«Построить Храм в своей душе...»

Николай Головкин

12 декабря 70 лет со дня рождения великого русского путешественника, священника, художника,  писателя Фёдора Конюхова

Отец Фёдор – так с 2010 года, когда его рукоположили и он стал протоиереем Русской Православной Церкви, называют духовные чада и прихожане храмов, где он служит, легендарного русского путешественника Фёдора Конюхова.  Он – действительный член Русского географического общества, академик Российской академии художеств, член Союза художников России, член Союза писателей России.  Конюхов – автор около 30 книг и более 3000 картин. Иконы, картины, книги пишет во всех своих, даже самых экстремальных, путешествиях. Так, во время кругосветного плавания на яхте «Алые Паруса», при проходе мыса Горн в 2008 году он написал икону «Святитель Николай Чудотворец Мысгорновский». Его путешествия продолжаются… Останавливаться – пора, мол, отдохнуть! – Конюхов не собирается.  У него всё расписано до 2030 года. А дальше – как Бог даст!  И для всех, кто помогает ему их готовить, для его соратников и друзей, он по-прежнему или Фёдор Филиппович, или просто Фёдор.

***

12 декабря 2021 года, в день юбилея великого русского путешественника, священника, художника,  писателя Фёдора Конюхова, Первый канал покажет новый документальный фильм «Полюса недоступности Фёдора Конюхова» (начало в 11: 50).

За несколько месяцев до своего 70-летия Фёдор Конюхов решил почти две недели продрейфовать на льдине. Съёмочная группа Первого канала сняла весь процесс от прибытия на льдину на ледоколе до снятия Конюхова с неё через 11 дней. А сам он снимал свои приключения на льдине специально для Первого канала.

  • 12 декабря – 70 лет со дня рождения  Фёдора Конюхова.

Часть съёмок фильма прошла в его часовне Николая Чудотворца  в Замоскворечье, которую Конюхов построил в память о погибших моряках, путешественниках и альпинистах. В период подготовки к новым путешествиям отец Фёдор Конюхов и сам теперь служит в своей часовне.

***

– Я всегда беру с собой в путешествия, - поделился со мной путешественник и священник, – иконы Спасителя, Казанской Божией Матери, Николая Чудотворца, Андрея Первозванного и великого русского адмирала Феодора Ушакова, причисленного к лику святых.

…Ныне у него за спиной – пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику на парусных яхтах, совершил три океанских перехода на вёсельных лодках. Первый в мире человек, достигший пяти полюсов нашей планеты: Северного географического, Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты), мыса Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Семь вершин мира» – подняться на высочайшую вершину каждого континента. И большинство из этих путешествий Конюхов совершил в одиночку.

Награждён Золотой медалью Русского географического общества имени Миклухо-Маклая и Премией UNEP «GLOBAL 500» за вклад в защиту окружающей среды.

***

Мы знакомы с Фёдором Конюховым уже 20 лет. Неоднократно встречались с ним, беседовали, готовили интервью для разных изданий.

Однажды он позвонил мне и поделился радостью: ему дали новую мастерскую в Замоскворечье, близ Павелецкого вокзала. Всё здесь поражало с первого взгляда:  множество икон, картин, книг,  модели парусных лодок.  скворечники… Вспоминаю одну из наших бесед в его мастерской.

– Этот небольшой двухэтажный кирпичный дом, где теперь моя мастерская, необычный, – пояснил мне Фёдор. – Его построили в 1895 году для распорядителя конного извоза, который содержал здесь станцию извоза. Она существовала до 1923 года, когда извозчиков окончательно вытеснили с улиц и площадей столицы «железные лошадки».

  • 12 декабря – 70 лет со дня рождения  Фёдора Конюхова.
  • 12 декабря – 70 лет со дня рождения  Фёдора Конюхова.

До 1927 года дом стоял разбитый. А потом, когда район стали застраивать, здесь сделали кочегарку. В 1967 году ЖКО открыло в этом доме кружок лепки. Когда в 1980-м руководителя этого кружка приняли в Союз художников России, дом получил статус мастерской. Потом здесь был пожар, дом вновь стоял заброшенный. А я ходил в правление нашего союза и просил: «Ну, дайте мне под мастерскую этот бывший дом конного извоза. Уж кому-кому, а мне здесь работать сам Бог велел. Я ведь – Конюхов, моя фамилия пошла от человека, ухаживающего за лошадьми…». Дали. Сделал ремонт и работаю.

Жаль, что больше никогда в мире не будет конного извоза. Но Москва не может быть Москвой, если не останется таких вот памятников, как этот домик.

…В тесном дворике мастерской, в 2004 году, на вырученные средства от продажи своих картин  Конюхов построил часовню святителя Николая Чудотворца в память о погибших моряках и путешественниках (а всего он построил в России и на Украине семь часовен – Н.Г.).

Часовня приписана к Высоко-Петровскому монастырю, строительство её было благословлено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. На территории вокруг часовни расположился уникальный музей якорей, памятники и барельефы известным русским путешественникам-первооткрывателям.

  • 12 декабря – 70 лет со дня рождения  Фёдора Конюхова.

– Фёдор (тогда он ещё не был священником – Н.Г.), интересно не почему, а когда у тебя возникло желание поставить здесь часовню?
– Я видел в своих путешествиях и Богоматерь, и ангелов... Но не хотел бы об этом говорить. Чужая боль сегодня, увы, мало кого трогает. Вот когда ты на грани, только тогда, может, всерьёз задумываешься о смысле жизни. Для меня же всё, что я пережил, когда просто чудом спасался, – это очень серьёзно. Если бы Бог не помогал, я бы здесь не сидел.

Каждый мечтает оставить после себя на земле добрый след, что-то передать своему народу, своим детям, потомкам... Так, в одном из плаваний, я решил: когда вернусь в Россию, поставлю во дворе мастерской часовню Николаю Чудотворцу в память о погибших моряках и путешественниках. Из жизни ушли 19 моих друзей. А сколько ушло великих предшественников и современников, перед которыми я бесконечно преклоняюсь! Но мы в суете их редко вспоминаем. Вот я и подумал: будет здесь часовня – лампадку зажгу, помолюсь и вспомню этих людей.

Вообще эта часовня в память обо всех путешествующих. В том числе, коль скоро здесь была станция извоза, и о ямщиках, которые замерзали в пути.

Неподалеку отсюда когда-то было кладбище. Священники говорят, что хорошо ставить здесь часовню. Значит, и о жителях этих мест будет память. Да, мастерская – это лишь малая часть жизни: я, может, здесь и не всегда буду работать. А вот часовня останется навсегда. Я же построил её не для себя, а для верующих людей и тех, кто, может быть, придёт к вере в Бога завтра.

  • 12 декабря – 70 лет со дня рождения  Фёдора Конюхова.

– Что для тебя Церковь?
– Это – корабль в житейском море. Здесь люди спасают свои души. Атрибутика морская очень подходит к храмам Божиим. С Северного флота прислали мне рынду – колокол, который был на военном корабле. Его хотели сдать в металлолом. Как только совесть позволила? Это промыслительно, что он попал ко мне: у меня ведь предки поморы. Теперь рында будет висеть на часовне. Мечтаю также найти два якоря и поставить у входа в неё.
– Какие имена великих предшественников дороги для тебя?
– Список на мемориальной доске, которая  установлена на часовне, начинается Георгием Седовым. Я всегда хотел быть похожим на него. Мне было восемь, а я уже знал, что пойду к Северному полюсу, как Седов. Мой дедушка участвовал в экспедиции Седова 1901 года по исследованию новых земель. Дедушка был простой рыбак – мы, как я уже говорил, с Поморья, а группу как раз набирали в Архангельске – и хотел, чтобы я был таким же, как Георгий Седов. Мне запали в душу рассказы деда. Именно он зажёг в моём сердце мечту о путешествии к Северному полюсу. И я совершил то, что не удалось Георгию Седову. Перед своей последней экспедицией в Арктику Седов оставил деду нательный крестик с просьбой передать его самому крепкому из сыновей или внуков, который смог бы осуществить его мечту. Я горжусь, что выполнил это завещание – на Северном полюсе с тем крестиком на шее побывал несколько раз, в том числе и в одиночку.
– Ты всю жизнь путешествуешь. Для чего тебе это нужно, в чём твоя философия?
– Я вырос на Азовском море и с детства мечтал о приключениях. Научился плавать и нырять, ходить на шлюпке на вёслах и под парусом. Купался в холодной воде, спал на сеновале. Начитавшись Гончарова и Станюковича, Жюля Верна и других маринистов, окончательно решил, что больше всего на свете меня привлекает морская стихия, романтика. Поступил в Одесское мореходное, потом – и Ленинградское полярное училища, получил специальности штурмана-навигатора и судового механика. Путешественник всегда должен рассчитывать только на свои силы. Ну, и на Бога, конечно... Как существо духовное человек не может обойтись без веры. Поэтому я окончил и Ленинградскую семинарию.

Меня тянет в путешествия. Мне это нравится, я это могу. А что касается философии... Жизнь на Земле не может быть бессмысленной, она должна иметь какое-то глубокое значение. Я ищу объяснение, разгадку смысла жизни. Хочется понять, зачем человек рождается, растёт, проходит через множество трудностей, приносит в мир детей, а затем умирает, и то же происходит с его детьми, и так бесконечно... Я много над этим размышлял, находясь один в океане или в Гималаях. Кстати, только в путешествиях есть и время, и возможность об этом подумать. Вот почему я путешествую и стараюсь попасть в труднодоступные и загадочные места.

– На вид ты совершенно обычный человек, да и физически, вроде, не очень крепок...
– В молодости я хотел показать всем, на что способен. С годами меня всё меньше интересуют просто физические усилия. Мне хочется, чтобы люди видели: любой человек может путешествовать. И для этого необязательно быть физически крепким, накаченным. Да, конечно, ты поднимешься на вершину или преодолеешь океан, но большинство людей будет считать, что им это недоступно. Я хочу разрушить этот стереотип. Я преодолеваю путь, прежде всего, духом и лишь потом телом. Как сказано: «Если ты находишься здесь телом, а не находишься духом, то сие бесполезно». Тому, кто хочет покорить Эверест, добраться пешком до Северного полюса или увидеть с палубы парусной яхты мыс Горн, нужно в первую очередь преодолеть самого себя. Лишь тогда лежащая впереди дорога или вершина превратятся для вас в символ, в инструмент связи с внешним миром и познания предела человеческих возможностей.
– Не мечтаешь ли о «тихой гавани»?
– Ещё в юности составил план жизни и рассчитал, сколько лет буду учиться, сколько – путешествовать. Но это только план. Поэтому всем, а особенно близким, только обещаю, что вот эта (а потом – следующая и так далее) экспедиция последняя, и я начну другую жизнь.

***

У отца Фёдора Конюхова 3 детей и 6 внуков. В последние годы свободное от путешествий время он вместе с женой Ириной и младшим сыном Николаем часто проводит в деревне под Тулой в Заокском районе, где местная администрация выделила ему в пользование 70 гектаров земли.

  • 12 декабря – 70 лет со дня рождения  Фёдора Конюхова.

«В своей деревне строю храм, – делится он. – Стараюсь делать что-то полезное: по весне сколачиваю скворечники, обихаживаю сад. Это в 110 километрах от Москвы. Там, в создаваемом нами биосферном заповеднике, сотни скворечников!». Для Конюхова эта деревня – проект всей жизни. Главная улица в деревне Конюхова – улица Путешественников. Конюхов планирует построить здесь детский спортивно-туристический лагерь, музей и библиотеку. Сюда он хотел бы переехать из Москвы окончательно, когда совершит свой последний поход. Но когда это произойдёт – пока не известно.

***

На катамаране NOVA на солнечной энергии Конюхов собирается совершить первый в мире одиночный переход через  Атлантический и Тихий океаны. В очередной раз он бросает вызов морской стихии и человеческим возможностям. Так, в открытом море, Фёдор Конюхов решил встретить свой юбилей.

«Такой вот подарок решил себе сделать, – делится путешественник. – Если позволит погода, стартуем 12 декабря 2021 года».

Катамаран NOVA – маломерное двухкорпусное судно океанского класса длиной 11 и шириной 7 метров, способное развить скорость до 5-7 узлов. Энергетическая силовая установка уникального судна является полностью электрической и не загрязняет океан и атмосферу.  Расчётная штормоустойчивость катамарана – 8 баллов по шкале Бофорта, что обеспечивает практически неограниченный район плавания.

Старт перехода – из портового города Вальпараисо (Чили). Конюхову предстоит преодолеть 9 тысяч морских миль (более 16 500 км) в режиме автономного плавания по Тихому океану от берегов Чили до Австралии. Российский путешественник проведёт в одиночестве в открытом океане более 100 дней, проходя в среднем до 3 тысяч морских миль в месяц. Запастись достаточным количеством пресной воды для перехода длительностью до 100 дней невозможно, поэтому на борту установлен опреснитель морской воды, работающий на энергии солнца. Рацион путешественника состоит из нескольких типов сублимированного питания – лёгкого, калорийного, проверенного во многих экспедициях. Информационным партнёром проекта стала медиагруппа «Патриот», которая разделяет идеи Фёдора Конюхова. Главная тема её нового документального фильма «Идущий за Солнцем» – плавание Конюхова на катамаране NOVA – проблема загрязнения вод Мирового океана и нерационального природопользования.

  • 12 декабря – 70 лет со дня рождения  Фёдора Конюхова.

«Одна из задач, – отметил путешественник, – изучение степени загрязнения вод мирового океана частицами микропластика. На борту установлены фильтры проточного типа со сменными картриджами, способные улавливать частицы пластика размером от 200 мкм до 1,5 мм и более. В мои обязанности входит ежедневное обслуживание фильтров, упаковка и маркировка собранных образцов с указанием координат места, времени сбора и показаний водосчётчика отфильтрованной воды. Собранные образцы будут переданы в институт Ширшова (институт океанологии имени П.П. Ширшова Российской академии наук – Н.Г.) для анализа и интерпретации. В океане уже очень много микропластика, и мы хотим исследовать, в каких районах сколько, почему. Микропластик поедают рыбы, которых потом едим мы».

Свои впечатления от перехода Фёдор Конюхов запишет в видеодневнике.

«Это первое морское судно океанского класса под российским флагом, которое может работать и в беспилотном режиме, – подчёркивает старший сын путешественника Оскар Конюхов, руководитель Экспедиционного штаба. – Продолжительность автономного плавания достигает полугода, дальность - без ограничений. Современные технологии позволяют вести различные наблюдения, осуществлять фото- и видеосъёмку, забор проб воды и проводить измерения без участия человека. Благодаря этому NOVA может успешно функционировать даже в сложнейших природных условиях и зонах техногенных катастроф. Солнечную энергию мы будем использовать и при покорении воздушного океана в проекте «Альбатрос: беспосадочный полёт вокруг света»».

***

Пожелаем отцу Фёдору Конюхову Ангела Хранителя в пути, многая и благая лета!

– Я принадлежу к тем, кто идёт по дороге, – подчеркнул он в одной из наших бесед. – И дорога моя вьётся не только вокруг света, но она ещё ведёт к Храму.

Хорошо и детей вырастить, и дерево посадить, и дом построить... Тогда, говорят, ты жил на этом свете не зря. Построить Храм – это ещё большая ответственность и перед современниками, и перед потомками. Важно возводить храмы не только в городах и весях, но и в душах людей. Это самое сложное. Только тогда по-настоящему начнется возрождение нашего Отечества. Пока Россия православная – она Россия. Не будет Православия – не будет России. Молю Бога, чтобы созреть и построить Храм в своей душе.

  • 12 декабря – 70 лет со дня рождения  Фёдора Конюхова.
  • 12 декабря – 70 лет со дня рождения  Фёдора Конюхова.
  • 12 декабря – 70 лет со дня рождения  Фёдора Конюхова.
  • 12 декабря – 70 лет со дня рождения  Фёдора Конюхова.

С новыми проектами и подробной биографией Фёдора Конюхова можно познакомиться на его сайте.

Фото - с сайта Фёдора Конюхова и из открытых источников


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить