За други своя

Протоиерей Алексий Уминский

Отрывок беседы священника Алексия Уминского с писателем Виктором Николаевым

Писатель Виктор Николаев вошел в литературу с романом, который считают одним из самых искренних и исповедальных произведений конца XX века. «Живый в помощи» – роман об афганской войне. В Афганистане Виктор был командиром вертолетной поисково-десантной группы. И на войне он столкнулся с мужеством и предательством, страхом и надеждой. Сотни боевых вылетов, схватки с бандитами… Ему приходилось спасать солдат из самых безвыходных ситуаций, ежедневно рисковать и терять друзей.

Война меняет душу человека. На войну Николаев ушел почти неверующим, хотя мать, жена и дочь ежедневно молили Бога о его спасении... Чудо уберегло его от смерти и обратило к Богу. Виктор вернулся живой.

Но афганская война снова настигла его. В 1993 году, когда он учился в Военно-политической академии, внезапно сказались последствия ранений и контузий. Операция по удалению опухоли мозга шла 8 часов. И все 8 часов жена читала молитву «Живый в помощи Вышнего», и врачи совершили почти невозможное – хотя надежды уже не было, Виктора Николаева удалось спасти.

Но изжить из себя войну, забыть ее – нельзя. И через несколько лет из-под его пера вышел роман «Живый в помощи», который рассказал правду об афганцах. Тысячам людей он вернул веру в силу русского духа и гордость за наших солдат, за нашу армию. Многим этот роман помог прийти в Церковь.

Сейчас майор запаса, кавалер ордена Красной Звезды, член Союза писателей Виктор Николаев служит алтарником в одном из московских храмов, часто выступает в воинских частях, тюрьмах, школах и работает над новыми книгами. Его беседа с протоиереем Алексием Уминским в телепрограмме «Православная энциклопедия» вошла в сборник «Наука побеждать. За веру и Отечество» издательства «Даниловский благовестник», доступный теперь в удобном для мобильных устройств формате.

* * *

Священник Алексий (Уминский):Здравствуйте, Виктор Николаевич. Многие считают, что служить в армии опасно. Вы – профессиональный военный и сознательно выбрали этот путь. Вы прошли горячие точки. Как вы думаете, так ли уж необходима в наши дни всеобщая воинская обязанность?

Виктор Николаев: Батюшка, хочу прежде всего сказать, что страшный образ сегодняшней армии создается искусственно. Безусловно, в армии присутствуют отношения, которые не свойственны нормальным, душевным отношениям в коллективе, но не все так уж плохо, как пытаются внушить обществу.

В армии в солдатах воспитывается дух мужества и патриотизма, но эти основы должны закладываться еще «с младых ногтей». Как сказала мне одна женщина: «Если мы не воспитаем сына “от молока матери”, то, когда он вырастет, он нас покинет». Женщина во все времена любила мужчину-защитника. Ей не нужен мужчина слюнявый, не готовый ни к помощи, ни к самоотверженности. Служба в армии была, есть и будет почетным долгом - долгом защищать рубежи, которые завоеваны для нас нашими предками.

Отец Алексий:С одной стороны, я с вами согласен, но, с другой стороны, – все люди разные. Мне приходилось встречать солдат срочной службы и их матерей и могу совершенно точно сказать, что есть люди с особым внутренним душевным устроением, которым я не советовал бы идти в армию. Есть люди, совершенно не способные к армейской службе, как есть люди, не способные к музыке или математике. Я даже даю благословение юношам не служить в армии, если вижу, что армейская среда может их сломать. Мы знаем, что и раньше было много достойных сынов нашего Отечества, которые в своей жизни не соприкасались с армией, и сейчас, наверняка, таких людей немало. Скажите, а как вы относитесь к альтернативной службе?

Виктор Николаев: Этот вопрос на сегодняшний день является очень больным и сложным. Очевидно, есть молодые люди, которые даже по своим физическим качествам не готовы служить в армии. Но тогда надо принимать соответствующий закон, регулирующий альтернативную службу. Ведь в данном случае речь идет не только о тех ребятах, которые просто не способны служить, но и о тех, у кого на иждивении находятся немощные родственники. Поэтому закон должен быть составлен очень бережно и таким образом, чтобы не сломать понятия «честь солдата» и в то же время создать условия, позволяющие призывникам не прибегать к уловкам и хитростям.

Название: «Наука побеждать»
За Веру и Отечество
 
Год издания: 2008
ISBN: 978-5-89101-262-2
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub     FB2     PDF

Сборник о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Российской Армии составлен при содействии Комитета по обороне Государственной Думы Российской Федерации, Главного управления по воспитательной работе Вооруженных Сил Российской Федерации, Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
Благодарим за содействие и просим молитв о Крамаренко Станиславе Ивановиче, Баруздине Владимире Вениаминовиче, Цеховском Николае Валентиновиче.

«Наука побеждать»
За Веру и Отечество

Отец Алексий: Порой, попадая в конкретную армейскую обстановку, парень чувствует себя, скорее, не защитником Отечества, а жертвой – он страдает не от тягот службы, а от неуставных отношений. Вы знаете какой-нибудь способ, как духовно и физически противостоять дедовщине в армии?
Виктор Николаев: Самое лучшее средство противостоять любому врагу, тем более духовному, - это вера и молитва. А для этого ребенка надо еще с младенчества приводить в храм. Для того Божий храм и существует, чтобы быть рубежом защиты духа. А на тему дедовщины и конкретных способов борьбы с нею можно говорить часами…

Отец Алексий: Понятно. Но что делать: смиряться и терпеть, или давать сдачу, или жаловаться начальству? Ведь вам, наверное, приходилось сталкиваться с проявлениями дедовщины. Как бы вы поступили?

Виктор Николаев: Оптимальным средством против неуставных отношений, я считаю, будет присутствие в каждой воинской части священника, который отвечал бы за духовное воспитание воинов. Есть много подтверждений тому, что присутствие военного священника – один из главных способов восстановления товарищеского духа в воинском коллективе.

Отец Алексий: Но сейчас, к сожалению, нет военных священников, а ребята в армию идут уже сейчас и уже сейчас сталкиваются с этой проблемой. Что им делать?

Виктор Николаев: Силами самой армии неуставные отношения можно изжить только в том случае, если офицеры и воспитатели не будут готовить солдат к тому, что такие отношения – что-то очень жуткое и страшное.

Отец Алексий: То есть люди должны воспринимать дедовщину как нечто нормальное?!

Виктор Николаев: Нет, не совсем. Усилия офицеров должны быть направлены на то, чтобы страхи призывников после знакомства с жизнью в армии развеивались.

Отец Алексий: То есть каждый человек имеет личное мужество противостоять этой системе, не дать себя сломать. Если я вас правильно понял, вы хотите сказать, что случаи неуставных отношений не настолько убийственны, чтобы сломать молодого человека?

Виктор Николаев: Безусловно. И есть много воинских подразделений, где усилиями офицеров поддерживаются именно уставные отношения, где солдаты, пересекая КПП, не чувствуют, что попали в какой-то ад.

Отец Алексий: Я тоже считаю, что решение этого вопроса лежит на совести офицерского состава. Насколько наши офицеры берегут свою офицерскую честь, настолько, наверное, и солдаты соблюдают свое достоинство и берегут уважительное отношение друг к другу. Мы уже говорили о том, что очень многое здесь зависит от воцерковленности человека. И в этой связи хочу задать вопрос: дает ли обстановка сегодняшней казармы возможность христианину не озлобится, не начать, защищая свои интересы, отвечать злом на зло?

Виктор Николаев: Бывая во многих воинских частях, я заметил одну хорошую тенденцию: командиры полка все чаще инициируют строительство при роте молитвенной комнаты. Командиры видят в этом мощное средство воспитания солдат, и ребята, как правило, с удовольствием принимают участие в этом строительстве.

Отец Алексий: Виктор Николаевич, а как быть, когда приказ, который, как известно, не обсуждается, противоречит евангельским нормам? К примеру, когда в горячей точке офицер отдает приказ явно неправедный, противоречащий здравому смыслу и Евангелию?

Виктор Николаев: Батюшка, когда такая команда отдается в горячей точке, особенно в бою, то на ее выполнение отводятся буквально доли секунды, и у солдата просто нет времени рассуждать: евангельский этот приказ или не евангельский. И поэтому мы вновь возвращаемся к идее необходимости готовить самого офицера отдавать приказы именно на основе евангельских заповедей. Тогда, привыкнув жить по Евангелию в                                                                                                      миру, офицер интуитивно не нарушит Заповедей Божиих и в бою.

Отец Алексий: Но есть Заповедь: «Не убий!» А солдат готовят к тому, чтобы с оружием в руках защищать свою страну и, в том числе, убивать. Вам приходилось убивать?

Виктор Николаев: В училище, где я учился, преподавал Герой Советского Союза. Он нам говорил: «Сынки, ваша задача – не учиться убивать, а научиться достойно погибать за Родину». Безусловно, солдат, уходящий в армию, и тем более попадая в горячую точку, должен быть готов к тому, что он будет убивать. И мне приходилось убивать. Но здесь совсем иная ситуация: ты убиваешь не ради личной выгоды, а «за други своя».


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить