Пост – это лекарство, которое помогает обуздать наши страсти

Игумен Иннокентий (Ольховой)

Какие только вопросы ни приходят в редакцию «Прихожанина»! Их задают и люди, давно воцерковившиеся, и те, кто лишь недавно пришел к вере. К примеру, почему Сына Божия мы называем именем Христос? Или может ли мусульманка присутствовать на Литургии в православном храме? По сложившейся традиции на все вопросы наших читателей отвечает игумен Иннокентий (Ольховой).

Когда верующие в молитве обращаются к Богу, Кому они молятся: Богу, Который создал всё живое и послал Сына Своего на землю? Или Иисусу Христу? В молитвах Бог для нас един или триедин?

Бог един в трех Лицах. Отец предвечно рождает Сына, и Дух предвечно исходит от Отца. В молитве «Отче наш», которой  Господь Сам научил молиться Своих апостолов, мы обращаемся к Отцу, сотворившему наш мир через Своего Сына Духом Святым. Божество неслитно и нераздельно. В вечернем правиле есть три молитвы, где мы обращаемся и к Богу-Отцу, и к Богу-Сыну, и к Богу-Святому Духу отдельно. Но это – «отдельность» Лиц Святой Троицы, Божество Которых неделимо. То есть, обращаясь ко Христу, мы обращаемся и к Отцу, и к Духу. Христос называл Себя на земле Сыном Человеческим, будучи при этом Сыном Божиим. Поэтому цель нашей молитвы – соединиться со Христом, Богочеловеком, и через Него – со всем Божественным естеством по благодати, насколько может это вместить наша тварная (то есть сотворенная) человеческая природа.

*     *     *

Что означает имя Христос? Почему в Новом Завете Сына Божия называют то Иисусом Христом, то Мессией?

Христос – слово греческое, и в переводе оно означает «помазанник», «помазанный». И это, собственно, перевод еврейского слова «Машиах», или «Мессия». То есть тоже «помазанник», но только на иудейском языке. Еврейское имя Иисус в переводе на русский язык тоже означает «помазанник».

Помазанниками в Ветхом Завете называли Первосвященников, царей и пророков. Помазанника Божия народ иудейский ждал на протяжении многих веков, о его пришествии говорилось в пророческих книгах задолго до Рождества Христова. Иудеи знали, что должен явиться Мессия, потомок Авраама, царь и в то же время священник из рода Давидова, который избавит народ израильский от физического и духовного рабства.
Почему в Новом Завете чаще используется слово Христос? Потому что в те времена во всех странах Средиземноморья греческий язык считался основным языком общения. И Новый Завет был написан на греческом.

*     *     *

Почему Церковь не разработает отдельный постный устав для мирян? Ведь не всем мирянам по силам поститься так, как постятся монахи.

На самом деле – в этом нет особой необходимости. Церковные уставы предлагают нам некоторый образец, который не является, собственно, конечной целью. Пост – это инструмент для борьбы с нашими собственными страстями. И нет такой задачи у Церкви «запостить» всех бедных и немощных мирян до смерти. Во всём необходима мера. Пост должен стать нашим помощником в духовной брани а не врагом. И, чтобы определить меру воздержания в посте, мы советуемся с духовниками. И как в любом деле кто-то может понести больший труд, кто-то меньший, а кто-то и вообще по немощи ничего такого понести не может, но если при этом имеет сердце сокрушенное и смиренное, то с радостью встретит его Христос!  На все века имеем мы великие слова святителя Иоанна Златоуста, которые читаются каждый год на Пасхальной службе: «…Внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости!..»

*     *     *

Я мусульманка, но часто прихожу со своими подругами, тоже мусульманками, в православный храм. Здесь я чувствую себя очень спокойно, на душе становится хорошо. Но меня мучает вопрос: имею ли я право находиться на службе в православном храме?

Любой человек может прийти на любую службу в православный храм. За одним иключением:  находиться на службе, которая называется  Литургия,  человек некрещеный может до того, как диакон возгласит: «Елицы, оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите; елице, оглашении, изыдите». В древности оглашенными называли тех, кто еще только готовился к Святому Крещению. «Оглашении, изыдите» означает, что некрещеные люди должны покинуть храм.

Словами «оглашеннии, изыдите», произносимыми диаконом или священником, заканчивается первая часть Литургия. Она так и называется – Литургия оглашенных. После этих слов начинается Литургия верных, то есть принявших православную веру через Святое Крещение. На Литургии верных верующие причащаются Телом и Кровию Христовой. Вот в этот момент, когда завершается Литургия оглашенных и начинается Литургия верных, все некрещеные должны покинуть храм. Это правило соблюдается с древности. На Литургию верных, на принятие Святых Христовых Таин остаются лишь верные – крещеные. Но выгонять, конечно, никто вас не станет. Я знаю, что в Иерусалиме, например, нередко мусульмане приходят помолиться ко Гробу Господнему.

*     *     *

Как Русская Православная Церковь относится к смешанным бракам, когда один из партнеров – православный, а другой – человек иной веры: мусульманин, иудей, буддист?

К таким бракам Церковь всегда относилась осторожно. С одной стороны, мы помним слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим); иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7, 1214). То есть такие браки, в общем-то, были с древних времен. Но, если к обычным семейным проблемам добавляются еще и духовные противоречия, совместная жизнь  может усложниться до предела. Это, конечно не значит, что все православные браки крепкие, а смешанные – нет. Всё очень по-разному бывает. Если супружеская жизнь наполнена любовью и бесконечным уважением к личности супруга со всеми составляющими этой личности, то шансы, безусловно, есть. Большие проблемы обычно возникают, когда речь заходит о воспитании детей. И если неправославный супруг не препятствует воспитанию детей в православной вере, то такая семья вполне может жить в мире и согласии. А если препятствует, то ситуация практически всегда заходит в тупик неразрешимых противоречий. Таков опыт столетий…

Подготовил Петр Селинов


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить