Митрополит Иона: путь к независимости Церкви

30 лет он фактически возглавлял Русскую Церковь. Защищая православие, боролся против папской унии, помогал великому князю Василию II в укреплении границ русских земель и фактически стал первым независимым главой Русской Церкви. 13 апреля (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает память святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.

Дату рождения будущего митрополита Московского и всея Руси историки указывают весьма условно – 1390-е годы. Место рождения – село Одноушево близ Солигалича в глухих Костромских лесах Галичского княжества. Согласно древним легендам, Галичский князь Федор Семенович нашел в дебрях леса на берегу реки Костромы соляные источники и решил основать здесь поселение и монастырь. Так возникли городок Солигалич («Соль Галичская») и близ него Воскресенский монастырь.

Так вот, в семье местного благочестивого землевладельца Феодора Одноуша родился мальчик, которому Господь уготовил особую миссию – вести борьбу с папскими униатами за независимость Русской Православной Церкви. Больше, к сожалению, мы ничего не знаем ни о родителях будущего святителя, ни о том, как прошло его детство. Известно лишь то, что уже в раннем возрасте мальчик вступил на дорогу, которая ведет к Богу: когда ему исполнилось 12 лет, он принял монашеский постриг в монастыре близ города Галича.

В этой обители он провел несколько месяцев, а потом перешел в знаменитый Симонов Успенский монастырь в Москве, основанный племянником преподобного Сергия Радонежского, преподобным Феодором. В монастыре будущий святитель Иона исполнял послушание в пекарне. Рассказывают, как однажды Симонов монастырь посетил тогдашний митрополит Московский Фотий. Пообщавшись с настоятелем и братией, он вдруг изъявил желание пройтись по территории обители и благословить иноков, занимающихся монастырской работой. В пекарне митрополит Фотий увидел мальчика (это и был Иона), который, устав от трудов, задремал на мешке с мукой. При этом правая рука заснувшего инока был согнута в благословляющем жесте. Митрополит Фотий попросил не будить мальчика, долго вглядывался в его лицо, потом благословил его, а окружающим сказал, что в будущем этот инок станет великим святителем Русской Церкви.

Шли годы – за время пребывания в монастыре Иона духовно вырос. В 1431 году, когда ему уже исполнилось 40 лет, митрополит Фотий поставил его епископом Рязанским и Муромским. Все годы своего служения в Рязанской епархии епископ Иона активно занимался миссионерством и, как говорит летопись, «многих неверных обратил к Богу».

 .
Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси

Митрополит Фотий очень высоко ценил Иону, считал своей правой рукой и не раз называл своим преемником. А потому вполне закономерно, что, когда 2 июля 1431 года митрополит Фотий отошел ко Господу, обязанности главы Русской Церкви фактически принял на себя епископ Иона.

Хотя уже год спустя на Руси его будут официально именовать «нареченным в Святейшую митрополию Русскую», но формально митрополиту Ионе требовалось получить одобрение Константинопольского Патриарха.

...Здесь нам следует взять небольшую паузу и напомнить читателям некоторые исторические нюансы того времени. Постоянные и многочисленные распри и неразбериха царили в те века как на русских землях, так и на сопредельных территориях. Русские князья, литовские князья, татарские ханы и польские короли – все они жаждали власти и земель. А потому непрерывно враждовали друг с другом: сыновья и братья, дяди и племянники при каждом удобном случае нападали на родных и чужих, заключали перемирия и военные союзы, потом бывшие друзья становились врагами и начинались новые сражения. При том, что русские князья фактически владели своими землями и даже передавали их родственникам по своему желанию или в наследство, они не были самостоятельными и независимыми. Право на управление княжеством, так называемый ярлык, русскому князю выдавали в Орде, куда князья были вынуждены периодически приезжать, привозя с собой богатые подношения очередному хану.

И Русская Церковь на тот момент тоже не была самостоятельной – благословение на окормление верующих на территории Киевского княжества и всей Руси русским митрополитам лично предоставлял Константинопольский Патриарх. Вот и выходило так, что митрополиту Ионе предстояло ехать к Патриарху в Константинополь за благословением на русскую кафедру.

А вот дальше происходят события, которые в конце концов приведут Русскую Церковь к автокефалии. Как известно, любые обстоятельства не случайны, а определяются Господом. Начнем с того, что в момент, когда Иона взял на себя фактическое управление митрополией, он никак не мог отправиться в Константинополь к Патриарху за благословением: очередная княжеская грызня за власть привела к тому, что Московский князь Василий II Темный и его дядя, князь Звенигородско-Галичский Юрий Димитриевич, не договорившись между собой, кому управлять Московским княжеством, отправились на ханский суд в Орду за ярлыками. Поездка в Орду – дело хлопотное, трудное, опасное и, главное, долгое. А без грамоты князя митрополит Иона никак не мог ехать в Константинополь. Вот и пришлось ему дожидаться возвращения князя.

Этим воспользовалось Великое княжество Литовское, где на тот момент полыхала гражданская война за княжеский трон. Одну сторону представлял князь Свидригайло, лидер так называемой «русской» православной партии, опиравшийся на русско-литовских уездных князей и стремившийся закрепить православие в границах Литовского княжества, другую – князь Сигизмунд, лидер литовской католической партии, жаждавший союза с Польшей и установления католицизма на территории княжества.

Князь Свидригайло, узнав о смерти митрополита Фотия, решил заполучить Московскую и Киевскую митрополию и поспешил отправить в Константинополь к Патриарху Иосифу II для посвящения в митрополиты, как говорится, «своего человека» – епископа Смоленского Герасима. И надо сказать, что в этом деле Свидригайло преуспел – Патриарх Иосиф быстро благословил епископа Герасима на русскую кафедру… Правда, как оказалось, ненадолго.

Вернувшись из Константинополя, православный митрополит Герасим вдруг взял да и переметнулся в католики и за спиной князя Свидригайло стал договариваться с Папой Римским. Свидригайло такого предательства не стерпел и приказал казнить отступника – в 1435 году Герасима сожгли.

Встал вопрос: кому быть следующим митрополитом Киевским и всея Руси?

 .
Великий князь Московский Василий II Темный

Узнав о страшной смерти митрополита Герасима, в Константинополь за благословением на Русскую кафедру и с грамотой от князя Василия II (который к тому моменту вернулся из Орды с ярлыком на управление Московским княжеством) отправляется епископ Иона. Но, прибыв в столицу Византийской империи, он узнает, что Патриарх Иосиф II вновь поспешил и назначил митрополитом Киевским и всея Руси греческого монаха Исидора. Такое положение сильно огорчило епископа Иону и разозлило князя Василия II, который даже написал о своем недоумении Константинопольскому Патриарху: «Не вемы же убо, за какое дело нашего прошениа не прияли… того нам епископа Иону на митрополию не поставили, и тому есмы невмале подивились, что ради нашего посланиа, или свое высочайшее поставише, тако сотвориша». Тем не менее, с решением Константинопольского Патриарха всем пришлось смириться, впрочем, как показали дальнейшие события, тоже ненадолго…

Дело в том, что Исидор был ярым приверженцем Папы Римского. А потому, пробыв короткое время при дворе князя Василия II, он отправился в Италию, где начал активно заниматься подготовкой Ферраро-Флорентийского Вселенского Собора, который был созван Папой Римским Евгением IV и утвержден византийским императором Иоанном VIII Палеологом.

Как известно, по результатам этого Собора и в соответствии с Флорентийской унией греческое духовенство признавало главенство Папы Римского и основные латинские догматы. К слову сказать, ряд митрополитов отказался подписать решение Собора, а Константинопольский Патриарх Иосиф II, активно поддерживавший унию, прямо там, во Флоренции, умер, не дожив до момента подписания окончательного документа. Но Исидор Флорентийскую унию подписал (за свою активность он даже был возведен Папой Римским в сан кардинала Римской Церкви), а по возвращении в Москву зачитал текст решения Флорентийского Собора прямо во время богослужения в Успенском соборе Кремля.

 .
Флорентийский Собор.
Иллюстрация из энциклопедии
«Liber Chronicarum» (XV в.)

Однако князь Василий II назвал решение Флорентийского Собора «богомерзким», а митрополита Исидора объявил еретиком. По приказу князя, Исидор был схвачен и должен был пребывать в Чудовом монастыре. Правда, вскоре Исидор из монастыря сбежал (как считают историки, Василий II не захотел ссориться с византийским императором и позволил Исидору бежать), тайно пересек границу Руси и добрался до Великого княжества Литовского. Два года спустя Собор Русской Православной Церкви отказался признать Флорентийскую унию и официально сместил Исидора с митрополичьей кафедры.

А 15 декабря 1448 года впервые в русской истории без согласия Константинопольского Патриарха Собор русских епископов посвятил епископа Рязанского Иону в митрополита Киевского и всея Руси. Это знаменовало автокефалию – независимость Русской Православной Церкви от Константинопольского Патриарха.

На последние годы служения митрополиту Ионе выпало немало трудов и забот. С одной стороны, он постоянно и активно поддерживал князя Василия II в делах по объединению разрозненных княжеств и укреплению границ Московского княжества и ради этого участвовал в различных переговорах с удельными князьями. С другой стороны, митрополиту Ионе пришлось немало потрудиться для защиты своей митрополии от посягательств католиков и тех византийцев, которые поддерживали униатов. Дело в том, что на Западе общерусским митрополитом продолжали официально признавать лишь Григория Болгарина, ученика уже упомянутого Исидора. Поддержку ему оказывали как Папа Римский Пий II, так и униатский Константинопольский Патриарх Григорий III Мамма, который и поставил Григория на Киевскую митрополичью кафедру.

Чтобы ослабить общерусскую митрополию, Пий II решил ее раздробить и с этой целью призвал короля Польского и Великого князя Литовского Казимира IV поддержать именно римского ставленника Григория. Трудно приходилось митрополиту Ионе в такой тяжелой обстановке, но он не падал духом и не сдавался. Он рассылал личные грамоты иерархам в северо-восточные и юго-западные епархии Руси и Литвы, а позже отправил в Литву специальное посольство во главе с игуменами Троице-Сергиева монастыря Вассианом и Кириллова-Белозерского монастыря Кассианом.

Понимая, что новый Константинопольский Патриарх Митрофан II окончательно перешел на сторону католиков-униатов, для сохранения православия в границах Руси митрополит Иона совершил свой самый главный поступок. По его предложению и при поддержке князя Василия II в декабре 1459 года в Москве состоялся Собор Русской Православной Церкви. На нем епископы северо-восточных епархий однозначно отвергли Григория Болгарина и подтвердили свою верность митрополиту Ионе. Кроме того, на Соборе было принято решение о праве Великого князя Московского утверждать митрополита Московского, выбранного Собором русских епископов. Вот как это было записано: «…митрополит поставлен будет по избранию Святого Духа, и по святым правилам святых апостол и святых отец, и по повелению господина нашего великого князя (имярек), русского самодержца». Этими словами о фактической независимости начиналась новая глава в истории Русской Православной Церкви.

Много трудностей и испытаний выпало на долю митрополита Ионы, но он с достоинством выполнил миссию, возложенную на него Богом. За свое служение он получил от Господа дар чудотворения и прозорливости, и немало людей по его молитвам исцелилось от недугов.

Через два года после Собора, 31 марта 1461 года, первый независимый митрополит Киевский и всея Руси Иона отошел ко Господу и был погребен в Успенском соборе за левым клиросом. Год спустя, 27 марта 1462 года, умер и Великий князь Московский Василий II Темный. Он завершил процесс создания независимого Московского княжества, в то время как его верный единомышленник, митрополит Иона, положил начало независимости Русской Православной Церкви.

 .

...29 мая 1472 года при возведении нового Успенского собора были обретены нетленные мощи святителя Ионы. На Соборе 1547 года митрополит Иона был канонизирован и стал одним из четырех угодников, причисленных к лику святых как «великие чудотворцы». А в 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе Московских святителей.

Подготовил Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить