«…Пойди и скажи господину твоему: Илия здесь»

2 августа Русская Православная Церковь отмечает память пророка Илии, который во все века особо почитался на Руси. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям главные и самые значительные факты из его жития.

Факт 1. Имя его означает «мой Бог – Господь»

Конечно, нам привычно называть великого библейского пророка, жившего в IX веке до Рождества Христова, Илией, хотя это не совсем правильно. На древнееврейском его имя звучит Элийяху, или сокращенно – Элийя. Сложная цепочка перевода на древнегреческий, потом на греческий, старославянский превратило Элийяху в Илию – имя, к которому мы привыкли, и по-другому к этому пророку  теперь и не обращаемся. Но мы должны знать и помнить, как великого пророка звали на его родине три тысячи лет назад.

Илия-пророк

Имя Элийяху с древнееврейского переводится как «мой Бог – Господь». Помните последние слова Иисуса Христа на кресте? В Евангелие от Матфея сказано: «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он» (Мф. 27, 46–47). Почти дословно то же самое написано в Евангелии от Марка, только слова Христа там чуть изменены: «Элои, Элои! ламма савахфани?» (Мк. 15, 34). И та же реакция окружающих: «Некоторые из стоявших тут услышавши говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его» (Мк. 15, 35–36). Теперь-то мы понимаем, что Христос, произнося имя Элийяху, обращался к Господу – «мой Бог».

Факт 2. «…Пеленали огнем и питали пламенем огненным»

Известно, что Илия родился в маленьком местечке Фисвы (часто это название произносят иначе: Тишби, или Тишбайт), которое располагалось, как считают исследователи, в 22 милях к югу от Галилейского моря среди Галаадских гор.

Буквально с младенчества главным символом Илии станет огонь. По церковному преданию, «когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». И выбор этого символа неслучаен. Господь определил пророку Илии  самую главную миссию: перед всем народом Израилевым ревностно защищать веру в истинного Бога, буквально огнем уничтожая языческое поклонение идолу Ваалу. И как родился Илия, питаемый «пламенем огненным», так и ушел, вознесшись на огненной колеснице на небо. 

Факт 3. «…И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа»

В 3-й Книге Царств Ветхого завета описывается, как самый преданный и ревностный последователь Бога пророк Илия по повелению Господню отправился к царю Ахаву и обвинил того в идолопоклонстве.

Пророк Илия обличает царя Ахава в идолопоклонстве

Царь Ахав правил Самарией 22 года. (Самария вместе со столицей, которая носила такое же название, в IX веке считалась Израильским царством.) Он женился на Иезавели, дочери сидонского царя Эфбаала, который был жрецом культа Ваала, и попал под ее сильное и разрушающее влияние. Иезавель унаследовала от отца нрав деспотичный, жестокий и кровожадный. Полностью подчинившись воли Иезавели, слабый царь Ахав установил в своем царстве культ Ваала-Астарты и заставил всех жителей царства поклоняться его идолу. Ревнители веры в истинного Бога были изгнаны из страны или убиты, а при дворе был учрежден многочисленный штат жрецов Ваала.

…Босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, пришел пророк Илия в Самарию и обличил Ахава в том, что он отступил от служения истинному Богу и отдал всё свое государство в поклонение идолу Ваалу. Пророк предрек царю, что за отказ от истинной веры и бесчестье царство Ахава постигнет страшное бедствие – засуха. И не будет земля давать плодов, а люди и скот будут умирать от жажды. Произнеся свое пророчество, Илия ушел из города и по повелению Господа  отправился в пустыню…    

…Имена Ахава и Иезавель в истории остались символами бесчестия. Пророк Илия предсказал им страшную смерть.

Смерть Ахава.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Смерть Иезавели.
Густав Доре

В 852 году до Рождества Христова во время сражения с сирийским царем Бенгададом II царь Ахав был убит случайной стрелой и, как было сказано пророком, «псы лизали кровь его».

Про Иезавель было предсказано, что «Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее» (4 Цар. 9, 10). Так и случилось. Когда помазанный на царство новый царь Ииуй вошел в столицу, он приказал выбросить ее из окон дворца: «…И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее. И пришел Ииуй, и ел, и пил, и сказал: отыщите эту проклятую, и похороните ее, так как царская дочь она. И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук. И возвратились, и донесли ему. И сказал он: таково было слово Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Илию Фесвитянина, сказав: на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели» (4 Цар. 9, 33–36).

Факт 4. «…воронам Я повелел кормить тебя»

…Уйдя в пустыню, Илия отправился к потоку Хорафа: «И было к нему слово Господне: Пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. <…> И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо повечеру, а из потока он пил» (3 Цар. 17, 2–6).

Пророк Илия и вороны

К сожалению, сегодня нельзя установить точное место, где протекал поток Хорафа. Что касается ворона, то он был избран Господом неслучайно. Известно, что во всем птичьем царстве ворон считается самой умной птицей. Кроме того, его не зря называют вещей птицей: ворон связывает мир небесный с миром земным, он знает и способен приносить людям вести (часто трагические) о том, что им предназначено. Но в случае с Илией ворон был главным посредником между Богом и пророком.

Факт 5. «…Встань и пойти в Сарепту Сидонскую»

Большую часть времени из трех лет, пока засуха сушила землю Израильскую, пророк Илия находился близ потока Хорафа. Но настало время, и поток высох.  И тогда Бог повелел Илии идти в селение Сарепта, что находилось  в царстве финикийского царя Сидона. В наши дни на месте этого селения находятся лишь разрушенные постройки и надгробия.

Хотя во времена Илии здесь тоже поклонялись идолам Ваала-Астарты, но по повелению Господа одна вдова должна была приютить и кормить пророка. Илия увидел ее, когда она собирала дрова. Когда пророк попросил ее приготовить ему еды, она ответила: «У меня нет ничего печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине» (3 Цар. 17, 12).

Пророк Илия у вдовы

Из этих остатков вдова собиралась приготовить себе и сыну немного еды и сказала, что всех их ждет скорая смерть. Пророк Илия успокоил ее, сказав, что еда еще будет, и обратился с молитвой ко Господу. «И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию» (3 Цар. 17, 15–16)

Пророк Илия оживляет сына вдовы

Находясь у вдовы в Сарепте, пророк Илия вылечил и ее сына, который заболел и умер от нежданной болезни.  Он обратился с молитвой к Господу, прося Его вернуть душе умершему юноше. «И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. <…> И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3 Цар. 17, 22–24).

Факт 6. «…и собрал всех пророков на гору Кармил»

На северо-западе Израиля находится горный массив – гора Кармель (в русском переводе Библии она носит название Кармил). Это название берет начало от слов «Керем-Эль» («виноградник Божий»), ибо много веков назад по всему склону горы рос виноградник.

Высшая точка горного хребта находится близ города Хайфы. А в северо-восточной части горы Кармель, в 27 километрах от Хайфы, на высоте 482 метра располагается место, которое называется «Мухрака» (в переводе с арабского «Огненное место»). Именно здесь произошло духовное сражение – иначе и назвать нельзя – между пророком Илией и пророками Ваала и Астарты.

Это сражение очень подробно описано в 18-й главе 3-й книги Царств. Напомним эти события вкратце: по истечению трех лет по повелению Господа пророк Илия вернулся в Самарию, в царство Ахава, где в это время царил страшный голод. Как оказалось, на протяжении всех этих трех лет Ахав искал Илию по всем народам и царствам, но не мог нигде найти. И вот пророк Илия вернулся сам и предложил Ахаву и всему народу разом решить вопрос, кому молиться и поклоняться: «И подошел Илия ко всему народу, и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18, 21).

Илия-пророк молитвой зажигает жертвенник

Дальше происходит  то самое знаменитое духовное сражение. Пророк Илия предложил пророкам Ваала устроить жертвенник и просить своего бога принять их жертву. Правила этого поединка были просты; они были сформулированы самим Илией и одобрены всем народом, стоящим на горе: «И призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо» (3 Цар. 18, 24).

Илия уступил жрецам Ваала право первого хода. Четыреста пятьдесят жрецов Ваала, обращаясь к своему богу, кричали и бесновались с утра до вечера, но так ничего и не произошло. После чего пророк Илия восстановил старый разрушенный жертвенник Господень, достроил его 12 камнями (по числу колен сынов Иакова), вырыл вокруг жертвенника ров и приказал трижды залить всё – и жертвенник, и дрова, и саму жертву – водой. А потом обратился к Богу: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог» (3 Цар. 18, 37–39)

Собственно на этом кончилось великое противостояние Илии с культом Ваала. Его жрецы были немедленно казнены, а народ обратился к истинному Богу. И даже Ахав раскаялся и признал, что заблуждался. Далее по молитве пророка Илии разверзлись небеса, и на сухую землю, не знавшую воды три года, хлынул долгожданный дождь.

Правда, к сожалению, пророку Илии вновь пришлось спасаться, потому что Иезавель, узнав от царя Ахава, что ее жрецы казнены, послала передать Илии, что убьет его так же, как он убил ее жрецов. Мудрый пророк не стал дожидаться смерти от рук Иезавели и ушел в пустыню.

Факт 7. «…И вошел он там в пещеру»

Если в сражении на горе Кармил пророк Илия чувствовал свою силу и уверенность в  своих действиях, то потом, в пустыни, им овладело отчаяние. Он считал, что мало сделал  для утверждения веры в Бога. И даже стал молить Господа о смерти. Но Ангел Господень принес ему еды, успокоил и сказал пророку, что он должен идти к горе Хорив, чтобы там услышать волю Божию.

Священную гору Хорив называют также горой Синай, или же горой Моисея, поскольку согласно ветхозаветному преданию на вершине этой горы Бог явился Моисею и вручил ему скрижали с десятью заповедями.

На северном склоне этой горы сегодня паломники могут увидеть и побывать в пещере пророка Илии. Там пророку, испытывающему смятение и отчаяние, Господь явился в виде легкого ветерка. Илия высказал Господу, что его мучает печаль, что все другие пророки, кроме него, погибли, и что весь народ израильский оставил заветы Бога и разрушил жертвенники, и что его самого ищут, чтобы убить.

Пророк Илия слушает голос Бога в пещере

Но Бог успокоил пророка, говоря: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей: всех сих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19, 18). Господь также сказал, что Илии надлежит исполнить и другую волю Божию: помазать на царствие двух новых царей Израильских и найти Елисея, которому предстояло взять на себя пророческую миссию Илии.

Факт 8. «…Опочил дух Илии на Елисее»

…И отправился пророк Илия через пустыню в Дамаск. И по дороге увидел Елисея, который в это время пахал землю на двенадцати быках. Илия набросил на него свою милоть – плащ, сделанный из овчины, – в знак того, что берет его в свои ученики. И Елисей, попрощавшись с родителями, пошел за пророком. 

Пророк Илия и Елисей

Вместе с пророком Илией Елисей отправился к реке Иордан. Илия знал, что наступает время, когда Господь призовет его к себе, трижды в дороге испытывал Елисея, прося его остаться и не идти с ним. И все три раза Елисей, говоря: «Жив Господь Бог и жива душа твоя» (это своего рода клятва, которую произносили древние евреи, уверяя в правдивости своих слов. В наши дни это равняется фразе «клянусь Богом»), – клялся, что последует за Илией всюду, куда бы тот ни шел.

И перешли они реку Иордан. Для этого пророк Илия свернутой милотью стукнул по водам реки, и они разошлись, как разошлись воды Чермного моря за четыре столетия до этого, когда Моисей спасал евреев из египетского рабства. 

Илия-пророк возносится на небо на огненной колеснице

И там, на другом берегу, пророк Илия, зная, что наступает время, когда он будет взят Господом, сказал Елисею, что готов исполнить любое его желание перед расставанием. «И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2, 9). Хотел Елисей иметь более сильный пророческий дар, чем у пророка Илии.

Илия пообещал сделать это, но только в том случае, если Елисей своими глазами увидит, как пророк Илия будет взят к Господу. И «когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар. 2, 11–12).

В подтверждение обретенного провидческого дара Елисею упала с неба милоть пророка Илии. Кстати, имя Елисей на древнееврейском произносится как «Элиша» и переводится «мой Бог – Спаситель».

Церковное Предание говорит нам, что пророк Илия был взят на небо живым (до него такой чести удостоился только Енох, живший до всемирного потопа) и вернется он на землю лишь перед самым Вторым пришествием Иисуса Христа.    

Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить