеном, посетившим Бия-Сала в 1833 году. Вот как она звучит: «Воздвигнут от основания и покрыт святый и чтимый храм честнейшего и славнейшего пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, смиренною рукою Константия, архиерея и настоятеля Готии, старанием, помощью и иждивением господина Бината Темирского, на память его и его родителей, лета 7096, в ноябре месяце».

Храм реставрировался еще раз, когда крымская земля уже находилась под омофором русской Церкви. В середине XIX века один из боголюбивых жителей села, взял на себя этот благодатный труд. Надпись на каменной плите, сохранившейся до нашего времени гласит: «Сооружен своими трудами поселянином Карпом Яковлевым сыном Савельевым и женою его Еленою 1849 года марта 1 дня». 

Храм Иоанна Предтечи пережил большевицкие гонения на Церковь, благодаря жителям села. Боголюбивые насельники Бия-Салы так почитали свою церковь, что власти даже не пытались закрыть или тем более разрушить святыню. Но нашествие иноплеменников стало роковым не только для Бия-Салы и его жителей, но и для храма, разделившего с селом его печальную участь: отступавшие фашистские войска сожгли и то, и другое. Еще сорок лет обгоревший храм простоял на прежнем месте, пока не был разобран на стройматериалы; чудом сохранилась лишь алтарная часть.

Впрочем, и тут не обошлось без доброхота. Местная жительница Анна Федоровна Платохина взяла на себя заботу по уходу за сохранившимся фрагментом святыни.

 

[1]. И.М. Коваленко. « Священая природа Крыма – очерки культово-природоохранных традиций народов Крыма». – Киев, 2001.

[2]. Кёппен П. И. Крымский Сборник. – СПб., 1837.

[3]. Марков Е. Л. Очерки Крыма. – Симферополь. «Таврия», 1995

Продолжение следует…

Проиерей Сергий Вовк,
Вячеслав Пономарев,