Николай Бурляев: «Нет в нашей русской жизни выше цели, чем успеть послужить Господу и России…»

Николай Головкин

3 августа 75 лет со дня рождения народного артиста России Николая Бурляева

В 2021 году Николай Петрович Бурляев – видный православный общественный деятель, патриот России, один из столпов славянской культуры, выдающийся актёр, кинорежиссёр, сценарист, драматург, поэт, основатель и бессменный президент Международного славянского форума искусств «Золотой Витязь», член Патриаршего Совета по культуре – отмечает и 60-летие своей творческой деятельности.

За большие заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Николай Петрович Бурляев награждён Орденом Почёта, государственным орденом Александра Невского, орденами Русской Православной Церкви – святого всехвального апостола Андрея Первозванного, преподобного Сергия Радонежского, святого Даниила Московского I и II степени, орденом Святого Саввы I степени (Сербская Православная Церковь), орденом Святой Равноапостольной Нино (Общество русско-грузинской дружбы «Дзалиса»), орденом Святого Петра Цетинского (Сербская Православная Церковь).

***

Николай Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве. По Промыслу Божиему Николай Петрович, дедушка и бабушка которого по отцовской линии, Диомид и Людмила Бурляевы, были профессиональными актёрами, продолжил семейную традицию.

Под псевдонимом Филиповские  его дедушка и бабушка играли в передвижных малороссийских театрах ещё в царское время и выступали на одной сцене с таким великим актёром, как Александр Остужев.

…В 1959 году в Москве обычным будним днём на улице Горького к 13-летнему Коле Бурляеву,  ученику 6-го класса,  спешащему после школы домой, обратился с вопросом молодой человек: «Мальчик, хочешь сниматься в кино?».

Тем молодым человеком был ещё никому не известный Андрей (Андрон) Михалков-Кончаловский, который искал подростка для курсовой работы во ВГИКе.

Так внук профессиональных актёров и будущий народный артист попал на большие экраны – его дебютной работой стала главная роль в выпускной картине Кончаловского «Мальчик и голубь». Ни Коля Бурляев, ни его родные не ожидали, что этот кинодебют окажется таким успешным

В 1962 году на конкурсе фильмов для детей Международного кинофестиваля в Венеции картина завоевала «Бронзового льва святого Марка».

***

В 1960 году в студии, где озвучивали фильм «Мальчик и голубь», Бурляева увидел Андрей Тарковский.

«Андрей Арсеньевич, который тогда задумывал «Иваново детство», –вспоминает Николай Петрович, – обо мне услышал от Кончаловского. Тот рассказал, что есть такой мальчик Коля Бурляев, который играет у него в картине главную роль, и играет хорошо, порекомендовал посмотреть».

Через какое-то время Андрей Тарковский позвонил Николаю и предложил прочитать рассказ Владимира Богомолова «Иван». Для своего фильма «Иваново детство» по этому рассказу режиссёр искал мальчика на главную роль 12-летнего сироты, который после того, как на его глазах расстреляли мать и сестру, становится неуловимым разведчиком. А  потом позвонили ассистенты Андрея Тарковского и предложили Николаю приехать на «Мосфильм», на пробы. Юный актёр был утверждён на главную роль.

Спустя много лет Бурляев вспоминал, как строго, но, в то же время, чутко работал с ним Тарковский в этом фильме, поверив в неопытного, но талантливого мальчика. Он дал ему возможность сыграть совсем не похожего на него героя, пережившего то, о чём юный актёр не мог знать. По словам Бурляева, он играл не столько самого себя, сколько «самого Тарковского» – его жесты, его интонации, его мимику.

Фильм Андрея Тарковского «Иваново детство» принёс Николаю Бурляеву всемирную славу, получал призы всех фестивалей, в которых участвовал: Венецианский «Золотой лев», главный приз Международного кинофестиваля в Сан-Франциско, главные призы фестивалей в Акапулько, в Монреале, в Карловых Варах... 

Константин Симонов сравнил образ Ивана в фильме, созданный Бурляевым, с образом отрока Варфоломея.

***

В 1966 году 33-летний Андрей Тарковский снял на киностудии «Мосфильм» историческую драму-кинофреску «Андрей Рублёв», где впервые в советском киноискусстве был представлен эпический взгляд на духовную, религиозную сторону средневековой Руси.

Повествование в фильме, разделённое на 8 новелл-эпизодов с 1400 по 1423 год, рассказывает о жизни Руси XV века, увиденной глазами странствующего монаха-иконописца Андрея Рублёва.

В завершающей новелле фильма «Колокол» Бурляев сыграл роль юноши Бориски, сына мастера-литейщика. Эта новелла – апофеоз фильма и средоточие его тем.

В разрушенном Суздале нужно отлить новый колокол для звонницы храма. Слуги князя пытаются отыскать колокольного мастера, но после набега и эпидемии в живых никого не осталось. Единственный, кого им удалось найти, - это юноша Бориска (Николай Бурляев), который якобы знает «секрет литья». Князю не остаётся ничего другого, как поручить неопытному парнишке отливку огромного колокола.

Бориска, понимая всю ответственность задачи, возглавляет работу артели в сотни человек. Притворившийся знающим ключ к искусству литья колоколов,  он потом обнаружил, что таинство созидания и в самом деле не чуждо ему. Сложнейший заказ князя выполнен и в установленный срок колокол поднят на временную звонницу для испытаний.

Наступает момент истины: язык колокола, раскачавшись, касается стен инструмента и могучий голос плывёт над землёй.

Рублёв, наблюдающий это чудо, решает завершить свой 15-летний обет молчания и говорит Бориске:

«Вот пойдём мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать… Какой праздник для людей…».

Финальные кадры чёрно-белого фильма неожиданно показывают в цвете, очень крупным планом то, что осталось нам от Рублёва и его современников, - иконы, в том числе звенигородского «Спаса» и знаменитую «Троицу».

«Я крещён в раннем детстве, – вспоминает Николай Петрович. – Но крест не носил. Когда я снимался в фильме «Андрей Рублёв», мне его повесил на грудь Андрей Тарковский: ведь мой Бориска не мог не носить креста! Тарковский за всё ему очень благодарен! стремился воссоздать духовный мир Андрея Рублёва, сведения о жизни которого скудны и отрывочны. Лишь немногие творения гениального мастера дошли до нас. И сегодня картина Тарковского явление мирового киноискусства. Консультантом фильма был известный искусствовед Савелий Ямщиков, который стал моим другом. Он тогда открывал древние иконы, устраивал потрясающие выставки. С тех пор я стал укрепляться в вере, которая все эти годы даёт мне силы жить и работать».

Бурляев отмечает, что Тарковский тогда стал для него всем – кумиром, наставником. Он понимал, что их встреча была судьбоносной.

К сожалению, в СССР фильм был разрешён для выхода на экраны только в 1971 году, после того как мировое сообщество признало его шедевром киноискусства. Эта картина Тарковского, которая была награждена одним из значимых призов Каннского кинофестиваля,   стала самым признанным его фильмом. Ныне фильм «Андрей Рублёв» входит в десятку лучших фильмов всех времён и народов.

***

Одной из вершин актёрской биографии и профессионального мастерства Бурляева стал созданный им образ Иешуа Га-Ноцри в экранизации булгаковского шедевра «Мастер и Маргарита» (1994, вышел на экраны только в 2011 году) Юрия Кары. Режиссёр утвердил Бурляева на эту роль наперекор худсовету.

«Сейчас я не смог бы к этому подступиться, – вспоминает Николай Петрович в одном из интервью, – а на том отрезке жизни всё как-то сошлось. У меня было огромное желание прикоснуться к этому Образу, и не обязательно у Булгакова. Я сам как режиссер готовился делать фильм по Евангелию. Подступался и как артист: просил гримёров сделать иконописный грим - в своём дипломном режиссёрском фильме «Ванька-Каин», в картинах «Игрок» и «Детство Бемби»… Как бы прощупывал почву, проверял близко-нет по облику».

Натуру для сцен с участием Бурляева Юрий Кара снимал в Израиле. В полночь у Гроба Господня прошла Божественная литургия. Николай Петрович причастился и получил благословение на съёмки от архиепископа Греческой Православной миссии в Иерусалиме.

***

В 1986 году Николай Петрович Бурляев завершил авторский фильм – кинопоэму «Лермонтов» о духовном подвиге великого сына России Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом фильме он выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.

«Это фильм судьбы, моя исповедь через Лермонтова, – отмечает Николай Петрович, – и я подписываюсь почти под каждым кадром. …Я совершенно неосознанно и вовсе не подражая Тарковскому (понимал, что это бесполезно), выбрал тему жертвы одного за всех. В моём «Лермонтове» та же тема осознанной жертвы героя. Горжусь тем, что лермонтоведы приняли этот фильм, и говорили мне, что отныне Лермонтов для них будет таким, каким воплощён в моём фильме».

Работа над фильмом, в котором мы видим рисунки и картины Лермонтова, звучат стихи поэта (их читает Николай Петрович), длилась 6 лет. В съёмках было занято 5000 человек, участвовало 185 актёров.

Ныне фильм Николая Бурляева «Лермонтов», снятый 35 лет назад, изучается во многих мировых киношколах. Он служит благородному делу воспитания детей и подростков в тысячах школ и вузов России. Прошедшая суровое испытание временем, эта картина  по праву вошла в золотой фонд отечественного кинематографа.

***

В 1991 году Наталья Бондарчук сняла по мотивам рассказа Н. С. Лескова «Зверь» и «Житию Преподобного Сергия Радонежского» телевизионный художественный фильм «Господи, услыши молитву мою».

Этот фильм, в котором Николай Бурляев сыграл две роли - священника и кучера Ларри, показывает жизнь помещиков в Рождественские праздники. В лютые морозы мальчик Николка с матерью Александрой едет к заболевшему отцу на место службы.

По дороге они заезжают в Троице-Сергиеву лавру, поднимаются на колокольню. На вопрос «какую же надо силу иметь, чтобы это всё зазвонило?», мать ему отвечает: «Да, Николка, только она не в руках, а в душе!».

После лавры мать с Николкой заезжают к родной сестре, которая была замужем за князем Александром Савёловым. По мнению Николки, Савёлов обладал «злобностью и неумолимостью».

Там они вместе ужинают и проводят ночь. На следующий день мать оставляет сына у князя Савёлова дождаться её возвращения, но Николка неохотно остаётся у князя Савёлова.

Детей учат быть милосердными и добрыми, учат чувствовать сердцем. Князь Савёлов – противник такого подхода к воспитанию. Он считает, что воспитывать необходимо строго, соблюдать правила и поступать разумно. Сюжетная линия переплетается с житием преподобного Сергия Радонежского. Взрослые учат детей не бояться в просьбах к Богу, а со страхом и дерзновением просить Его, учат почитать взрослых, чаще обращаться к Евангелию.

***

За свою кинокарьеру Бурляев снялся уже более, чем в 70 фильмах. Среди них, помимо названных фильмов, роли в экранизациях по русской классике («Метель», «Герой нашего времени», «Игрок», «Пошехонская старина», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Маленькие трагедии», «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Он провёл  сотни творческих вечеров, на которых читал стихи Пушкина, Лермонтова, Языкова, Тютчева, Пастернака…

Бурляев – автор ряда книг: «Одолевая радостью страданья», «Летопись «Золотого Витязя», «Жизнь в трёх томах», поэтической сказки «Бемби», автобиографической поэмы «Иван Вольнов» и других.

Поэма Николая Бурляева «Иван Вольнов» написана «онегинской строфой». Герои поэмы принадлежат поколению автора. Это поэма о грехопадении и возможности возрождения души человека. Каждый человек проходит по-своему сложный путь, и дай Бог, чтобы этот путь стал путём от грехопадения к глубокому покаянию и преображению души.

***

Главным делом жизни Николая Бурляева стал Международный фестиваль славянских и православных народов «Золотой витязь», президентом, а точнее  – организатором и вдохновителем которого Николай Петрович является уже 30 лет. Когда мероприятия завершаются, зрители вместе с участниками по традиции поют: «Встань за веру, Русская земля!».

«Золотой Витязь» объединяет все виды искусства: кино, театр, музыку, литературу, изобразительное искусство под девизом «За нравственные идеалы. За возвышение души человека».

Высокую оценку форуму дал президент России Владимир Путин:

««Золотой Витязь» представляет все направления творческой деятельности кинематограф, театр, музыкальное искусство, литературу, живопись. И по праву считается ярким, заметным событием в культурной жизни нашей страны, других государств. За прошедшие годы форум обрёл свои традиции, завоевал преданных поклонников.

Важно, что вы уделяете большое внимание таким важным темам, как укрепление духовно-нравственных основ общества, воспитание подрастающего поколения в духе высоких идеалов гражданственности и патриотизма, гармонизация семейных отношений.

И конечно, фестиваль всегда задаёт самую высокую «художественную» планку, служит консолидации профессионального сообщества, укреплению международных гуманитарных связей. Желаю вам дальнейших успехов и всего самого доброго».

***

Лучшие творческие работы Николая Бурляева, его благие дела как православного общественного деятеля можно сравнить с колоколом, отлитым его героем Бориской в фильме Андрея  Тарковского.

Звучит этот колокол многие годы, находя отклик в душах многих людей и в России, и в других странах, призывая к миру, доброте, милосердию, любви к ближнему, сохранению и укреплению веры православной, постоянной Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!»

… «Что бы я сегодня посоветовал современной молодежи? – размышляет Николай Петрович. – Абсолютно согласен с Пастернаком: «Цель творчества самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. И нужно жить без самозванства. Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов». Советую понять евангельскую истину «Что пользы, если ты приобретёшь весь мир, а душе своей повредишь». Советую осознать, что нет в нашей русской жизни выше цели, чем успеть послужить Господу и России».

Фото из личного архива народного артиста России Николая Бурляева


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить