Благословенные родители. Вспоминаем преподобных Кирилла и Марию Радонежских

Известно, что Игумен земли Русской и всея России чудотворец преподобный Сергий Радонежский завещал паломникам, направляющимся в Свято-Троицкий монастырь, «прежде, чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». 31 января (по новому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных Кирилла и Марию Радонежских. Но прежде, чем отправляться в Покровский Хотьков монастырь, где главной святыней являются мощи преподобных Кирилла и Марии, давайте побываем и в двух других местах, связанных с их именами.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители святого Сергия

Ростовское княжество

О преподобных Кирилле и Марии, к сожалению, известно совсем немного. Дошедшие до нас сведения сохранились во многом благодаря труду ученика преподобного Сергия Радонежского Епифания Премудрого, составившего житие Игумена земли Русской.

Первое место, с коим была связана жизнь Кирилла и Марии, это знаменитое Ростовское княжество, которое на протяжении трех столетий (с XIII по XV века) являлось частью Великого Владимирского княжества с центром в городе Ростове. В 4 километрах от Ростова на берегу реки Ишни близ села Варница (название произошло от местных варниц, где варили соль) находилось богатое поместье знатного русского боярина Кирилла и его благочестивой жены Марии.

Исследователи полагают, что боярин Кирилл вел свою родословную от варяжского воина по имени Шимон. Это весьма и весьма примечательное имя. Шимон был внуком правителя Норвегии Эйрика Хаконссона и правнуком знаменитого Свена Вилобородого, короля Дании, Норвегии и Англии. Он принял христианство и, оставив Скандинавию, направил свой боевой драккар в сторону Древней Руси, где верно служил сначала князю Ярославу Мудрому, а позже его сыну Всеволоду. Согласно древним летописям Шимон преподнес Киево-Печерской лавре великий дар – большое распятие со Спасителем, украшенное золотым венцом и золотым поясом, некогда привезенное его предками из Византии. Можно с уверенностью сказать, что в жилах боярина Кирилла и трех его сыновей текла кровь великих скандинавских королей и храбрых варяжских воинов.

О происхождении Марии, матери будущего игумена Сергия, известно меньше. По одним источникам, она происходила из семьи простых русских крестьян, согласно другим была родом из знатных татар, крестившихся и осевших в Ростове.

Хотя Кирилл был боярином богатым и знатным и имел дом в Ростове, супруги предпочли жить в своем имении близ села Варница. Кирилл и Мария были благочестивыми христианами, посещали храм, строго соблюдали все посты, много молились, помогали неимущим, их дом был постоянно открыт для калик перехожих (так на Руси называли странников). И своих детей Стефана, Варфоломея и Петра родители воспитали в христианской вере и любви к Богу. Сыновья подрастали, учились грамоте, читали Священное Писание.

В «Житии Сергия Радонежского» рассказывается о том, как Господь подал Кириллу и Марии знамение, что один из их сыновей станет избранником Божиим. Как обычно, в воскресный день благочестивая Мария, которая как раз ожидала рождения второго ребенка, оправилась в церковь на Литургию. И там трижды по ходу богослужения перед чтением Святого Евангелия, когда начали петь Херувимскую песнь и когда священник возгласил: «Вонмем! Святая святым!» – младенец в ее чреве трижды вскрикнул да так громко, что к Марии подбежали другие женщины, думая, что ребенок по какой-то причине кричит у нее на руках.

Мария рассказала об этом явлении своему мужу, и супруги поняли, что это – знамение Божие. А вскоре родился мальчик, которого нарекли Варфоломеем в честь ученика Христа апостола Варфоломея. Кстати, это имя в переводе означает «сын радости», и второй сын стал настоящей радостью для своих благочестивых родителей.

Кирилл, будучи знатным боярином, состоял на службе у ростовских князей: сначала у князя Ростовского и Углицкого Константина Борисовича, позже у его сына Василия Константиновича. Не раз приходилось боярину Кириллу сопровождать князя в Золотую Орду. Дело это было невероятно опасное – немало русских князей и бояр сложили свои головы в Орде. Каждый раз, когда боярин Кирилл отправлялся с князем к татарам, родные провожали его как в последний путь. Но Господь хранил Кирилла.

Беда пришла, откуда ее и не ждали… Спокойная и размеренная жизнь семьи рухнула. И виной тому были не татары, а внутренние распри русских князей. Когда Ростовское княжество оказалось под властью Московского князя Ивана Калиты, тот направил в Ростов своим наместником одного из своих любимцев московского сановника Василия Кочеву. Тот сильно не любил ростовчан, потому стал активно притеснять знатных ростовских людей, отнимая у них имущество и земли. Пострадал от наместника и боярин Кирилл. К тому же в этот период случились неурожайные годы. В результате Кирилл разорился и обнищал… И не пожелал он больше оставаться в ростовских землях, где долгое время жил в богатстве и почете.

Кирилл принял решение покинуть Ростовское княжество и отправиться… в княжество Московское, в село Радонеж, что находилось в 50–60 верстах от Москвы. Почему именно туда? Во-первых, в Москве жил близкий родственник Кирилла Протасий Вельяминов (летописи называют его «тысяцкий Протасий»). Во-вторых, село Радонеж, как и ряд соседних земель, Московский князь Ивана Калита передал в удел своему младшему сыну князю Андрею, а тот, чтобы наполнить свои земли людьми, предложил переселенцам различные льготы и преференции.

Вот и решил боярин Кирилл начать жизнь сначала на новом месте. А в селе Варница, где некогда находился родной дом Кирилла, Марии и их детей, теперь стоит знаменитый Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Село Радонеж

Как считают исследователи, село Радонеж на реке Паже, расположившееся в 55 километрах к северо-востоку от Москвы, возникло в XI веке. Некий богатый житель Великого Новгорода по имени Радонег основал здесь крепость-поселение. И назвал ее Радонеж, как бы указывая на то, что эта крепость-поселение принадлежит ему, Радонегу.

На протяжении всей своей истории село несколько раз меняло название: село Радонеж превратилось в село Радонежское, потом стало Радонежским городком, а после поселение и просто стали звать Городком. Уже в наше время, в 1989 году, ему вернули древнее и исконное имя Радонеж.

Вот в это небольшое селение в 1328 году и перебрался с родными боярин Кирилл. К слову сказать, разные исследователи называют разные даты переезда родителей Сергия Радонежского: 1329, 1332, 1335 и даже 1340 годы. Это связано с тем, что не установлена точная дата рождения отрока Варфоломея, будущего Игумена Радонежского. Поэтому ученые и продолжают гадать, сколько лет будущий Игумен земли Русской прожил в имении под Ростовом до момента переезда его родителей в Радонеж.

С переездом и обоснованием на новом месте, как уже упоминалось, Кириллу помог его близкий родственник, один из ближайших и доверенных подвижников Московского князя Ивана Калиты боярин и московский тысяцкий Протасий Федорович из рода Вельяминовых, своей родословной восходивший к общему с боярином Кириллом предку – сыну и внуку скандинавских королей варягу Шимону.

В Радонеже Кирилл и Мария поселились близ церкви Рождества Христова. Конечно, будучи знатным человеком, Кирилл мог бы рассчитывать получить от князя поместье, но по причине преклонности лет он уже не в силах был служить князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан.

На тот момент и Стефан, и самый младший Петр были уже женаты. И лишь Варфоломей, с детских лет избравший себе иную дорогу – к Богу, просил родителей дать ему благословение на иноческий подвиг. Кирилл и Мария, зная глубокую любовь сына к Богу и его сильное желание принять монашеский постриг, Варфоломею не отказывали, но попросили немного подождать – трудно им был одним в старости. На момент пребывания в селе Радонеж Кириллу было где-то 75–80 лет. «Подожди, – просили своего среднего сына Кирилл и Мария, – скоро отойдем мы ко Господу, похоронишь нас и тогда благословляем тебя идти в монастырь». Варфоломей покорился и до времени остался жить с родителями.

Покровский Хотьков монастырь

Прошло еще несколько лет, и Кирилл с Марией приняли решение уйти в Покровский монастырь, что находился в селе Хотькове, в верстах в трех от села Радонеж.

О монастыре впервые упоминается в летописях в 1308 году. Известно, что Покровский Хотьков монастырь в те века был мужеско-женским. Поэтому Кирилл и Мария могли вместе уйти в эту святую обитель, где они приняли сначала монашеский постриг, а затем и схиму. В эту обитель чуть раньше ушел их старший сын Стефан. Когда умерла его жена Анна, он оставил своих детей на воспитание в семье младшего брата Петра, а сам принял монашеский постриг, остался жить в Покровском монастыре и вместе с Варфоломеем ухаживал за родителями до самой их смерти.

Кирилл и Мария отошли ко Господу почти в одно и то же время – в 1337 году, благословив сына Варфоломея на иноческий подвиг. Стефан и Варфоломей похоронили своих родителей в Покровском монастыре.

Известно, что много чудес совершилось на могиле преподобных Кирилла и Марии, так что их даже стали называть Хотьковскими чудотворцами. После революции Хотьковскую обитель большевики закрыли и разрушили, но рабочие позволили прихожанам перезахоронить мощи Кирилла и Марии на монастырском кладбище.

В 1989 году святая обитель вновь стала действующей, и сегодня здесь располагается Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а мощи возвращены в Покровский собор монастыря. 3 апреля 1992 года, когда праздновалось 600-летие со дня представления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. И сегодня, помня завет Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, паломники по пути в Троице-Сергиеву лавру заезжают в Хотьковскую обитель, чтобы поклониться святым мощам его благочестивых родителей преподобных Марии и Кирилла.

Молитва преподобным Кириллу и Марии,
родителям преподобного Сергия Радонежского

О раби Божии схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Тем же и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Петр Селинов


 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить