Христианская Турция. Взгляд православного монаха

Братия Московского Данилова монастыря в составе паломнической группы побывали этой осенью в Турции. Своими впечатлениями поделился эконом Даниловой обители игумен Иннокентий (Ольховой).

Впервые за 800 лет отслужили Литургию

– Батюшка, не так давно Вы вернулись из Турции. Паломничество по мусульманской стране длилось девять дней, значит, христианских святынь здесь сохранилось достаточно, чтобы приглашать желающих их увидеть?

– Это путешествие, наверное, можно, в каком-то смысле, назвать «церковно-археологической экспедицией». Повсюду ведутся археологические раскопки, и практически нет действующих храмов. В составе нашей группы паломничество совершали ректор Московской Духовной Академии архиепископ Верейский Евгений (Решетников), наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), преподаватели Академии, заведующий иконописной мастерской МДА, заведующий библиотекой и другие.

Программа паломничества была достаточно насыщенной: мы увидели церкви,(точнее то, что от них осталось) к которым обращается Господь в Апокалипсисе; побывали в местах, где проходили Вселенские Соборы, где жили и проповедовали великие Каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский; посмотрели остатки памятников архитектуры периодов ранней, средней и поздней Византийской империи.

– Вы, наверное, готовились к предстоящей поездке, вспоминали события церковной истории, происходившие на территории современной Турции. Помогает ли предварительная подготовка лучше воспринимать информацию?

– Конечно, хотелось как-то настроиться – к сожалению, я не настолько хорошо знаю историю Византии, чтобы, приехав на место, сразу всё вспомнить, – но не могу сказать, чтобы мы готовились очень тщательно. Впрочем, членом нашей группы был игумен Дионисий (Шлёнов), заведующий библиотекой МДА, – необыкновенно эрудированный человек, владеющий несколькими языками, в том числе и древними. Он постоянно сообщал нам очень интересные и разнообразные сведения о местах, в которых мы бывали, а также о событиях и людях, связанных с ними.

К паломническим поездкам стоит готовиться, чтобы заранее, в спокойной обстановке узнать что-то новое или освежить в памяти то, что уже знаешь о том месте, куда собираешься.

– Обилие информации не мешает духовному восприятию?

– Думаю, что нет. Мы часто служили Литургию, благодаря чему историческая составляющая обретала духовный стержень. Византийский период закончился, как известно, в середине XV века, а Каппадокия как центр христианства перестала существовать на 300 лет раньше, когда ее в XI столетии захватили турки. И вот уже более 500 лет о Византии напоминают только руины древних городов Малой Азии: Ефеса, Смирны, Лаодикии. Места, где подвизались святые, находятся в жалком состоянии, в пустующих храмах – фрески с выколотыми глазами и обезображенными ликами. Грустно и трудно было бы ходить по этой земле, о которой писали Апостолы в своих Посланиях, если бы не было возможности молитвенно прикоснуться к великому духовному наследию. Особенно мы прониклись этим состоянием, когда отслужили Литургию на раскопках города Лаодикия, одном из семи городов, упомянутых в Апокалипсисе апостолом Иоанном Богословом. Наш гид, человек с археологическим образованием, после службы сообщил нам, что в этом городе уже 800 лет не было Литургии и мы стали первыми, кто после столь продолжительного перерыва приобщился здесь Тела и Крови Спасителя.

– А раньше не находились желающие служить Литургию или не разрешали представители государственной власти?

– Дело в том, что этот город, подобно Помпее, был почти полностью погребен под землей, археологические раскопки начались всего несколько лет назад, соответственно и туристов стали пускать сюда сравнительно недавно. Мы стали первой церковной группой, получившей разрешение от турецких властей отслужить здесь Литургию.

– Турецкие власти не препятствуют паломничеству христиан?

– Напротив, турецкие власти заинтересованы в развитии туристической сети и стремятся привести в более или менее приличный вид исторические памятники древней христианской культуры, чтобы привлечь новых туристов в лице паломников. Русские люди часто посещают Турцию, поэтому в некоторых храмах, например, на месте могилы Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских и в Ефесе, разрешают иногда проводить богослужения.

Родина богословия и столица христианской империи

Фотоальбом «Христианская Турция»

– С чего началась ваша поездка?

– Рано утром мы прилетели на самолете в Стамбул, бывший Константинополь, и сразу отправились осматривать город. В исторической части сохранились остатки стены, возведенной императором Феодосием, и «Золотые ворота», через которые в Константинополь въезжали императоры-триумфаторы. Впоследствии ворота были заложены кирпичом и камнем. В настоящее они сильно обветшали, вообще, надо сказать, что христианская древность представлена в Турции довольно скромно.

Огромное впечатление произвел на нас храм Хора, где почти полностью сохранилась необыкновенной красоты мозаика. «Хора» переводится с греческого как село или место за городом. Раньше храм действительно находился за стенами древнего города. Мы были потрясены столь высоким уровнем техники мозаики и совершенством церковного искусства Византии XIV века, – времени Григория Паламы и исихастских споров. В соборе же Святой Софии, который был кафедральным собором Константинополя, главной церковью Византийской империи и всего православного мира, к сожалению, мало что осталось от внутреннего убранства, хотя само здание, несомненно, поражает воображение. Воздвигнуть величественнейший храм на земле в VI веке нашей эры, – действительно, чудо Божие!

– Власти мусульманской страны все-таки заботились о сохранении наследия христианской культуры?

– Сохранилось в основном то, что использовалось мусульманами в своих целях: например Святая София и многие другие храмы были превращены в мечети.

– Посещение святынь древней Византии не навевает мысли о необходимости возрождения христианской империи?

– Это сложный вопрос. Византия переживала разные периоды: были взлеты, были интриги и падения... Греческий мир, встроенный в Римскую империю, переход собственно к империи ромеев – каждый из этих этапов должен быть рассмотрен очень внимательно. Конечно, Византия была православной, однако редкий император доживал здесь «до своей смерти»: кто-то был умерщвлен, кто-то ослеплен или изгнан. И все же Византия – образец христианского государства, граждане которого строили храмы, почитали мощи святых, созывали Вселенские Соборы. Здесь жили многие святые: Константинопольские Патриархи, настоятели монастырей, отшельники и просто миряне, такие как Алексий, человек Божий...

Со времени Вселенских Соборов, проходивших в Византии, берет свое начало наше богословие. В жизни Церкви византийский период стал неисчерпаемым духовным источником, но, думаю, было бы неверным в наше время строить христианское государство по образцу Византийской империи.

Кесария – земля апостольской проповеди

– После Константинополя вы отправились…

– Мы отправились в город Кайсери, в древние времена известный как Кесария Каппадокийская, где подвизался в епископском сане святитель Василий Великий. Это большой город, в котором мало что сохранилось от времен христианства. Не останавливаясь, мы проследовали дальше, в сердце Каппадокии, город Назианз – место, где служили епископами Григорий Богослов и его отец. Здесь сохранился храм, первоначальное место упокоения и могила святителя.

Окрестности Назианза – это очень красивая гористая местность со множеством монастырей. Кельи и другие монастырские помещения располагаются прямо в скалах. Некоторые из этих обителей были основаны святителем Василием Великим, который подвизался здесь в монашеской жизни, прежде чем возглавить епископскую кафедру в Кесарии. Основанные им монастыри существовали довольно долго, но сейчас от них, к сожалению, остались одни только воспоминания.

Миры Ликийские, Смирна, Прокопион

После Кесарии мы переехали в Анталию – город, освященный проповедью апостола Павла и упоминающийся в Деяниях святых Апостолов как Атталия. Далее наш путь лежал мимо Антиохии, в которой не осталось ничего интересного от времен христианства, в Миры Ликийские, где служил архиепископом Святитель Николай Чудотворец. В церкви Святителя Николая, в приделе сохранился мраморный саркофаг, в котором покоились мощи Святителя. (Теперь, как известно, они пребывают в итальянском городе Бари.) Здесь нам разрешили совершить Божественную литургию, и об этом заранее сообщили туристам из России. Во время богослужения храм был полон, несколько тысяч человек приехали, чтобы помолиться вместе с нами.

Из Мир Ликийских мы отправились в Ефес, недалеко от которого расположен город Измир, бывшая Смирна. Он оставался православным вплоть до 20-х годов прошлого века. Лишь в начале ХХ столетия греки покинули эти территории, забрав с собой и православные святыни.

В городе Прокопион, расположенном на пути нашего дальнейшего следования, где много лет провел в плену у турецкого аги святой праведный Иоанн Русский, мы посетили конюшню, в которой он жил, ухаживая за лошадьми и сохранившуюся церковь. Сейчас храм закрыт, а мощи нашего соотечественника, прославленного в лике святых, почивают в Греции на острове Эвбея, в месте, которое теперь называется «Новый Прокопион».

Эфес, Лаодикия, Пергам

Не задерживаясь надолго в Смирне (сейчас там действует, кажется, только один католический храм), мы поехали в Ефес. В апостольские времена это был крупный портовый город, с оживленной торговлей. Здесь же находился знаменитый храм Артемиды Ефесской, одно из семи чудес света Древнего мира, от которого в настоящее время осталась только одна колонна, восстановленная из обломков...

С середины I века нашей эры Эфес стал одним из центров раннего христианства. В начале 50-х годов здесь жил и проповедовал апостол Павел.

Для нас Ефес был интересен прежде всего тем, что в этом городе провел последние годы земной жизни апостол Иоанн Богослов, недалеко от города находится его могила. Ранее на этом месте стояла величественная базилика евангелиста Иоанна, от которой сейчас, к сожалению, осталось лишь несколько колонн да руины стен. Сегодня могила апостола Иоанна обозначена мраморной плитой. Раньше над местом погребения любимого ученика Христова, стояла церковь, построенная после его смерти, так что могила апостола оказалась в алтарной части под престолом. Как известно, мощей в ней нет. Из Жития апостола и евангелиста Иоанна мы знаем, что его ученики, которые не успели на похороны, открыли могилу, чтобы в последний раз увидеть апостола и попрощаться с ним, и не обнаружили в ней тела. Мы верим, что Господь забрал Своего ученика в Царствие Божие вместе с телом. На этом месте погребения святого апостола Иоанна Богослова нам посчастливилось отслужить Литургию.

В Эфесе также сохранились остатки храма, где проходил знаменитый Третий Вселенский Собор.

Далее мы проследовали в город Лаодикию. О нем я уже говорил в начале нашей беседы. В апостольские времена город был христианским, здесь был основан большой храм, один из «Семи церквей» Анатолии, о которой упоминается в Апокалипсисе и в Посланиях апостола Павла. Сравнительно недавно современные археологи с помощью специальных приборов нашли остатки этого древнего храма. Дело в том, что в XI–XII веках Лаодикия была разрушена сильным землетрясением, а позже захвачена турками. Следующее землетрясение окончательно превратило город в развалины, жители покинули его, и несколько столетий Лаодикия простояла в руинах.

Последним из городов на пути нашего следования стал Пергам. О нем мы тоже находим сведения в Апокалипсисе, но известен он был, прежде всего, знаменитым Пергамским храмом Асклепия. В свое время в Пергаме была лечебница, названная по имени древнегреческого божества Асклепия, где жили жрецы-целители, которые применяли в своей практике водолечение, целебные грязи, лечили пациентов музыкой, сном и… театром. По значению для Древнего мира ее можно сравнить с Эпидавром, священной лечебницей на Пелопоннесе. Надеясь получить медицинскую помощь, люди приезжали сюда из самых отдаленных уголков Малой Азии. В Пергаме же находился так называемый «алтарь сатаны», который упомянут в Апокалипсисе – жертвенник Зевса, где по некоторым сведениям совершались, в том числе и человеческие жертвоприношения. В XIX веке алтарь был вывезен немцами в Германию и в настоящее время находится в Пергамском музее Берлина. Известно, что Гитлер в период своего увлечения мистикой очень интересовался жертвенником.

Есть ли будущее у паломничества по Турции?

– Казалось бы, на земле, где проповедовали великие святые, куда приезжают паломники из разных стран, чтобы поклониться святыне, не должно оставаться неверующих, и тем не менее далеко не всех историков и археологов, работающих здесь, интересует христианский взгляд на вещи. Люди оставаясь неверующими и атеистами, выполняют свою научную, без сомнения, очень важную, работу.

– Один из двенадцати Апостолов так и не смог отдать своё сердце Христу, что уж говорить о сегодняшних людях... Мы знаем, что Иуда и чудеса совершал, и власть, и силу имел от Бога, но все же предал своего Спасителя. Как тогда, так и теперь быть рядом со святыней еще не означает спастись. Сердце человеческое может расположиться ко Христу и вне святого места. Нам не дано знать, как это происходит. Многие ученые стали верующими, исследуя плащаницу Господа, но многие и не стали. Одних приводят ко Христу скорби, других – наука, третьих – чудесные события, а четвертых – какие-то совершенно обычные житейские обстоятельства. Каждый человек в конце концов принимает или не принимает призыв Божий независимо от того, где и как это происходит.

– На Ваш взгляд, какие места обязательно стоит посетить христианам в Турции?

– Прежде всего, это, конечно, Стамбул, бывший Константинополь – сердце великой христианской империи, просуществовавшей не одно тысячелетие. Там есть что посмотреть: несомненно, достойна внимания Святая София, монастырь Хора, Влахернский храм Божией Матери... Древний храм, правда, не сохранился, церковь была восстановлена в позднее время, но сохранился источник на том самом месте, где блаженный Андрей удостоился видения Покрова Пресвятой Богородицы. Сейчас здесь находится небольшой греческий женский монастырь. На меня большое впечатление произвели Ефес и Лаодикия. Здесь хорошо читаются Послания апостола Павла, как впрочем, и другие труды Апостолов, Апокалипсис, а также сочинения святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Думаю, в этих местах смысл прочитанного может открываться особенным образом.

– Есть ли перспективы развития паломничества по Турции?

– Да, я надеюсь. Святейший Патриарх Кирилл после визита в Константинополь говорил, что паломничество по Турции развивать необходимо. Сейчас этот маршрут «обкатывается» именно с такой целью. Он довольно сложный и под силу, на мой взгляд, специалистам и энтузиастам своего дела, которые отличаются особой выносливостью: ученым, студентам… Надо хорошо знать церковную историю или, по крайней мере, интересоваться ею, чтобы решиться посетить все те места, где побывали мы. Для простых паломников, возможно, имеет смысл несколько сократить программу, но все же в Византии-Турции следует побывать. С ней связано множество новозаветных и святоотеческих воспоминаний, дорогих для сердца каждого христианина, здесь трудились и проповедовали Апостолы.

Я знаю, что сейчас многие русские люди ездят отдыхать в Турцию, но одно дело отдых, а другое – паломничество. Хотя, если бы туристы, которые приезжают в Анталию или на другие курорты, знали о том, что есть возможность на два-три дня отвлечься от пляжного отдыха и совершить паломничество по местам, связанным с историей христианства, думаю, они были бы очень рады. Хорошо или нет то, что люди иногда едут к Святителю Николаю в шортах и пляжной одежде, трудно судить. Наверное, скорее, хорошо, что все-таки едут.

Записала Екатерина Орлова.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить