Дедушка

Мария Сараджишвили 

«Для чистых все чисто» (Тит. 1:15)

«Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле.
Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нём».
Прп. Никон Оптинский.

–  ...Я из интернациональной семьи. Дедушка Какаджан – туркмен, а бабушка Валя – русская. Мой дедушка приехал в Москву в 16 лет после интерната и не знал ни одного слова по-русски, но это не помешало ему сделать прекрасную карьеру и стать ректором института.

Он был детдомовским. В музыкальный интернат попал только потому, что там кормили, что было немаловажно для него. Господь наделил дедушку многими талантами и редким трудолюбием. При этом он был сама простота и скромность. Казалось, дедушка напрочь был лишен каких бы то ни было амбиций и тщеславия. Любые жизненные трудности встречал спокойно. А трудностей, как и у каждого человека, у него было более чем достаточно.

Бабушка, наоборот, имела взрывной характер.  Ей была свойственна частая смена настроения. То вдруг могла обидеться на всех, наговорить колкостей, потом будто кто-то в ее голове переключал тумблер, и она начинала извиняться, закутывалась в красный махровый халат и долго сидела в одиночестве, как нахохлившийся воробушек на пронизывающем ветру. Сейчас, прочитав уйму умных книжек, я понимаю, что, скорее всего, у бабушки было что-то вроде биполярного расстройства, но в СССР подобным проблемам не уделяли должного внимания.  Дедушка же с пониманием относился к особенностям жены, любил ее и жалел, потому в моих глазах был уникальным человеком. Какой мужчина станет жить с женщиной, если у нее непорядок с головой? Да сбежит на следующий же день. Много ли вы видели мужчин, приносящих, например, «передачки» в женские тюрьмы? Вот именно... В то время, как из женщин, желающих поддержать своих «в узах сущих» мужей, всегда выстаивались длиннющие очереди. Так и с больными женами. Недаром говорят в народе: «Муж любит жену здоровую, а брат сестру богатую».

Само собой разумеется, как мать, бабушка Валя оставляла желать лучшего. Мою маму растила моя прабабушка. Временами бабушке бывало особенно плохо, и она ложилась в психиатрическую больницу на лечение. Дедушка каждый день собирал специальный чемоданчик, клал в него рядком баночки с салатами и маринованными огурчиками – всё то, что любила бабушка Валя, и шел ее проведывать. Обычно люди скрывают подобные диагнозы, стесняются душевной болезни своих близких. Дедушка переносил все спокойно, без саможаления. Так, значит, так. Через это надо пройти. И ходил в больницу с чемоданчиком столько, сколько было нужно. Соседи, конечно, замечали неладное, но с расспросами не лезли.

А дедушка разрывался между работой и домом. Высокий пост – это ведь не только хорошая зарплата и служебный автомобиль, но еще и зависть со щупальцами интриг, откуда не ждешь. Проработав 15 лет ректором, дед был снят с должности по доносу, но не сожалея об утрате, пошел трудиться простым преподавателем.

– Без работы не останусь. Что ни делается, все к лучшему. Меньше денег, меньше и головной боли, – полагал он.

Было и такое. Приходит он к своему больному другу, а тот говорит:

– Не приходи ко мне, Какаджан. Дай умереть спокойно. Это ведь я на тебя донос написал. Мне стыдно.

  А дедушка ему в ответ:

 – Да я знаю. Ничего страшного. Вот яблоки кушай и не переживай. Я не обижаюсь.

Когда бабушка умерла, он рыдал, не стесняясь своих слез. А если моя мама начинала перечислять свои детские обиды и душевные травмы, только сетовал: «Ай, болезнь проклятый!»

Маме было трудно ее простить, а дедушка, наоборот, по простоте душевной, не помнил ничего плохого. Это редкое качество помогало ему жить и идти вперед, несмотря ни на что. Многим из нас требуются невероятные усилия, чтобы воспитать в себе эту добродетель, а ему она, наверное, была дана изначально. Так и стоит у меня перед глазами дедушка среди цветов, которые сам посадил на бабушкиной могиле. Он часто ходил на кладбище, ухаживал за цветами. И все говорил с грустью:

– Ах, какая у меня была чудесная жена! Ни у кого такой не было… Как мы прекрасно жили! Только вот болезнь дело портила.

Потом женился второй раз, чтобы детям было лучше. Ко второй жене относился ровно, уважительно, исполнял свои семейные обязанности, но не больше. Дедушка был однолюбом.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить