«Я почувствовал, что не просто так живу». О поездке на Донбасс

Елена Кучеренко

– Я вообще собирался с женой и детьми на море. Но человек предполагает, а Бог располагает. И вместо пляжа я оказался в Донецке. 

Недавно мой приятель по имени Дмитрий ездил на Донбасс, отвозил гуманитарную помощь. 

Человек этот не имеет никакого отношения ни к военным, ни к волонтерам, никогда в тех местах не был. Он – охранник в монастыре и многодетный отец. Мы общаемся семьями на почве веры, детей и даже никогда, по-моему, не обсуждали ни политику, ни войну, ни патриотизм... 

И вот он оказался на Донбассе. Один раз – совсем рядом с линией соприкосновения. Я очень хотела услышать его впечатления – впечатления простого, неангажированного человека. Что он там видел? Кого? Что там за люди?.. Хотела еще написать: «И когда это все уже закончится?», но ответ на этот вопрос знает, наверное, только Бог. 

***

Как водится, у многих значимых событий бывает очень банальное начало. 

Дмитрий никогда особо не думал ехать в те места. Но тем, кто занимается гуманитаркой, нужна была еще одна машина. А у него – старенький микроавтобус. И руководитель благотворительного фонда (тоже приятель Дмитрия) попросил его помочь. 

– Я не сразу согласился. «Пока не знаю... Я такие решения принимаю вместе с супругой». Договорились, что созвонимся, – рассказывает Дмитрий. – Но в итоге, мне никто не перезвонил, я и подумал, что не нужно. 

Как раз в то время Дмитрий, и правда, собирался вывезти семью на море. Помню, еще летом он расспрашивал меня, куда лучше поехать на нашем Черноморском побережье и так далее. Он даже попросил в монастыре, где он работает, денег в рассрочку под это дело. Взял отпуск и планировал выдвинуться в сентябре:

– Я жене давно обещал, – говорил он тогда. 

Но неожиданно выяснилось, что в доме у них прохудилась крыша. Живут они, в деревне, а там это – большая проблема. Кроме хозяина никто крышу не починит. И деньги, которые были взяты на отпуск, пошли в итоге на решение этой самой проблемы. Соответственно, ни на какое море семья не поехала, все остались дома. Это было как раз через месяц после того первого разговора о машине.

И вдруг опять звонок – Самуил (руководитель фонда): 

– Ну что? Поговорил с женой? Едем?
– Спрошу еще раз.
– Да не надо, я сам спрошу! Вот она сама мимо нашего склада проезжает.
– Супруга моя, правда, мимо него в ту минуту ехала,  – рассказывает Дмитрий.
– Остановилась, Самуил громкую связь включил, чтобы я слышал, склад открыл, а там – всё битком. «Вот, нужно везти!»
– «Ну что, езжайте тогда!» – сказала жена. Благословила, в общем. И мы поехали – я, Самуил и еще один парень. Он в обычной жизни – директор фирмы, но вот тоже решил поучаствовать.

***

В первый раз (а будет и второй) везли они одежду, медикаменты, маскировочные сети.

– Сначала заехали в военную часть, замаскированную в лесу, – рассказывает Дмитрий. – Отдали всё, что им было нужно. Сети те, лекарства, носки, вещи. Военные были нам очень рады. Говорят, что им очень важно вот такое небезразличное отношение. Посидели, поговорили, анекдоты потравили. Мужики там – всех возрастов. От совсем молодых до шестидесятилетних. И самых разных социальных статусов. От простых работяг до руководителей предприятий. Даже один бывший заместитель губернатора. И был там еще парень. Приехал с гуманитарной помощью, посмотрел-посмотрел и остался... В общем, «полный комплект». Кто-то – идейный, у кого-то «в миру» проблемы с работой. Воюют там все. Но главное – там нет никаких «понтов». Социальные различия, которые есть на гражданке, стираются. Сразу видно, кто ты есть. Раскрываются и хорошие качества, и плохие. И последние быстро лечатся. Есть там и девчонки – в медицинской части. 

Дмитрий говорит, что военные даже угостили их кашей:

– В общем, кормят там хорошо. Простенько, но со вкусом...

Дмитрий показал мне видео, на котором один из бойцов благодарит за помощь. Очень интересно было наблюдать, как военный человек, который повидал, наверное, всё, и которого ничем не испугать, смущается при виде камеры. 

– Поехали в Донецк... Дороги строятся, всё нормально. Мы были в том районе, который не обстреливают. Там люди живут относительно спокойно. Хотя прилеты слышали. Побывали в гостях у одной замечательной женщины – Майи Пироговой, журналиста, благотворителя. Почти год назад результате обстрела у нее погибла дочь Мария. Депутат, доброволец, много помогавшая людям. И вот она основала благотворительный фонд имени дочери. Она нас радушно очень приняла. Там вообще очень хорошие люди, приветливые. У нее часть вещей выгрузили. Их уже начали раздавать людям. Видео прислали. 

Также в Донецке они оказались на отпевании журналиста Геннадия Дубового. Его сбила машина, когда он вышел, чтобы купить жене цветы. Она должна была приехать на следующий день. Вот такая трагедия. 

–  К игумении одной заехали, под Лисичанск, там, в общинке разгрузились, –  рассказывает Дмитрий. –  Насыщенно, в общем было. Это был новый и удивительный этап в моей жизни. И, знаешь, я почувствовал, что не просто так живу. Семья, дети, работа – это понятно. Но это как бы ты сам, одно целое. А вот такая помощь людям, которым это очень нужно, сторонним, казалось бы, людям, – это очень вдохновляет. Я, порой, задаю себе вопрос: «Чего от меня хочет Бог?» Наверное, Он хотел этого. 

***

Вторая поездка состоялась у них через месяц после первой. Совсем недавно. И Дмитрий говорит, что ему уже хотелось туда ехать. 

–  Отпуска у меня не было, и я взял два отгула. Люди узнавали, что мы едем на Донбасс и приносили, кто что мог. Кто носки, которые сам вязал, кто заячью тушенку. Деньгами отовсюду помогали. Картошку, морковку давали. Это было очень трогательно. 

В этот раз Дмитрия попросили взять с собой стихарь. Потому что с ними поехал игумен Михаил из Клыково. 

–  Он ехал к матушке из той общины, куда мы заезжали в первый раз, –  рассказывает Дмитрий. – В общем, встретились в пять утра, поехали. И сразу начались искушения. Как будто бы нас кто-то туда не пускал. Сначала у Самуила случились проблемы с машиной. Ладно, остановил, заглушил, опять завел – поехали. Едем по трассе, батюшка впереди гонит. Вдруг останавливается, включает аварийку. Не едет машина. А она новая – пять тысяч километров пробега всего. Вызываем эвакуатор, тащат в сервис –  катализатор рассыпался. В общем, такие дела. Починили – поехали. 

Побывали они в Новоайдарской школе-интернате. Привезли вещи, подарки. На записи видно, что среди прочего есть даже большой плюшевый серый волк, которого радостно выхватил какой-то мальчишка.

–  Хорошо там было, – вспоминает Дмитрий. – Ребятишки нам помогали разгружаться. Дружно. Северодонецк приезжали разбитый, Лисичанск. В селе одном были в трех километрах от линии соприкосновения. Там есть люди, которые не уехали, не бросили свои дома. Живут. Рядом –  военные. Много разрушенного. Но в селе это не так страшно выглядит, как в городе, где многоэтажки. Люди хорошие, понимающие. Спокойно, без толкотни взяли всё, что мы привезли. И даже собаки там бегают. Значит, все уже более-менее наладилось. Один раз, правда, долбануло недалеко.

***

Община матушки, куда они заехали в первую свою поездку и куда приехали сейчас уже вместе с отцом Михаилом. 

– Четыре монахини. Своего священника нет. Кто приезжает, тот и служит. В этот раз – отец Михаил. Служба, знаешь, вроде бы неказистая. Не как в той же Москве. Я – единственный алтарник. Матушка, насельницы, да две-три бабушки. Говорят, иногда военные заходят помолиться. Как-то всё простенько, но душа поет. Никакой показухи. Как у нас иногда приходят в храм показать себя. В конце службы матушка подходит к отцу Михаилу: «А давайте постриг совершим! Пять лет его ждем! Когда еще дождемся?! Сейчас и требник найдем». В общем, мы и на постриге даже побывали. Тоже всё скромно, просто, а благодать, как из ведра. Я сначала смотрел на всех: «Кто ж так молится?» Да просто новый Ангел рождается. Оказалось, что имя ей дали Александра – в честь царицы. А у меня дочка старшая в честь неё крещена. Кстати, я подумал, что, наверное, именно поэтому у нас и были такие искушения в начале пути. Постриг – это ведь серьезно. Господь рядом, благодать изливается. Новый человек рождается, новый молитвенник. И «кто-то» пытался нас не пустить. Чтобы этого не случилось. 

Ну а дальше была трапеза и возвращение домой.

– И на самом деле, я счастлив, что мне удалось съездить в те места, увидеть всех этих людей и послужить Богу и им, – говорит Дмитрий.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить