«Спешите делать добро»

Михаил Громов

Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу.
Пс. 29, 7

Спешите делать добро… Давайте поразмыслим над этой фразой, принадлежащей Федору Петровичу Гаазу (1780–1853), немцу по происхождению, приехавшему в Россию, чтобы в 26 лет занять должность домашнего врача в семье Репниных-Волконских.

Во время Отечественной войны 1812 года он был полевым хирургом в русской армии, в 1813 переехал в Москву, где простые люди вскоре начали называть его «святой доктор».

Обер-прокурор Уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената Анатолий Федорович Кони писал о нем: «Предавшись заботе об участи арестантов с неиссякающей любовью и неустанной энергией, Гааз оставил постепенно свою врачебную практику, роздал свои средства и, совершенно забывая себя, отдал всё свое время и все свои силы на служение “несчастным”, сходясь во взгляде на них с воззрением простого русского человека. Он организовал тюремную больницу и школы для детей арестованных. В течение последних 20 лет он проходил несколько верст по Владимирскому тракту (ныне шоссе Энтузиастов. – Примеч. автора) с каждой группой арестантов, оказывая им помощь и утешая. Затем он переписывался с ними, посылал религиозно-нравственную литературу. Гааз жил в полном одиночестве, весь преданный делу благотворения, не отступая ни пред трудом, ни пред насмешками и уничижением, ни перед холодностью окружающих и канцелярскими придирками сослуживцев.  Жизнь ради других он считал настоящим счастьем. В письме своему воспитаннику Н.А. Норшину он писал: “Я, кажется, уже неоднократно высказывал Вам свою мысль, что самый верный путь к счастию не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая им советом и делом, – словом, любить их, причем чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться“».

Вдумаемся в этот своего рода духовный совет: «Чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться». Как любое упражнение, будь то молитва или занятие спортом, позволяет не только приобрести добрый навык, но и со временем делает нас сильнее, выносливее и менее восприимчивыми к сопротивлению, которое по умолчанию всегда сопровождает любое доброе дело.

Почему же надо спешить? Ответ прост. «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6, 10). А кто из нас знает, сколько кому отмерено времени Господом? Да и кто об этом думает? Мы же живем как бессмертные. Смешно? Скорее, грустно. По сути, многие из нас уже умерли, просто пока этого не поняли. «Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но и тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то ничем не лучше мертвых» (свт. Григорий Богослов). Как вам такое?

«И своим, и чужим делай добро, насколько можешь; и доброму, и злому говори доброе слово» (прп. Ефрем Сирин). Соглашусь, это очень-очень непросто, но возможно. Возможно захотеть, возможно себя понудить. «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищаютъ е» (Мф.11, 12). Очень тонко заметил блаженный Иероним Стридонский: «...Действительно, великое усилие обнаруживается в том, что мы рождены на земле, а стремимся к месту на небе». Но захотеть мы в силах. Господь зрит на сердце человека и по движению оного дает либо помощь, либо препятствие.

«Легко быть добрым, когда ты сытый», – скажет читатель. Но попробуем отдавать, служить, помогать, делать добро независимо от нашего статуса, объема имеющихся средств, здоровья, настроения, а просто Христа ради. Попробуем. Что мы теряем? Жадность, скупость, эгоизм, выматывающую нервы заботу о будущем. Вспомним: «...Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). И не будем забывать: «Дондеже время имамы».

Вспомним евангельскую историю о женщине, положившей в сокровищницу храма две последние лепты (бронзовая мит, также известная как лепта (тонкая, маленькая), введенная в оборот иудейским царем Александром Яннаем (103–76 гг. до н.э.). На лицевой стороне – цветущий лотосовый скипетр Древнего Египта, заключенный в круг; на оборотной стороне – восьмиконечная звезда.– Примеч. ред.). Отдать последнее Богу то же, что отдать, оторвать от себя и отдать «одному из малых сих»; это движение, по-настоящему могущее изменить всю дальнейшую жизнь человека. «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк.12:41–44).

Невозможно в одно мгновение стать добрым, но возможно захотеть этого. Возможно начать делать дела любви и добра. И Господь, видя стремления нашего сердца, видя труды наши, в силах послать нам эти дары – добро и любовь. Я верю в это. Потому как нет ничего невозможного для Бога. Не помню, где я слышал эти слова, но они меня очень тронули: «Иногда самые худшие из нас больше всех нуждаются в проявлении к ним заботы и доброты».

В дневниках Тараса Шевченко есть страшная запись: «Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу – плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут... С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости...»

Очень страшный пример. И стоит задуматься, кто же, действительно, захочет измерить этот предел – босяк или Господь? Не дай Бог нам таких проверок. Потому что может не оказаться времени, чтобы исправить сделанное.

Но мы упорно не хотим верить, что времени может не остаться. «В старой сказке говорится, как спросили некоего мудреца: какое самое важное время в жизни? Кто самый значительный человек в твоей жизни? Какой поступок важнее всего совершить? И ответ был таков: самое важное время в жизни – это теперешнее мгновение, потому что прошлое утекло, а будущее еще не встало; самый значительный человек в твоей жизни тот, который сейчас перед тобой и которому ты можешь сделать добро или зло; самое важное дело в жизни – в это мгновение этому человеку дать всё, что может быть ему дано» (митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на новогодний молебен, 31.12.1978 г.).

Итак, как же к этому прийти? Ответ на удивление прост. «Хочешь стяжать любовь, делай дела любви» (прп. Амвросий Оптинский). Хочешь стать добрым, делай дела добра.

Уильям Шекспир как-то заметил: «Чтобы стать смелым, веди себя так, как будто ты, действительно, смел». Соответственно сознательно модулируя свои действия, свое поведение, ты в состоянии повлиять на изменение своего духовного профиля.

Надо стараться делать добро не потому, что нам это нравится, а потому, что мы это можем. Это и будет то, о чем писали святые отцы: добро ради добра. Но нельзя забывать: как только человек почувствует, что ему нравится, его удовлетворяет то или иное его доброе действие, оно перестанет быть добром, по крайней мере, в том смысле, которого от нас хотел Господь. Это не значит, что нам должно быть всё равно, делаем мы добро или нет, но мы должны стараться избегать оценки своих добрых дел. Стараться менять тему, уходить от разговора и тогда, когда люди начинают благодарить нас за что-то. Мягко, тактично, отшучиваясь, но уходить.

Любая мелочь, сделанная для другого человека, огромное на самом деле движение к пониманию собственного предназначения, а возможно, и единственного пути к спасению своей души, этого бесценного дара, данного нам Богом.  Мы не нужны миру – мы нужны людям. Сознательный акт постановки чужих нужд выше своих – это первый шаг к реализации в себе евангельского добра, евангельской любви...

Итак, добро только тогда добро, когда имеет своей задачей оказать помощь человеку, нуждающемуся в проявлении к нему этого добра. Святитель Феофан Затворник формулирует правило о самом процессе творения добра: «Потому нужно не только говорить о том. Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастровым сосудом мира и, став у ног Господа сзади, начала плакать, и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами, облобызала и помазала миром (см.: Лк. 7, 36–38). Она ничего не говорит, а только действует и своими действиями показывает самую нежную любовь ко Господу. За то и сказано было о ней: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много“ (Лк. 7, 47). О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать и действиями своими свидетельствовать любовь к Господу!»

«...Действиями своими свидетельствовать любовь ко Господу!» Удивительные слова. Просто делать. Просто действовать.

Что ж, давайте окончим цитатой митрополита Антония Сурожского: «Пока мы вместе с миром будем жить страхом, жадностью, ненавистью, пока будем искать, что нам дает радость, а не то, что другим дает жизнь, до тех пор мы бессильны будем строить Царство Божие, потому что Царство Божие – это Царство Любви».


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить