Патриарх Ермоген: что нужно знать об этом святом

Годы жизни и дни памяти

Священномученик Патриарх Московский и всея Руси Ермоген родился около 1530 года, а умер в заточении 17 февраля 1612 года.

Церковь празднует память Патриарха в день его преставления (2 марта по новому стилю) и в день его прославления – 25 мая по новому стилю.

Жил в Смутное время

Смутное время – это период, когда Россия едва не прекратила свое существование как самостоятельное государство, чудом не став частью Польши, или Речи Посполитой, как та тогда называлась. Такое стало возможным из-за ужасной политической неразберихи, которая обрушилась на страну, когда прервался царский род Рюриковичей.

Из детей царя Иоанна Грозного на власть могли претендовать трое. Старшего из них, Иоанна, царь убил незадолго до своей смерти в припадке гнева. Средний, Феодор, по состоянию здоровья фактически не мог управлять государством, и за него это делали приближенные во главе с боярином Борисом Годуновым. Ситуация могла повернуться иначе, доживи до совершеннолетия еще один сын Иоанна Грозного царевич Димитрий, который бы встал на место Феодора, но он погиб в результате несчастного случая в городе Угличе, а по одной из версий, был убит.

После этого на протяжении двадцати лет правителями страны становились или называли себя то одни, то другие бояре или самозванцы. Страну охватила междоусобица, а народ – растерянность. Это ослабило Россию до такой степени, что в какой-то момент поляки оказались в Москве, причем без боя, и вся правящая верхушка сочла нужным передать власть польскому царевичу.

Единственным из известных народу людей, кто поднял голос против оккупации, был Патриарх Ермоген. Он прекрасно понимал, что русский народ теряет не только свое государство, но и Православную веру. Именно Патриарх Ермоген вдохновил потерянный народ на борьбу. И Россия уже после смерти Патриарха была спасена.

О первых его пятидесяти годах ничего неизвестно

Первая твердо установленная дата в биографии святителя – это 1579 год, когда о нем упоминается как о священнике в Казани. На тот момент ему было немногим больше пятидесяти.

Что до этого происходило в жизни святого и откуда он родом, историки спорят до сих пор. Версии самые разнообразные: от той, что он произошел из рода бояр, до предположений, что Ермолай (так его звали до пострижения) был донским казаком и слава его, порой, была дурна. Если убрать все «крайности», то останется, возможно, самая правдивая версия: Патриарх Ермоген – выходец из провинциальных дворян или посадских людей.

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери была обретена при его жизни

Это произошло в том же 1579 году, когда святитель еще был простым священником. Позже он составил тропарь этой иконе и написал «Сказание» о ее обретении. А сам образ стал одним из самых почитаемых в стране.

Провел религиозную реформу в Казани

В 60 лет, в 1589 году, он был назначен митрополитом в новообразованную Казанскую епархию – в землю, где народ прежде был мусульманский и только начал принимать христианство. Епархии было только 30 лет, и она нуждалась в энергичном и твердом управленце, каковым митрополит Ермоген и был. По крайней мере, ему удалось справиться с почти безвыходной ситуацией, которая возникла на тот момент.

Заключалась она в том, что Крещение большого числа людей по сути ничего не поменяло. Да, новокрещеных было немало, но они были не укреплены в вере, не понимали всей ее глубины и, главное, продолжали жить среди мусульман, которых оставалось множество. В результате те, кто только что крестился, либо возвращались в мусульманскую веру, либо продолжали и внешне, и внутри себя жить совершенно нецерковной жизнью.

Религиозная реформа митрополита Ермогена была непопулярной, но смогла переломить ситуацию. Он приказал переписать всех новокрещеных, перевезти их в Казань и таким образом лишить исламского влияния. Кроме того, он запретил возводить мечети близ города. Мечети, которые будут воздвигаться в обход запрету, было приказано сносить, а тех христиан, кто откажется переселяться, ждало наказание.

Кроме того, святитель положил начало поминовения в Церкви православных воинов, положивших жизнь за Отечество под Казанью, а также некоторых казанских новомучеников.

В 1605 году, когда святитель Ермоген еще был митрополитом, к власти пришел так называемый Лжедмитрий – расстриженный монах Григорий (Отрепьев).

Противостоял Лжедмитрию

Лжедмитрий и Мария Мнишек

Конечно, сейчас нам все эти события кажутся фантастическими: объявляется человек, называет себя царевичем Димитрием, то есть тем единственным, кто должен управлять страной, и, действительно, начинает при поддержке части народа ею управлять. Но с другой стороны, только так и могло произойти в такой огромной стране, где единственным средством связи тогда был гонец на лошади и никто не мог точно знать, что в соседней губернии происходит. Власть и политическая сила тогда нередко оказывалась именно у тех, кто умел представить и донести свои интересы.

Вот и получилось, что часть государства, которая толком-то и об убийстве царевича Димитрия не знала, Лжедмитрию поверила. А тех, кто противостоял самозванцу, самих считала самозванцами и отступниками. Факты проверить никто не мог. А если кто и мог, то общая воля народа после правления Иоанна Грозного и жестокостей опричнины была серьезно подорвана. Экономически государство после нескольких войн тоже находилось в непростом положении, местами бушевал голод.

Когда самозванец решил жениться на католичке Марии Мнишек, митрополит Ермоген пошел с Лжедмитрием на серьезный конфликт. Митрополит был призван в Боярскую думу и настаивал, что Марию Мнишек надо крестить по самому строгому и «полному» чину, хотя большинство считало иначе. Лжедмитрий осудил святого на ссылку, но приказ выполнить не успели – самозванца самого в мае 1606 года убили.

Стал вторым Патриархом в истории Русской Церкви

В том же году, как Ермоген был назначен Казанским митрополитом, на Руси было введено Патриаршество. Это событие ознаменовало собою две вещи для самой России, и для православного мира в целом. Для страны это означало, что отныне Церковь получает максимально возможную в тех условиях самостоятельность и формально, и в глазах народа. А у православного мира окончательно закрепилась идея о том, что Русь – это один из оплотов веры со всеми своими национальными особенностями и традициями.

Первым Патриархом было Иов, который руководил Церковью почти все время, что Ермоген жил в Казани, – с января 1589 года по июнь 1605, пока не отказался признать Лжедмитрия и был свергнут. Потом год Церковью формально управлял лжепатриарх Игнатий – Церковь не признает его, поскольку смена Патриархов произошла по политической воле Лжедмитрия. О нем святитель Ермоген иронично замечал: «Каковы овцы, таков и пастырь». Низложен Игнатий был вместе со смертью Лжедмитрия.

Святитель Ермоген был избран Предстоятелем Русской Церкви в 1606 году. И его жизнь показала, что, может быть, именно введение Патриаршества спасло Россию. Когда беспомощной оказалась светская власть, от окончательного краха страну удержала власть церковная.

Защищал и просвещал

Когда Патриархом был святитель Ермоген, Россией пытался управлять боярин Василий Шуйский. Именно «пытался», потому что в какой-то момент его власть и какой-никакой мир сузились фактически до одной Москвы. А за ее пределами был мятеж: с одной стороны, к столице подошли войска Лжедмитрия II, с другой стороны, Россия уступала в сражениях с поляками, которые также шли на Москву.

Святитель Ермоген до последнего поддерживал Шуйского, поскольку тот, в отличие от Лжедмитрия, выступал за укрепление Православной веры. Были случаи, когда святой оказывался перед лицом разгоряченной толпы, которую увещевал оставить помыслы свергнуть царя. Одновременно он, как и в Казани, вел просветительскую деятельность: например, наладил работу книгопечатания в столице, привел в порядок церковные богослужения, устраняя по мере сил неточности, что-то писал сам.

При нем Свято-Троицкая Сергиева лавра осаждалась поляками

Осада Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Литография. 1852 г

Трудно сказать, какой период для Лавры был тяжелее: времена СССР, когда она была какое-то время закрыта и стала музеем, или этот – 16-месячной блокады. Осада началась в сентябре 1608 года, на третий год Патриаршества Ермогена. Поляки не только блокировали все подступы к Лавре, но регулярно предпринимали попытки штурма и постоянно обстреливали ее. Внутри стен бушевали болезни. К концу зимы из более чем 2000 насельников в живых осталось 200. Блокада была снята следующей зимой, в январе 1610 года, русскими войсками под предводительством Михаила Шуйского, брата Василия Шуйского.

Пожалуй, это была последняя славная страница в истории этого рода. Михаил в том же году умер, а сам Василий Шуйский после очередного поражения от польских войск был свержен. В июне 1610 года власть оказалась в руках правительства, состоявшего из семи бояр – семибоярщины.

Вдохновлял на борьбу с поляками

Договор с поляками семь бояр подписали уже к концу лета. Согласно ему, королем России становился польский царевич Владислав IV. Таким образом, бояре рассчитывали, с одной стороны, защититься от войск Лжедмитрия II, а с другой, полагали, что Россия все же сохранит за собой автономию и не станет лишь «частью Речи Посполитой».

Патриарх Ермоген отказывается подписать грамоту
поляков о роспуске ополчения
(П. Чистяков. 1860 год)

Патриарх Ермоген никогда не был сторонником власти бояр. Вместо них или польского царевича он предлагал на должность государя Михаила Романова. В конечном итоге он согласился признать Владислава Сигизмундовича царем, но при условии, что того крестят в Православие, а польские войска покинут Россию. Поляки не согласились.

Патриарх понял, что русский народ окончательно был брошен на откуп иноверцам, и начал писать воззвания и грамоты, призывая его на борьбу и восстания. Он продолжал рассылать письма и какое-то время из заточения, куда был отправлен в декабре 1610 года. Вдохновленные его грамотами, восстание подняли москвичи под предводительством Кузьмы Минина и князя Димитрия Пожарского. За пределами столицы тоже собирались ополчения. Польские власти уже открыто угрожали Патриарху смертью и в конце концов в 1612 году заморили святителя голодом.

До освобождения России Патриарх Ермоген не дожил чуть больше года. Польское иго было сброшено в 1613 году. Тогда же на Руси воцарилась династия Романовых во главе с Михаилом Романовым, которого когда-то святитель предлагал на престол...

Мощи святителя хранятся в Успенском соборе Кремля

В 1652 году при Патриархе Никоне мощи священномученика были перенесены в Успенский собор Кремля, где они хранятся и поныне в юго-западном углу, слева от входа.

Канонизирован святитель был в 1913 году при императоре Николае II, который сам, как и святитель, принял позже мученическую смерть.

А 100 лет спустя, в 2013 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла большой памятник святому был воздвигнут у стен Кремля в Александровском саду.

Тропарь священномученику Ермогену

глас 4
Российския земли первопрестольниче
и неусыпный о ней к Богу молитвенниче,
за веру Христову и паству твою душу свою положив,
страну нашу от нечестия избавил еси.
Темже вопием ти:
спасай нас молитвами твоими,
священномучениче Ермогене, отче наш.

Кондак священномученику Ермогену

глас 6
Темницею и гладом изнуряем,
даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,
малодушие от сердец людей твоих отгоняя
и на общий подвиг вся призывая.
Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,
да вси зовем ти:
радуйся, заступниче Российския земли.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить