Богородица «Старорусская»: загадки древней иконы

Интересно, многие ли верующие знают икону Божией Матери, которая именуется «Старорусская»? А между тем эта икона считается самой большой выносной иконой в мире (!): 272 см в высоту и 202 см в ширину. 1 октября (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает праздник, посвященный возвращению древней иконы на родину – в город Старая Русса. Немало загадок ореолом таинственности окружает именно этот лик Пресвятой Богородицы. О некоторых загадках «Прихожанин» решил рассказать своим читателям.

Загадка № 1. Происхождение чудотворной иконы

Старая Русса – древний и уютный город, расположившийся в 100 километрах от Великого Новгорода близ озера Ильмень, где река Порусья впадает в реку Полисть. Когда появился этот город, неизвестно, археологи спорят о IX-X веках, но возможно здешнее поселение значительно древнее. Многие исследователи подчеркивают, что, согласно древнему «Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске», этот город был назван в честь легендарного героя по имени Рус. Если верить этому древнему источнику, два легендарных брата, своей родословной восходящие к сыну Ноя – Афету и являющиеся прямыми потомками князя Скифа, основали по берегам озера Ильмень два поселения и назвали их в свою честь – Словенск Великий (позже ставший Великим Новгородом) и Русу.

К слову сказать, до середины XVI века город так и назывался – Руса. Потом к названию прикрепилось слово Старая, указывающее на древность этого города, и чтобы можно было отличать от других поселений, которые назывались Новая Руса. Позже, уже в XIX-XX века, в слове Руса появилась и вторая буква «с», и город стал именоваться на привычный нам сегодня манер – Старая Русса.

Древний город Старая Руса

Первая загадка, касающаяся иконы Пресвятой Богородицы «Старорусская», связана с ее появлением в городе. Существуют две версии. Согласно первой, икона, написанная византийскими иконописцами, поначалу находилась в древнегреческом городе Ольвиополь близ Херсонеса. Но, когда в 1470 году на Византию напали турки и крымские татары, жители города, боясь, что икона подвергнется поруганию со стороны иноверцев, решили отправить ее к православным русам, в город с таким же названием. Преодолев почти полторы тысячи километров, икону привезли в Русу и поместили в Спасо-Преображенском монастыре. 

Согласно второй версии, эта икона Божией Матери якобы впервые появилась в селе Выдропужске (Выдропусске), где жители молились ее образу в храме святого великомученика Георгия Победоносца. А уже из этого села икону якобы ненадолго перевезли в Русу, где она и осталась.

Обе эти версии несколько озадачивают. Если верить первой, то не совсем понятно, зачем надо было отправлять святую икону в столь дальний путь, как говорится, «за тридевять земель». В этом случае оставалось весьма мало шансов, что икона когда-нибудь вернется обратно в Ольвиополь. Если же говорить о второй версии, то возможно в этом случае могла произойти банальная путаница, потому что в селе Выдропужске была своя знаменитая чудотворная икона – «Одигитрия» Божией Матери «Выдропусская», внешне очень похожая на икону Богородицы «Старорусская». Так что тайну настоящего происхождения этой иконы мы, вероятно, никогда и не раскроем.

 Загадка № 2. Тяжба двух городов

Вторая загадка связана с великой тяжбой, которая возникла между двумя городами – Русой и Тихвином, – на предмет, кому владеть этой чудотворной иконой.

У этой тяжбы есть своя предыстория. В 1570 году в Тихвине и его окрестностях вспыхнуло страшное моровое поветрие. И тогда тихвинцы обратились с нижайшей просьбой к жителям Старой Русы дать им святую икону, чтобы с ее помощью победить страшную эпидемию. В качестве временной замены тихвинцы предлагали копию своей знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери. Рушане (жители Русы) согласились отдать свою святыню на время.

Когда древнюю икону Божией Матери доставили и обнесли вокруг города Тихвина и ближайших сел и деревень, страшный мор действительно прекратился. Тихвинцы обрадовались, что Пресвятая Богородица спасла их город от эпидемии и решили… не возвращать в Старую Русу эту чудотворную икону, а оставить ее себе. И поместили «Старорусскую» икону Богородицы в Успенском соборе Тихвинского монастыря рядом со своей драгоценной реликвией – Тихвинской иконой. Вот и получается, что тихвинцы отплатили рушанам за доброту черной неблагодарностью.

Жители Старой Русы ждали, ждали, когда же их святыня вернется в родной город, и это ожидание растянулось почти на 200 с лишним лет. Когда же, по прошествии столь длительного срока, они, наконец, осознали, что жители Тихвина не намерены отдавать чужую реликвию, они решили обратиться за помощью к властям. И в 1805 году стали активно ходатайствовать, прося высшие государственные и церковные власти вмешаться в этот спор и помочь вернуть чудотворную икону обратно в Старую Русу.

К кому только за поддержкой они ни обращались! К митрополиту Новгородскому Амвросию (Подобедову), к епископу Старорусскому Евгению (Болховитинову), в Святейший Синод и даже к императору Николаю  I. Рушане даже обещали, что предоставят жителям города Тихвина взамен точную копию со святой иконы, украшенную золотом и драгоценностями. Но всё было напрасно. И император, и Священный Синод подтверждали, что данная икона Богородицы, несомненно, является собственностью жителей Старой Русы, но тихвинцы держались упрямо: не отдадим ее – и точка!

Великий князь Владимир Александрович

Восемьдесят с лишним лет длилась эта тяжба двух городов, пока, наконец, очередное прошение жителей Старой Русы не попало на стол к великому князю Владимиру Александровичу, третьему сыну императора Александра II. Когда-то князь отдыхал на старорусском курорте, и ему там чрезвычайно понравилось, а потому он решил поддержать прошение рушан.

В итоге 7 мая 1888 года император Александр III утвердил свое решение с приказом вернуть чудотворную икону обратно в Старую Русу. 24 августа 1888 года сто с лишним жителей Старой Русы отправились в Тихвин за свой святыней. Взамен, как и обещали, рушане привезли точную ее копию с равноценными украшениями.

К слову сказать, чтобы изготовить эту копию и богато украсить ее золотом и драгоценностями, жители Старой Русы в кратчайшие сроки собрали гигантскую по тем временам сумму – 14 500 рублей серебром. 

Все 300 километров, что разделяют Старую Русу и Тихвин, рушане 18 дней (с 31 августа по 17 сентября) крестным ходом несли святыню на руках, совершая по пути благодарственные молебны. Подробное описание торжественного перенесения чудотворной иконы из Тихвина в Старую Русу оставил старорусский мещанин Петр Белянинов. Он, в частности, вспоминал, что, когда рушане выносили икону из храма, «поднялся сильный вихрь, он пообрывал штукатурку на барабане купола и бросил на крышу. Сломало большое дерево и загородило дорогу. Препятствие убрали староруссцы. На городской площади архимандрит монастыря отслужил молебен, во время которого неизвестно откуда появился белый голубь, сделал несколько кругов над иконой и улетел».

«Когда местные удалились, с великой радостью, – писал Петр Белянинов, – понесли мы святыню под пение певчих нашей Духовской церкви и любителей. Шли легко, словно летели, а над нами "Богородице прилежно ныне притецем...", "Пресвятая Богородица спаси нас" и прочие стихиры... И так 18 дней, из них 16 в пути среди несмолкаемого торжества. Крестными ходами повсеместно встречали и провожали святыню».

Спасо-Преображенский монастырь

Наконец 17 сентября (по старому стилю) 1888 года икона Божия Матерь «Старорусская» благополучно вернулась в родной город и была помещена обратно в Спасо-Преображенский монастырь. Вот как Петр Белянинов описывает этот последний торжественный день перехода: «17 сентября, суббота. В пять утра отворили храм, вынесли икону, приготовились к движению, когда подошел крестный ход из всех церквей Старой Руссы. В Дубовицах встречали: епископ, о. Владимир, вице-губернатор Морголи, предводитель старорусского дворянства князь Васильчиков, голова Клейнмихель, гласные Думы и земской Управы, все купечество, ремесленный голова Грачев и старшины цехов со значками. А всего не менее двадцати тысяч человек. До центральной площади шпалерами стояли Вильманстрандцы (имеется в виду солдаты 86 Вильманстрандского полка, квартировавшегося в Старой Руссе – Ред.).

Величественная икона как бы парила над многотысячной толпой. Колокольный трезвон плыл над городом. Чудное пение церковных хоров и звуки военного оркестра игравшего "Коль славен...", дополняли чарующую картину. На пути - зелень, поздние цветы. На стенах домов флаги, гирлянды. На торжественно украшенной площади икону поставили на особое возвышение против ц. Александра Невского. Отец Владимир с архимандритом о. Мардарием и другими отслужили молебен. По Крестецкой и Троицкой улицам с крестом и хоругвями прошествовали до Спасо-Преображенского монастыря, поставили святой образ Старорусской Божией Матери на место, которое она занимала более трехсот лет назад! Со всех колоколен продолжал литься торжественный звон, духовой оркестр играл с небольшими перерывами. До тысячи приезжих богомольцев обедали и ужинали за столами, накрытыми на берегу Полисти недалеко от древнего храма».

…А четыре года спустя, в 1892 году, в Старой Руссе на территории Спасо-Преображенского монастыря специально для иконы-хранительницы города был выстроен названный в ее честь храм – Церковь Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери.

 Загадка № 3. Почему отвернулся Христос?

А вот и третья загадка, самая, пожалуй, мистическая. Эта история произошла в 1787 году, за 100 лет до торжественного момента, когда рушане вернули свою святыню в родной город. Соборный староста Спасо-Преображенского монастыря в Старой Русе Иван Петрович Красильников, видя, что переговоры с тихвинцами ничего не дают, решил пойти другим путем – заказать копию чудотворной иконы.

Целый год нанятые им лучшие иконописцы жили в Тихвине и копировали образ Божией Матери. 4 мая 1788 года (кстати, 4 мая – второй праздник этой иконы, установленный в честь принесения копии святыни в Старую Руссу – Ред.) копию торжественно доставили в Старую Русу. Рушане крестным ходом под колокольный звон донесли ее до Воскресенского собора и поместили у правого клироса на второй колонне от западной стены.

Дальше происходит нечто поразительное и загадочное. Когда 100 лет спустя, в 1888 году, древний оригинал иконы Богоматерь «Старорусская», наконец, вернули жителям Старой Руссы, то оказалось, что чудотворная икона и ее копия совершенно не похожи друг на друга! Древняя икона, попавшая в Русу еще в XV веке, представляла собой «Одигитрию» и напоминала одновременно знаменитую Тихвинскую икону Божией Матери и Грузинскую Богородицу. А потому Младенец Христос на древней «Старорусской» иконе, находясь на левой руке Пресвятой Богородицы, обращал Свой взор к Матери Божией. На копии, написанной по заказу старосты Ивана Петровича Красильникова, Младенец Христос отворачивает Свой лик от Богородицы, в правой руке Он держит свернутый свиток, а левой благословляет.

Грузинская икона Божией Матери
Тихвинская икона Божией Матери

Жители Старой Русы дивились такому несовпадению, гадали, гадали о причинах такой перемены, но тайна измененного образа знаменитой чудотворной иконы так и осталась неразгаданной.

*                      *                      *

В советские времена обе чудотворные иконы были разорены. Большевики разграбили святыни и похитили золотые оклады и драгоценности: золота и серебра на 16 фунтов, китайский жемчуг, множество драгоценных камней: топазов, гранат, бирюзы, аквамаринов… Разграбив иконы, советская власть сами образа передала в Старорусский краеведческий музей.

Во время войны, когда немцы оккупировали Старую Руссу, древняя икона Богородицы «Старорусская» таинственным образом исчезла. Как таинственным образом она явилась за пять столетий до этого, так и исчезла. Очень вероятно, что прихожане решили спрятать ее в каком-нибудь потаенном месте: в самой Старой Руссе или в близлежащих деревнях. Там она, возможно, и хранится до своего нового явления.

Икона Старорусской Божией Матери
ныне почитаемый образ

А вот копия, заказанная старостой Иваном Красильниковым, сохранилась. Немцы, которые на первых порах пытались заигрывать с населением на оккупированной территории, разрешили выставить копию святыни в открывшейся церкви. Позже, в период горячих сражений, когда было принято решение об эвакуации гражданского населения, вывезли из города и икону. Три года она находилась в Михайловском храме в городе Дно в Псковской области, а в 1946 году ее вернули в родной город.

Церковь Георгия Победоносца

Тем паломниками, которые захотят поклониться этой святыне, надо съездить в Старую Руссу, на улицу Георгиевская, 26, где в церкви Георгия Победоносца в левом нефе находится главная хранительница древнего русского города Старая Русса чудотворная икона Божией Матери «Старорусская».

Петр Селинов


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить