Русская Православная Церковь и Русское Зарубежье: история и наследие

Петр Селинов

15 июня 2017 года на кафедре истории  Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Опыт Русского Зарубежья: история и наследие», который был приурочен к юбилейному историческому воссоединению российской и зарубежной частей Русской Православной Церкви – РПЦ и РПЦЗ.

Десять лет назад, в мае 2007 года, в Храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла) подписали Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной  Церковью Московского Патриархата – документ, провозгласивший объединение Церквей. Организаторами круглого стола выступили исторический  и философский факультеты МГУ и храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах.

О важном значении этого мероприятия говорит тот факт, что в обсуждении темы приняли участие ведущие сотрудники исторического и философского факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова: президент исторического факультета МГУ, академик РАН, профессор Сергей Павлович Карпов, декан исторического факультета МГУ, доктор исторических наук, профессор Иван Иванович Тучков и зам. декана философского факультета МГУ, доцент кафедры истории русской философии, кандидат философских наук Алексей Павлович Козырев.

Русскую Православную Церковь представляли заведующий кафедрой Церковно-практических дисциплин Московской духовной академии Русской Православной Церкви, доктор церковной истории, профессор,  кандидат богословия протоиерей Владислав Цыпин и член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного Присутствия РПЦ, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах протоиерей Андрей Новиков.

Вел круглый стол, представляя выступающих и давая комментарии по ходу сообщений, заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Вениамин Владимирович Симонов.

Выступающие говорили об историческом значении воссоединения двух частей Русской Православной Церкви, особенно в наше время, когда в мире всё тяготеет к разделению. Как заметил профессор И.И. Тучков, разъединение Русской Православной Церкви – это страшная трагедия, обусловленная приходом к власти большевиков и гонениями на Русскую Церковь. Профессор С.П. Карпов подчеркнул, что свершившееся объединение – это огромное достижение нашей Церкви. Он рассказал, что когда побывал в православном соборе в Ницце, то «поначалу к нему отнеслись весьма настороженно, но потом, в процессе общения, стало ясно, что нет никаких причин или разногласий, мешающих нашему объединению».

Протоиерей Владислав Цыпин зачитал приветственное письмо ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения, в котором Его Высокопреосвященство особо отметил, что разделение православных верующих – это страшная рана Русской Православной Церкви, которую мы только сегодня начинаем залечивать.

Выступление настоятеля храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах протоиерея Андрея Новикова было посвящено теме «Каноническая и церковно-историческая оценка Русского Исхода». Отец Андрей обратил внимание на тот факт, что многие просто не понимают, что представляет собой Русская Зарубежная Церковь, не знают, как и почему она появилась, не догадываются, что «причина ее возникновения – это большевизм, ненавистническое отношение советской власти к Церкви», что по сути РПЦЗ – это ряд различных митрополий и экзархатов, которые на протяжении долгого времени то сближались, объединяясь друг с другом, то расходились.

Протоиерей Андрей напомнил, как исторически происходило разделение нашей Церкви. Он рассказал о знаменитом указе № 362 Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года, в котором Предстоятель писал, как надлежит поступать епархиальным архиереям в случае прекращения деятельности Священного Синода и Высшего Церковного Совета: объединяться с архиереями соседних епархий, а если это будет невозможно, то епархиальные архиереи должны принимать на себя всю полноту власти, предоставленной им церковными канонами, и заниматься устройством церковной жизни своей паствы в сложившихся условиях. Он также рассказал, как церковные иерархи вначале обосновались в Константинополе, а потом перебрались в Сербию, в Белград, где под омофором Сербской Патриархии был образован Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей. 

Отдельно отец Андрей коснулся обвинений и упреков, которые порой высказывались высшим иерархам за то, что они, мол, бросили свою паству на произвол судьбы в России. Он особо подчеркнул, что эти обвинения абсолютно беспочвенны, так как, по его словам, епископы, действительно, не могут оставлять вверенные им епархии, но лишь в том случае, если это не касается гонений… А то, что Русская Православная Церковь подверглась страшным гонениям после прихода к власти большевиков, сомнений не вызывает.

Но история Русской Православной Церкви Заграницей – это не только разные епархии и экзархаты. Это еще и великие умы, великие богословы, чьи труды составляют гордость Русской Православной Церкви. Именно поэтому другие участники круглого стола посвятили свои выступления известным богословам Русского Зарубежья – Сергею Булгакову, Ивану Ильину, Виктору Несмелову, архимандриту Евфимию (Вендту).  

Доцент кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейший истории РПЦ, доктор исторических наук Андрей Александрович Кострюков в своем докладе «Миссия и идеология Русской Зарубежной Церкви в первые послевоенные десятилетия» говорил о том, как советские власти жаждали отменить указ № 363 Патриарха Тихона, как пытались осудить и всячески дискредитировать деятельность Русской Православной Церкви Заграницей. Андрей Александрович подчеркнул, что главная задача Зарубежной Православной Церкви заключалась в том, чтобы защитить Православную Церковь от безбожников, собрать и окормить всех тех, кто по своим причинам был вынужден бежать из России. И Она выполняла эту ответственную миссию.