Цифровое будущее для христианина…

Владимир Басенков

Блокчейн-экономика, биометрия личности и искусственный интеллект врываются в жизнь общества и из вчерашних страшилок превращаются в обыденную реальность. Согласно исследованиям через 10 лет 85% профессий просто не будет существовать, людям потребуется срочная переквалификация, а рутину будут выполнять роботы. Вопрос для христианина не нов, но воплощение в жизнь вчерашних задумок ученых дает пищу для размышления: что ждет православного человека в цифровом мире будущего?

Марксистская формулировка «бытие определяет сознание», к сожалению, стала настоящим идеологическим фундаментом нашего времени. Потребитель, обманувшись райскими кущами технологического комфорта, утратил волю, заменив ее на пластичное приспособленчество. Гуманистическая эстафета избавления человека от страданий в жизни сего века, смертельно выдохшись под конец XX века, передает инициативу своему еще полному сил транс-брату. Архитекторы нового человечества призывают людей к вступлению в эру цифровой жизни с возможностью перехода в сладкий анабиоз виртуального бессмертия… Да, об этом пока говорят лишь самые радикальные представители трансгуманистов, но, как мы видим, система безналичных расчетов и жизнь в сети становятся обыденностью. Печально констатировать, но человек превращается в цифрового раба.

Латинским словом «mammona» в Евангелиях именуются «земные блага». «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), – предостерегает христиан Спаситель. То есть благосостояние, комфорт, удобства не есть самоцель нашего земного существования. Однако гедонистические идеи, поразившие мир, навязывают концепцию «успеха», который определяется, прежде всего, уровнем достатка. Достаток – это платежные средства, имущество и возможности. Счастье постмодерниста – достаток. Он позволяет менять одно празднодействие на другое, заглушая разверзающуюся внутри бездну боли. Но человек начал выдыхаться в бешеном ритме, который ему задал капитализм. Он не хочет работать до потери пульса, жить для себя, быть счастливым внутри, а не снаружи. В этой ситуации сильным мира нужно каким-то образом управлять дезориентированной массой. Отличный способ – дать упрямому ослику новую морковку – цифровизацию без хлопот и забот. Делайте всё в один клик, оптимизируйте рабочие процессы, готовьтесь к новой эре, где всю грязную работу будут выполнять машины, а вы – лишь творчески развиваться и стричь купоны!

Конечно, всё это чушь. Но обо всем по порядку.

Технологии серьезно сказались на психофизическом состоянии человека. В какой-то степени они сделали его беспомощнее. Времени на философию или самоуничтожение появилось вполне достаточно, а вот практических навыков стало гораздо меньше. Вы ведь помните жизнь без сотовых телефонов, а тем более без мобильного интернета? Я – да. Мне кажется, та жизнь была намного ярче. Вроде бы хотели создать возможность общаться на расстоянии, оперативно получать информацию, а что на деле? Общаться в живую люди стали гораздо меньше, отчужденность и одиночество стали синонимами современности, а выгорание от ускорившегося ритма жизни приобрело хронический характер в жизни людей, деятельность которых связана с «темповой» деятельностью. Выросло целое поколение, которое рассчитывает в будущем вести видеоблог и управлять интернет-магазином, продавать на стоке селфи и получать деньги за отзывы в соцсетях. Глобальные производственные, продовольственные и психологические проблемы от такого «нью-эйдж»-мировоззрения сами по себе не разрешаются, а лишь усугубляются, принимая лавинообразные формы.

По статистике, в современном мире из 100 человек кормят всех в сельском хозяйстве только 2, производством занимаются 10, в сфере управления и услуг заняты необходимой работой еще 13. Остальные 75 уже ничего не производят. Фактически это «виртуальный» сектор экономики.

Упрощая свою жизнь, человек теряет навыки и в конечном счете свободу. Без гаджетов или банковской карты житель мегаполиса уже не может выжить. Как нет интернета? Почему нет банковского терминала? Истерика. Всё по Марксу: человека формирует окружающая реальность. Он стал ее рабом, покорно следующим за происходящими вокруг изменениями. Дух уже не творит себе формы, а послушно расправляет паруса и устремляется в сторону, задаваемую направлением ветра.

Что делать? Прежде всего, постараться переосмыслить свой образ жизни. Необязательно бросать работу удаленного программиста, испугавшись горькой правды. Сократите время использования гаджетов, добавьте физической активности, находите время на общение с живыми людьми. Мужики сегодня стремительно теряют элементарные бытовые навыки хозяйствования, и прокачка уровня компетентности в домашней электрике, сантехнике, отделке будут только на пользу. Ремесленничество также становится стремительно, но незаметно развивающейся сферой деятельности, когда человек начинает создавать эксклюзивные аксессуары и очень даже полезные предметы быта как для себя, так и на продажу. «Испачкайте руки», как говорит православный американский журналист Род Дреер, призывая христиан попробовать себя в самых рабочих специальностях и занятиях. Кто-то, продолжая работать удаленно, обзаводится домиком в деревне и параллельно с виртуальным трудом налаживает подсобное хозяйство. Заповедь о добыче хлеба в поте лица не зря была дана человечеству Господом. В этом усилии, в том числе и физическом, скрыт не только педагогический аспект, но и залог непременного саморазвития.

Жизнь совершенно точно будет меняться, и технологии станут играть в нашем бытии более значимую роль. И вряд ли от этого удастся куда-то уйти (в лучшем случае – в глухой лес). Проблема не в цифровизации жизни как таковой (хотя и этот фактор накладывает отпечаток на психику человека), а в неспособности людской воли противостоять власти гаджетов и технологических решений. Глобальная цифровая перезагрузка человечества может поставить перед христианином принципиальный вопрос по Достоевскому: крест или хлеб?


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить