От необычных вопросов до прямой речи

Как жаль, что в наш весьма динамичный век времени на чтение остается так мало. По этой причине мы нередко упускаем из виду хорошие книги. Или, наоборот, тратим свое драгоценное время на книги, которые не заслуживают нашего внимания. «Прихожанин» решил исправить положение и помочь своим читателям. Теперь в рубрике «Библиотека Данилова монастыря» мы будем регулярно рассказывать об интересных книгах, которые публикует издательство Данилова монастыря.

«Необычные вопросы обычных прихожан»

«Необычные вопросы обычных прихожан» – так называется книга эконома Данилова монастыря игумена Иннокентия (Ольхового). В нее вошли статьи рубрики «Спросить у священника», которая в течение ряда лет пользовалась популярностью у читателей интернет-журнала «Прихожанин». Верующие через виртуальное пространство задавали самые разные, порой весьма непростые, вопросы, которые бывает не так легко задать священнику лично. Но отец Иннокентий считает, что в духовной жизни нет неудобных или закрытых тем и любой человек должен получить ответ на свои вопросы.

Круг подобных необычных или неудобных вопросов весьма широк. Судите сами. Вот лишь некоторые из них. Что означает имя Христос? Почему Бог запрещал Адаму и Еве вкушать плоды с древа познания? Какой образ ада и рая предлагает Церковь? Почему нет постного устава для мирян? Спасутся ли богатые? Почему священники в разные дни года служат в облачениях разных цветов? Почему мы празднуем Новый год позже остального мира? Почему монахам при пострижении дают другие, порой весьма необычные имена? Почему среди духовенства так много полных людей? Почему во время Пасхи крестный ход идет против солнца? Имеет ли право мусульманка находиться на службе в православном храме? Как сочетается в священниках стремление к роскоши со служением алтарю Господню? Как быть, если после Литургии хочется спать? Сколько зарабатывают священники?..

Все темы в книге поделены на разделы: «Знакомство с православным вероучением», «Предание, традиции», «Будни Церкви», «Изучая каноны…», «Предрассудки, суеверия»…

Книга написана легким и очень живым языком. Если даже ты, читатель, знаешь ответы на многие из этих вопросов, тебе всё равно будет очень полезно ее прочитать, потому что, как пишет в предисловии сам автор книги игумен Иннокентий (Ольховой), «в личном общении разным людям на один и тот же вопрос приходится отвечать по-разному. Ведь многое зависит от духовного состояния того, кто спрашивает, от готовности человека услышать правду о себе или сложившейся ситуации».

Эту книгу с необычными вопросами и ответами интересно будет прочесть и тем, кто уже давно воцерковился, и тем, кто сейчас находится на пути к Богу, кто лишь недавно стал ходить в храм и, может быть, находится в поиске батюшки, которому он хотел бы открыть свою душу.

Кроме вопросов и ответов, в отдельном разделе книги опубликованы пять бесед с игуменом Иннокентием – интервью, которые отец Иннокентий в разное время давал журналу «Прихожанин».

Так, одна беседа посвящена присутствию церковных людей в социальных сетях. Ведь многие верующие нередко считают, что православные люди и священники не должны находиться в социальные сетях, что весь виртуальный мир – это лишь ловушка для человека… Отец Иннокентий объясняет, как надо относиться к Интернету и для чего священникам имеет смысл заводить свои странички в социальных сетях.

В еще одной беседе игумен Иннокентий подробно рассказывает о принадлежащем Данилову монастырю агрокомплексе «Можары» в Рязанской области. О том, почему братии монастыря пришлось заниматься столь непривычным делом, как строить сельскохозяйственный агрокомплекс; как удалось разработать и внедрить в нем самые передовые технологии, чтобы выращивать высококачественную пшеницу; как сумели монахи подобрать и организовать из жителей близлежащих деревень отличную команду работников и духовно объединить их.

Интересно, что агрокомплекс «Можары» не только дал местным крестьянам работу, но и помог многим из них прийти к Богу. «Мы никого не заставляем быть верующими, – поясняет в книге отец Иннокентий. – Но на наши молебны собираются все. <…> Многие наши работники приобщились к Церкви. В селе Можары мы построили деревянный храм, где жители могут исповедоваться, причащаться, молиться Богу. Мы служим молебны перед началом полевых работ, благодарственные молебны после их окончания. На наши молебны из скита Преподобного Сергия Радонежского приезжают другие монахи Даниловой обители. И люди в Можарах и соседних селах видят, что рядом с ними возрождается вера».

Отдельная беседа с игуменом Иннокентием посвящена Турции. В свое время эконом Данилова монастыря побывал там в паломнической поездке и, вернувшись, поделился своими впечатлениями. Он рассказал о сохранившихся в Турции христианских святынях и о том, как братия Данилова монастыря и другие участники поездки, которую правильнее было бы назвать экспедицией, служили Литургию на раскопках города Лаодикия, одном из семи городов, упомянутых в Апокалипсисе апостолом Иоанном Богословом.

За девять дней поездки паломники посетили Стамбул (бывший Константинополь), храм Хора, собор Святой Софии, город Кайсери (в древности он был известен как Кесария Каппадокийская и там подвизался в епископском сане святитель Василий Великий), Миры Ликийские, где служил архиепископом святитель Николай Чудотворец, Эфес, где провел последние годы земной жизни апостол Иоанн Богослов…

Отец Иннокентий не только рассказал о том, какие места необходимо посетить христианам, которые отправляются в Турцию, добавив при этом, что «надо хорошо знать церковную историю или, по крайней мере, интересоваться ею, чтобы решиться посетить все те места, где побывали мы», но и дал советы верующим, как следует готовиться к паломнической поездке, чтобы она прошли с максимальной пользой для души.

Еще одна интересная беседа с экономом Данилова монастыря игуменом Иннокентием, представленная в книге «Необычные вопросы обычных прихожан», посвящена… подводным поисковым работам. Не удивляйся, читатель. Дело в том, что отец Иннокентий уже пять лет занимается техническим дайвингом (за это время он совершил свыше 100 погружений, из которых 20 – подледные).

Священник рассказал о своем участии в экспедициях водолазно-поисковой команды «Поклон кораблям Великой Победы», которые проходили в Черном, Баренцевом и Балтийском морях, и о том, как погружался в акватории острова Гогланд в Финском заливе. Там дайверам удалось обнаружить советскую подводную лодку М-95, которая в 1942 году подорвалась на мине, а потом была обстреляна немецкими и финскими кораблями: «Мы (наверное, впервые с дореволюционных времен) совершили там заупокойную Литургию, которую возглавил ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений, и отслужили панихиду по погибшему экипажу».

Со всеми этими интересными историями, рассказанными игуменом Иннокентием, ты, читатель, познакомишься, если приобретешь книгу «Необычные вопросы обычных прихожан».

«Мягкая сила культуры»

Вторая новинка, с которой мы хотим познакомить читателя «Прихожанина», книга «Мягкая сила культуры». Ее автор – архимандрит Симеон (Томачинский), некогда насельник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, а ныне ректор Курской духовной семинарии.

Хочу отметить очень точное название этой книги. Действительно, мы часто даже не задумываемся о той колоссальной силе культуры, хотя постоянно ощущаем на себе ее влияние. От того, какие фильмы мы смотрим, какие книги мы читаем, зависит в конце концов то, какими людьми мы становимся.

В предисловии к книге сформулирована одна из главных идей, которыми руководствовался автор при ее написании: «Само название книги напоминает о специфических войнах нового времени, войнах, при которых не стремятся разбомбить мосты и заводы противника, а стремятся изменить его сознание. При помощи "мягкой силы", а именно скрытой силы пропаганды и искусства, врагу навязываются гибельные модели поведения. Ему внушаются мысленные установки, делающие народ, избранный на роль подопытного, уязвимым и манипулируемым. Мы уже давно живем в таком мире, где саундтрек из кинофильма, жевательная резинка или печатный бестселлер способны действовать так, как действует оружие массового поражения. Разбираться в культуре в таких условиях означает быть защищенным и вооруженным».

Книга «Мягкая сила культуры» – весьма необычный сборник, если учесть, что ее автором является священник. Ведь мы привыкли к тому, что священники говорят с нами, верующими, лишь о вере, Боге и Церкви, об исповеди и Причастии. А тут – фильмы, литературные произведения, Интернет. Но именно этим книга и интересна, потому что культуру народа невозможно отделить от его вероисповедания.

В книге три раздела: «Кино», «Литература», «Культура». Размышления и наблюдения автора о фильмах и книгах – это своего рода заметки на полях умного и образованного человека, с которыми полезно познакомиться каждому. В книгу вошли статьи и рецензии архимандрита Симеона, в разное время опубликованные в интернет-изданиях «Богослов.ру», «Православие.ру», «Правмир», «Прихожанин», «Татьянин день» и в газете «Культура».

В разделе «Кино» автор предлагает любопытную подборку фильмов, которые, по его мнению, способны дать зрителю что-то важное или, напротив, от чего-то его уберечь. Именно поэтому в этом списке «Алиса в Стране чудес» Тима Бёртона соседствует с «Овсянками» Алексея Федорченко, «Царь» Павла Лунгина с «Попом» Владимира Хотиненко, а «Королевство полной луны» Уэса Андерсона с «Шапито-шоу» Сергея Лобанова. Кинонаблюдения архимандрита Симеона – это не просто разговор о кино, а, скорее, его размышления о вечном: о Боге, о вере, об отношении человека к жизни.

Еще более интересной выглядит подборка книг, которые разбирает архимандрит Симеон. «Книга Иова», «Исповедь горячего сердца» блаженного Августина, «Сила и слава» Грэма Грина, «Дама с собачкой» Чехова, «Елтышевы» Романа Сенчина. Такие разные, разные книги… Любопытно, что автор анализирует их не как книжный рецензент: его заметки – это, скорее, призыв к читателю: «Если ты еще не прочитал эту книгу, обязательно прочти – она того стоит».

Вот, к примеру, как архимандрит Симеон пишет об «Исповеди» блаженного Августина: «Ее можно перечитывать бесконечно. Возможно, эта книга – лучшее, написанное когда-либо смертным. В "Исповеди" блаженного Августина – метания и поиски всего человечества, извилистые земные дороги, страдания души, ищущей Бога, – она переворачивается, бедная, с боку на бок, везде жестко. Прошло 16 веков, но книга читается как будто написанная вчера. <…> Отец Серафим (Роуз), очень любивший блаженного Августина, подчеркивает: “Без огня подлинной ревности и благочестия, открывающихся в "Исповеди", наша православная духовность – подделка и пародия”. Сам отец Серафим ежегодно перечитывал "Исповедь", находя в ней все новые и новые источники для духовного преображения».

Почему так важно разбираться в литературе не только мирянам, но и вообще всем людям Церкви? Архимандрит Симеон отвечает и на этот вопрос в главе с говорящим названием: «Зачем нужна художественная литература священникам и монахам». В ней автор, в частности, пишет так: «Человек, становясь монахом или священником или принимая любой другой сан, призван не превращаться в небожителя, а прежде всего оставаться – или, скорее, становиться – человеком. <…> Другой наш знаменитый писатель Фазиль Искандер как-то сказал: “Цель искусства – очеловечивание человека”». И дальше отец Симеон очень подробно, интересно и наглядно объясняет, что дает художественная литература любому священнику в его миссионерской деятельности…

«Прямая речь»

Впрочем, о его интересных объяснениях я умолчу. Если ты, читатель, захочешь сам об этом узнать, ты постараешься найти и прочитать замечательную книгу архимандрита Симеона (Томачинского) «Мягкая сила культуры».

И наконец последняя книга нашего обозрения – «Прямая речь» – принадлежит перу писательницы Олеси Николаевой. Автор – известный русский поэт, прозаик, публицист и общественный деятель. Основная тема творчества Олеси Николаевой – духовное преображение человека, участие Бога в человеческой жизни и участие человека в Божественном замысле о мире. Тем нашим читателям, кто не знаком с ее книгами, рекомендуем прочитать «Небесный огонь и другие рассказы», «Мене, текел, фарес…», «Инвалид детства», «Корфу»…

В 2000-х годах Олеся Николаева вела на телеканале «Спас» передачи «Основы православной культуры» и «Прямая речь». Вот так же – «Прямая речь» – и называется сборник ее публицистических статей, подготовленный и выпущенный издательством Данилова монастыря.

О чем бы ни писала Олеся Николаева, она, во-первых, по сути пишет о вере, о Православии и о Боге, а, во-вторых, пишет она всегда легко и ясно, глубоко и в то же время изящно и стильно. Вот и публицистические заметки-размышления, опубликованные в сборнике «Прямая речь» – их не хочется называть статьями, – поражают широтой тем, глубиной мысли и отличным знанием православного вероучения.

Известно, что писателю идеи подбрасывает жизнь, а он лишь должен внимательно наблюдать, стараясь не упустить главное в окружающем мире. Вот лишь некоторые темы, которым посвятила свои размышления Олеся Николаева: «Штрихи к портрету современной российской религиозности», «О верующем сердце, Промысле, Ангелах, святых и Заступнице Усердной», «Возможен ли юмор в Православии», «Мучитель наш Чехов»…

Писательница всегда говорит о том, что ее тревожит. Или что, по ее наблюдениям, сильно тревожит или колышет Россию. Поэтому, скажем, одну большую и глубокую свою статью Олеся Николаева посвятила теме вульгарной религиозности. Таким словосочетанием можно определить состояние, когда место истинной веры в сердцах и умах людей занимает лжевера и люди, регулярно ходящие в храм, вдруг начинают верить не во Христа, а в прорицания каких-то бабок, странные предсказания колдунов и мистиков, гадания и суеверия. И стоит ли удивляться тому, что на почве этой вульгарной религиозности российский народ начинает активно и на полном серьезе обсуждать, как, скажем, бороться с ИНН, в котором люди угадывает число зверя, или как вдруг умы верующих захватывают различные секты типа «Воскрешающая Русь»...

Интересными читателю, думаю, покажутся и рассказы писательницы о настоящих чудесах, которые регулярно происходят с человеком, но он их порой и не замечает, потому что сердце его закрыто и человек просто не слышит того, что говорит ему Господь.

Кстати, рассказывая о чудесах, Олеся приводит не просто чьи-то пересказы, а реальные случаи из своей жизни или жизни близких ей людей. Скажем, как икона Серафима Саровского исцелила слепоту ее отца. Или как святитель Николай Чудотворец практически спас младшую дочь писательницы девятимесячную Анастасию, которая глотнула канцелярского клея. Или как Матерь Божия, «Казанской» иконе Которой молилась Олеся Николаева, защитила девятилетнего сына писательницы от обвинений в воровстве и принесла покой и мир в семью ее брата.

Не боится писательница развенчивать и привычные для нас мифы. Чего только стоит представленное в книге изящное эссе, посвященное Чехову. Впрочем я не стану его пересказывать. Думаю, будет лучше, если читатели «Прихожанина» возьмут в руки книгу Олеси Николаевой «Прямая речь» и сами откроют для себя ее глубокие и интересные мысли.

* * *

Книги, о которых я рассказал в этой статье, можно приобрести в книжных магазинах Данилова монастыря или заказать в монастырском интернет-магазине.

Петр Селинов


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить