Рождественский вертеп

Максим Терехов

С тех пор, как святитель Димитрий Ростовский написал свою «Рождественскую драму», возникла традиция сценически обыгрывать события пришествия в мир Спасителя. Одним из таких спектаклей является рождественское вертепное представление. Желающие вполне могут организовать его в своей семье. Различное по форме, оно всё-таки имеет некоторые общие правила. Для семьи больше подходит спектакль не игровой, а кукольный.

Итак, разместить вертеп можно в деревянном или картонном ящике. Лучше, если в нем будут два уровня. Наверху располагается восьмиконечная Вифлеемская звезда. Ниже, в верхнем ярусе, – пещера, где родился Христос, а в нижнем – дворец царя Ирода. Ярусы разделены между собой, и в полу каждого из них делаются прорези, чтобы можно было управлять куклами или фигурками. Хорошо, когда у ящика есть двери. Тогда на них можно укрепить подсвечники. Для большей реалистичности представление принято проводить вечером в темном помещении при горящих свечах. В верхнем ярусе действуют святые персонажи, а в нижнем – все остальные. Кукол можно сделать, исходя из возможностей организаторов представления, подача событий тоже может быть разной. Кто-то поет все сюжеты, а кто-то читает. Простор для творчества огромный.

Рождественский вертеп

Впервые я такой спектакль увидел в семье Чернецовых. И мама, и папа в этой семье много лет руководят хорами, их дети тоже очень хорошо поют. Вертеп у Чернецовых, правда, был одноярусным, но зато куклы были сделаны мастерски: с глиняными головами, самобытными одеждами и проволокой для управления. Сорок минут представления пролетели незаметно. Волхвы путешествовали за звездой и приходили к царю Ироду во дворец, пастухи кланялись Младенцу Христу, а Ирод, «жестокий, безумный», отдавал приказ воину избить младенцев. Плакала «госпожа Рахиль» – собирательный образ матерей убиенных младенцев, – и приходила страшная костлявая Смерть забрать царя Ирода к себе. Удивительные, хорошо поставленные детские голоса дополняли величие происходящего.

Я в то время работал преподавателем в Воскресной школе Никольского храма г. Зеленограда. Идея сделать что-то самому мелькнула и быстро забылась. Но прошел год, и неизвестный мне благодетель принес в храм готовый двухъярусный вертеп, сделанный по всем правилам этого жанра. «Необязательно петь», – подбодрил меня Чернецов, и я быстро нашел в сборниках для Воскресной школы сценарий попроще. Он был написан в стихах; Смерти и «госпожи Рахили» среди персонажей не было. Вопрос с куклами мы решили просто: скопировали рисунки из рождественской детской книжки, потом наклеили их на картон и вырезали снизу картонные ручки.

Андрей Викторович Чернецов сказал, что иногда на задней стенке ящика делается окошко и заклеивается черной марлей. Тогда виден силуэт фигуры и ею легче управлять, но мы не стали этого делать. Кстати, при малых размерах ящика куклы могут играть и за его пределами. Артист, держащий куклу, прячется в тени или за занавеской, а своего героя направляет в светлое пространство. Так, например, Ангел у нас летал перед вертепом.

Репетировали мы долго. Из песнопений спели тропарь Рождеству и «Богородице Дево, радуйся...» Времени не хватало, репетировать пришлось не только в храме, но и у нас дома; чтобы не забыть текст, его укрепили на обратной стороне ящика.

И вот настал Рождественский вечер в Воскресной школе. Как всегда, спел хор, дети почитали стихи и поиграли в игры. А в заключение, когда начало смеркаться, мы зажгли свечи и объявили о начале спектакля. Изрядно развеселившиеся к этому времени зрители затихли. Мы спели «Царю Небесный», и представление началось. И теперь уже у нас волхвы с пастухами прославляли Христа, а царь Ирод злобствовал на троне, гоняя своего слугу взад-вперед. И время тоже, как и тогда, пошло совершенно необычно. В зале воцарилась полная тишина, которая даже как будто сгустилась, когда Ангел известил Иосифа и Марию с Младенцем Христом об опасности.

Закончилось представление пением праздничного тропаря Рождеству Христову. Зрители аплодировали нам и, покидая зал, говорил теплые слова о спектакле. Ко мне подошел Андрей Чернецов и сказал: «Удивительно, что у вас кукла сделана плоской, но всё равно она живет и играет». Его оценка была очень приятна для нашего начинающего православного театра. Еще не раз мы показывали это представление, радовались сами и радовали своих зрителей, вновь и вновь переживая Рождественское повествование и согреваясь светом Вифлеемской звезды.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить