Торжество Православия

Петр Селинов

В первую неделю Великого поста, а точнее, в первое его воскресенье, православные отмечают Торжество Православия. Это особый праздник, который Церковь установила в память о победе над иконоборчеством, ставшим, по сути дела, победой над всеми ложными вероучениями.

Как причудливо порой переплетаются судьбы людей! Двенадцать столетий назад Господь Бог соединил узами брака византийского императора Феофила и прекрасную армянку Феодору из рода Мамиконянов. Поразительный союз! Муж  иконоборец, жена  христианка, защитница и почитательница святых икон. Кстати, их браку предшествовала интересная история, связанная со смотринами невесты. Молодому императору предстояло выбрать себе жену из нескольких самых красивых женщин его великой империи. В знак окончательного решения Феофил должен был вручить будущей невесте золотое яблоко. Поначалу императору приглянулась девушка по имени Кассия. Говорят, что пораженный ее красотой, Феофил остановился, долго на нее смотрел, а потом молвил: «Чрез женщину зло излилось на землю». На что Кассия поспешила с ответом: «Но и чрез женщину бьют источники лучшего». Уязвленный ее стремлением оспорить его слова, Феофил отдал золотое яблоко Феодоре. Так, видно, рассудил Господь.

Казалось бы, два христианина соединились в браке, но сколь велика была пропасть, лежавшая между ними! Император-иконоборец Феофил продолжал дело своего отца императора Михаила II, тоже иконоборца, но, говорят, взялся за него с еще большей яростью: казнил, ссылал, отправлял в тюрьмы всех, кто почитал святые иконы.

Год спустя после венчания с Феодорой, в 832 году, император Феофил даже издал специальный указ, запрещающий любое почитание икон. Анонимный византийский историк, известный нам сегодня под странным именем «Продолжатель Феофана», так описывал гонение за почитание святых икон при императоре Феофиле: «И замыслил тиран изничтожить всех, кто рисовал божественные лики, и вот те, кто предпочел жизнь, должны были плюнуть на икону словно на какую рухлядь, сбросить на пол святое изображение, топтать его ногами и таким образом обрести спасение…» Кстати, исполнение императорского указа взял на себя Патриарх Константинопольский Иоанн Грамматик, прозванный в народе Волшебником. По его распоряжению по всей Византии закрывались монастыри, а сами монахи подвергались гонениям и тюремному заключению.

А что Феодора? С детства привыкшая молиться перед святыми иконами, она была вынуждена теперь прятаться от собственного супруга. Святые иконы она скрывала под одеждой и в потайных ларцах на женской половине дворца. Надо отдать ей должное: даже под боком у ярого мужа-иконоборца царица Феодора сумела воспитать своих детей в иконопочитании.

Здесь, вероятно, следует сделать небольшое отступление и, не вдаваясь в объяснение причин, сказать, что война со святыми иконами к моменту брака Феофила и Феодоры шла на протяжении уже почти ста лет. Первым, кто начал иконоборчество, был византийский император Лев III: в 730 году он запретил любое почитание икон. По его приказу тысячи и тысячи икон, фресок, мозаик и изваяний святых во многих храмах были уничтожены. Позднее на Соборе 754 года иконоборчество получило официальную поддержку. Правда, ненадолго: в 787 году благодаря активной поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV, Седьмой Вселенский собор отменил решение собора 754 года и утвердил догмат иконопочитания, который свято соблюдали императоры, правившие после нее… Пока на византийский престол не взошел Лев V Армянин, который с новой силой яростно повел войну против иконопочитания.

Такова была ситуация в середине IX века. Неизвестно, как долго продолжалась бы вторая волна иконоборчества, если бы император Феофил вдруг не умер. Он умер почти совсем молодым, в возрасте 29 лет. После смерти Феофила власть перешла к его сыну Михаилу III, а царица Феодора стала при нем регентшей.

Целый год ушел у царицы Феодоры на то, чтобы вернуть в Византию православное учение. Сначала по ее инициативе состоялся Константинопольский Собор 842 года. На нем был зачитан и одобрен томос (указ Предстоятеля Православной Поместной церкви), восстанавливающий почитание икон, подтверждающий законность всех семи Вселенских Соборов и подвергающий анафеме (отлучению от Церкви) иконоборчество.

Царица Феодора добилась смещения Патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика и способствовала тому, что в марте 843 года новым Константинопольским Патриархом был избран Мефодий  исповедник, много пострадавший за святые иконы. Некогда он был архидиаконом Патриарха Никифора, также сильно пострадавшего за иконопочитание. Избрание Патриархом Мефодия чрезвычайно воодушевило православных Константинополя.

Кстати, на Константинопольском Соборе 842 года император-иконоборец Феофил не был предан анафеме. По личной просьбе императрицы Феодоры, рассказавшей, что накануне своей кончины Феофил раскаялся в ереси и даже целовал принесенную ею икону; императору-иконоборцу было даровано отпущение его страшного греха. Кстати, существует церковное предание, повествующее о том, что сначала Патриарх Мефодий заколебался, не зная, как ответить на просьбу царицы Феодоры. Чтобы принять верное решение, он написал на пергаменте имена всех императоров-иконоборцев (в том числе и Феофила) и положил в алтаре храма Святой Софии. И в ту же ночь увидел во сне Ангела, который возвестил Мефодию, что Бог простил императора. А утром, взяв с алтаря пергамент, Патриарх увидел, что место с именем Феофила стало белым. Патриарх Мефодий расценил это как знак прощения свыше.

В первое воскресенье Великого поста (по одним данным, это было 11 марта 843 года, по другим  19 февраля) царица Феодора устроила торжественное шествие по Константинополю с иконами в руках. Это стало свидетельством победы Православия над всеми лжеучениями, а святые иконы в руках верующих подтверждали догмат об иконопочитании. Как объявила сама царица, «кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

В книге «Жизнеописания византийских царей» все того же византийского историка Продолжателя Феофана это событие описано так: «Получив Церковь, они отдали Святейшему Мефодию чин первосвященства, и в первое воскресенье святого поста вместе с самой госпожой совершили Всенощное песнопение в святом храме Богородицы во Влахернах, а утром с молениями отправились в Великий храм Слова Божия. И восстановила Церковь свою красу, ибо вновь стали непорочно совершаться Святые Таинства. И расцвела Православная Церковь, и обновилась подобно орлу согласно Писанию, а все еретики во всей Вселенной подверглись унижению вместе с ересиархом».

И наконец в XI веке сложился особый чин Торжества Православия. С тех пор каждый год в первое воскресенье Великого поста после торжественной процессии с иконами в храме читается Синодик Православия, в котором перечисляются различные учения, искажающие суть Православной веры, с анафемствованием (отлучением от Церкви) каждого лжеучения, а также торжественно поминаются усопшие благочестивые поборники Православия  императоры и Патриархи. Завершается этот чин пожеланием «Многая лета» всем здравствующим православным во главе с царями и Патриархами.

В заключение мне хотелось бы указать на особую роль святых женщин, таких, как святая блаженная царица Феодора, святая царица Ирина, святая равноапостольная царица Елена, которые во все века смиренно и в то же время смело и настойчиво защищали свою веру.


 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить